Новости – Русские без границ












Русские без границ
Африн в обмен на Идлиб

В чем замысел российско-турецкого плана по северу Сирии
23 января, 2018 11:02
7 мин
В ситуации на северо-западе Сирии оказалось уж слишком много совпадений, которые крайне сложно объяснить, оставляя за скобками непубличные (но наверняка задокументированные) договоренности между Москвой и Анкарой. С большой вероятностью российско-турецкий план был утвержден на встрече военного руководства двух государств, которая прошла в стенах Минобороны РФ 18 января.
В настоящее время турецкая армия, туркоманы и «Свободная сирийская армия» (ССА) проводят операцию «Оливковая ветвь» по нейтрализации «террористов», к которым они относят курдские военизированные формирования. Одновременно с этим сирийские войска продвигаются на юге провинции Идлиб, которую контролирует лояльная Турции группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, наследница «Джебхат-ан-Нусры», запрещенной в РФ).
Суть российско-турецких договоренностей, скорее всего, сводится к тому, что Анкаре был выписан карт-бланш на ликвидацию наиболее опасных с ее точки зрения курдских группировок, дислоцированных в Африне и Манбидже. При этом Москва и Дамаск получили простор для развития наступления в Идлибе и уничтожения костяка радикальной ХТШ.
Ситуация в Сирии — это сложнейший калейдоскоп уступок, противоречий и компромиссов. Без согласия Москвы (и, наверное, Вашингтона) Анкара не могла бы в одностороннем порядке начать масштабную операцию против курдов. В Идлибе российские и сирийские войска также были скованы отсутствуем ясности в позиции Турции, которая, как уверены отечественные и зарубежные востоковеды, продолжает играть роль канала поставок оружия и переброски боевиков на север САР.
Иными словами, каждая из сторон конфликта пожертвовала своими союзниками ради достижения других целей. Судя по всему, Россия и США отдали на растерзание Турции курдов, а Анкара временно отказалась от покровительства суннитским радикалам, в которых с 2011 года вложила как минимум сотни миллионов долларов.
Ранее Россия эвакуировала из Африна Центр по примирению и силы военной полиции, которые, как предполагается, налаживали союзнические отношения с курдами. Для местного ополчения такое поведение Москвы и «понимание обеспокоенности» Анкары равносильно предательству. Чтобы сгладить углы, Минобороны и МИД РФ обвинили в эскалации насилия США. Стоит признать, это был беспроигрышный ход, так как американцы активно вооружали и обучали курдов с 2014 года.
«Крайне негативную реакцию Анкары вызвали заявления Вашингтона о создании в сопредельных с Турцией районах «пограничных сил» и другие действия американцев по развалу сирийской государственности и поддержке вооруженных группировок боевиков. Бесконтрольные поставки Пентагоном современного вооружения проамериканским формированиям на севере Сирии, в том числе, по имеющимся данным ПЗРК, способствовали быстрой эскалации напряженности в регионе и привели к проведению турецкими войсками специальной операции», — оправдывается «Оливковая ветвь» в пресс-релизе Минобороны от 20 января.
22 января министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил следующее: «Мы уже давно обращаем внимание на то, что США взяли курс на создание альтернативных органов власти на значительной части сирийской территории. Вашингтон осуществляет открытые, да и не афишируемые поставки современных вооружений в Сирию для передачи тем отрядам, которые с ними сотрудничают, прежде всего, Силам демократической Сирии, опирающимся на курдское ополчение».
Накануне Госдума предложила провести переговоры по ситуации в сирийском Африне на площадке конгресса национального диалога Сирии, который должен пройти 29-30 января в Сочи. Попытка усадить за стол переговоров конфликтующие стороны призвана продемонстрировать, что Москва не собирается быть безучастным наблюдателем за операцией, но одергивать Анкару она тоже не намерена.
Нейтральную, но лояльную Турции позицию заняли США, которые в отличие от Москвы действительно являются главными союзниками курдов. В конце 2017 года президент Соединенных Штатов Дональд Трамп и шеф Пентагона Джеймс Мэттис пообещали прекратить поставки вооружения «Силам национальной самообороны» и «Сирийским демократическим силам». Для курдов это была звонкая политическая пощечина, демонстрация того, что они являются разменной монетой в американских геополитических играх.
«Мы обеспокоены турецким инцидентом на севере Сирии. При этом во вчерашнем заявлении мы признаем и в полной мере ценим законное право Турции защищать своих граждан от террористических элементов, которые могут совершать нападения на турецких граждан и турецкую землю из Сирии», — сказал 22 января госсекретарь Рекс Тиллерсон.
Глава Госдепа, как и российские власти, выступил с миролюбивыми инициативами. По его словам, необходимо объединиться в борьбе с остатками ДАИШ (ИГ — организация запрещена в РФ), «обеспечивая мирную стабильную Сирию» и продолжение Женевских переговоров.
Стоит подчеркнуть, что ни Москва, ни Вашингтон не решились заявить о незаконности «Оливковой ветви» с точки зрения сирийского законодательства и международного права. Турция могла ввести войска только после согласия Дамаска или с санкции Совета безопасности ООН. Этот вопрос великие державы благополучно проигнорировали.
Примечательно, что на официальным уровне правительство САР разразилось праведным гневом, пообещав сбивать турецкие самолеты. Однако столь грозные декларации из Дамаска звучат постоянно, причем не только в адрес Анкары (имеется в виду Израиль, чьи ВВС регулярно нарушают воздушные рубежи САР). До сих пор сирийские ПВО не сбили ни одного вражеского самолета, хотя обладают достаточно боеспособными зенитными комплексами.
С большой вероятностью руководство арабской республики также является участником происходящего на наших глазах спектакля, затеянного Турцией, РФ и США. Во-первых, никаких реальных рычагов влияния на Анкару у Дамаска попросту нет. Во-вторых, при всех минусах турецкой интервенции Башару Асаду выгодно ослабление курдских вооруженных формирований.
С точки зрения официального Дамаска курды являются такими же сепаратистами и оппозиционерами, как и радикальные исламисты. В этом негативном отношении к стремлению курдов создать автономию или независимое государство Асад с Эрдоганом един. Более того, до 2011 года курдский вопрос был одним из объединяющих сфер сирийско-турецкого сотрудничества.
Сейчас говорят пушки и в ближайшие дни или недели станет понятно, насколько успешным оказался российско-турецкий план, который пока принимает Вашингтон. На текущий момент никто не достиг серьезных результатов. Регулярная армия Анкары и подконтрольные ей боевики столкнулись с упорным сопротивлением в Африне и не могут ничем похвастаться.
На юге Идлиба сирийские войска еще 20 января смогли организовать котел, куда угодили джихадисты ХТШ, и освободили без боя авиабазу Абу-Духур. Исламисты решили отступить (возможно, по указанию из Анкары), однако дальнейшее продвижение правительственных сил может быть подорвано из-за находящейся в их тылу группировки ДАИШ, которая активно пополняется боевиками ХТШ.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости