Новости – Донбасс












Донбасс
Они сражались за Новороссию

Наблюдатель на блокпосту. Фото: Юрий Георгиев
Репортаж с луганской передовой
15 мая, 2016 11:00
8 мин
Масштабные боевые действия в Донбассе не ведутся. Но малая война продолжается — на линии соприкосновения по-прежнему звучат выстрелы и гибнут люди. Корреспондент «Русской Планеты» побывал в зоне конфликта.
«Призрак» бродит по Донбассу
Одним из самых успешных и известных подразделений ополчения в разгар войны была механизированная бригада «Призрак». Особенно отличилась бригада в боях под Дебальцево. Трагическая гибель создателя и командира «Призрака» Алексея Мозгового, попавшего в засаду на шоссе между Алчевском и Луганском в мае прошлого года, не деморализовала бригаду. «Призрак» продолжает существовать и защищать Луганскую Народную Республику. А идеи народовластия и социальной справедливости по-прежнему популярны среди его бойцов.
Однако опыт боевых действий показал: народные республики нуждаются не просто в ополчении, формирование которого происходило во многом стихийно. Да и боевые действия зачастую велись так же. Для противостояния войскам киевского правительства нужна регулярная армия. С января этого года вооруженные формирования ЛНР сведены в корпус народной милиции, построенной на принципах современной армии. Все военнослужащие проходят службу на основании контракта. Во 2-й корпус входят 2-я гвардейская мотострелковая, 4-я гвардейская мотострелковая и 7-я мотострелковая бригады, казачий полк имени атамана Платова, танковые, артиллерийские и другие части. А также 14-й отдельный мотострелковый батальон территориальной обороны «Призрак». За «Призраком» остался тот же участок фронта, что и ранее. Мы направились туда.
По дороге, в районе Новосветловки, мы останавливаемся возле подбитого танка. Экипаж этого Т-72, состоявший из российских добровольцев, погиб в разгар боев за Луганск летом 2014 года. Сегодня навечно замершая на обочине боевая машина превращена в народный памятник. Один за другим возле него притормаживают автомобили, люди выходят и кладут цветы в память о погибших за их свободу трех танкистах.
Дарья Луганская
41-й блокпост занимают бойцы-интернационалисты. На рукавах камуфляжей многих из них нашивки с пятиконечной звездой и эмблемой ДКО — Добровольческого коммунистического отряда. Ребята говорят, что на той стороне его бойцов в плен не берут…
В «Призраке» воюют представители разных стран — Сербии, Италии, Испании, Франции, Германии, Сирии, Индии и Латвии. В бригаде воевал американец, собирается присоединиться представитель Великобритании. По сути, здесь возрождены традиции Интербригад, некогда первыми вступивших в войну с фашизмом в Испании. Много добровольцев из России, но основу составляют местные ополченцы. С молодым парнем из Латвии вспоминаем о том, какой была советская Рига, сколько в ней работало заводов и предприятий. И что стало с латвийской промышленностью и социальной сферой после того, как ЕС «освободил» Латвию от «советских оккупантов».
К блокпосту нас ведет один из известных командиров батальона «Призрак» Алексей Марков, позывной Добрый. Через плечо у него переброшен автомат Калашникова. Нас просят разбиться на небольшие группы и идти по шоссе с интервалами — так легче уцелеть в случае обстрела. На подходе к блокпосту группу встречает его начальник, позывной Россомах. Интеллигентный человек в очках, с бородкой и мягкой улыбкой. Воюет здесь с 2014 года. Заходим на блокпост. Точнее, это узел обороны — никакого движения по дороге, которую он наглухо перекрывает, давно уже нет. Бруствер выложен из мешков с песком и прикрыт маскировочными сетками, влево и вправо от него отрыты окопы. Собственно говоря, в этот жаркий майский день основным занятием бойцов блокпоста является рытье новых траншей и углубление старых. Спрашиваю пожилого ополченца, интенсивно орудующего лопатой, не тяжело ли ему здесь? Он отвечает, что к войне привык — воевал еще в Афганистане. Просит только закурить.
Здесь же отрыты блиндажи — для жилья и укрытия. Спускаемся в один из них. Одеяла лежат прямо на досках. Да, жизнь в окопах не для любителей комфорта. Командир блокпоста говорит, что в таких условиях бойцы несут службу месяцами. У бруствера встречаем миниатюрную девушку в камуфляже и с тяжелым автоматом в руках. Ее зовут Дарья. До войны она училась на горного инженера-маркшейдера. Спрашиваю, что заставило ее бросить учебу и взяться за оружие. Когда девушка поднимает на меня серые глаза, понимаю всю неуместность своего стандартного журналистского вопроса. Кто-то из бойцов рядом говорит: «А что делать, если на твою землю пришел враг?». Дарья рассказывает, что в мужском коллективе чувствует себя отлично, служится ей нормально.
Карлос, дождь и пулемет
В окуляре полевого перископа хорошо видно блокпост ВСУ на противоположной стороне. Над ним развевается государственный флаг Украины, рядом — черно-красное знамя «Правого сектора». По мнению ополченцев, военнослужащие ВСУ воевать не желают. Особенно после Дебальцево. Видимо, для провоцирования напряженности на линии соприкосновения сюда периодически перебрасывают по ротации добровольческие батальоны или формирования «правосеков». Эти радикальные националисты не признают Минского перемирия, с их приходом с той стороны обязательно начинает работать снайпер. Тишина на блокпосте обманчива — только за прошлый месяц «Призрак» потерял три человека убитыми. Командир Добрый говорит, что буквально накануне с украинской стороны обстреляли группу ополченцев из крупнокалиберного пулемета «Утес». Но у бойцов «Призрака» приказ — на провокации не поддаваться.
Националисты устраивают обстрелы не только позиций вооруженных сил ЛНР или мирных сел. Ополченцы говорят, что иногда они с удивлением наблюдали перестрелки украинских частей между собой. Об их причинах можно только догадываться. Иногда радикалы стреляли по позициям ВСУ под видом ополчения, пытаясь таким диким способом мотивировать их на боевые действия. Или открывали огонь по позициям армии ЛНР из минометов, а потом спешно отходили, специально подставляя под «ответку» ополченцев не желающих воевать солдат ВСУ. Как рассказывает бывший боец бригады «Призрак» Сакай, те потом выходили в прямой эфир с просьбой: «Хлопцы, не стреляйте!». Еще на противоположной стороне с помощью стрелкового оружия и минометов, видимо, решают и вопросы столкновения экономических интересов…
Один из ополченцев рассказывает о случаях совсем неадекватного поведения противника: «Не так давно в наш тыл пробрался их одиночный боец. Открыл огонь, расстрелял четыре рожка — троих наших сделал "трехсотыми". Несмотря на это, мы ему несколько раз предлагали сдаваться. Не захотел. Тогда снайперу пришлось все закончить одним выстрелом. Поведение его было очень странным. Может, он под воздействием той же "ханки" (опиата кустарного изготовления. — РП) находился? Убитого опознали — он родом из Донецка. Что ж, в семье не без урода…».
Многие из ополченцев «Призрака», даже получив тяжелые ранения, возвращаются в строй. Водитель Джек рассказывает, как ополченец с позывным Хрон подорвался на противопехотной мине, потерял стопу. Но, вылечившись, снова вернулся в «Призрак» — научился водить автомобиль и с одной ногой.
Внезапно пошел сильный ливень. Мы прячемся под навес, а бойцы шутят: «Это Карлос почистил свой пулемет…». На блокпосте сложилась примета: как только пулеметчик Карлос смажет свой РПК, начинается дождь. Сам Карлос молча улыбается — он родом из Чили, принадлежит к одной из латиноамериканских революционных организаций и еще не совсем хорошо понимает по-русски. Но отлично знает, что такое фашизм, и воюет с ним отчаянно.

Пулеметчик Карлос
Пулеметчик Карлос. Фото: Юрий Георгиев
Ливень переходит в град. К счастью, с неба падают просто ледяные шарики, а не поражающие элементы от РСЗО «Град»…
В нескольких километрах от линии соприкосновения, в штабе «Призрака», мы встречаемся с Петром Бирюковым, который командует батальоном сегодня. На стенах командирского кабинета — портреты военачальников Красной армии. Бирюков говорит о том, что все, что сегодня происходит в Донбассе, не является конфликтом между Россией и Украиной.
Это результат мирового кризиса, потрясшего все страны. Неолиберальная экономическая модель, насаждаемая повсеместно Западом, дала серьезный сбой. Поэтому выход из кризиса международные олигархи ищут в агрессивной экспансии и войнах. Национализм и госпереворот на Украине стал одним из их инструментов. И сегодня в Донбассе проходит линия принципиального глобального противостояния добра и зла — между мракобесием и фашизмом и противоборствующими ему силами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости