Афганистан
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Афганистан
Афганистан

Провальная «четверка»

Нынешний формат мирных переговоров по «Талибану» без участия России обречен на провал

Илья Савин
3 мин

Президент Афганистана Ашраф Гани (в центре) на совместном заседании Национального Собрания в соединении парламента в Кабуле. Фото: WAKIL KOHSAR/АFP

Концепция формата «четверки» для организации переговоров с талибами потерпела полный провал, как ранее и предсказывала официальный представитель МИД России Мария Захарова. В последние две или три недели в афганской прессе совершенно исчезли сообщения о работе «четверки» (хотя ранее эта тема усиленно освещалась), а источники в МИД и МО Афганистана считают, что вся идея переговоров в формате «четверки» была более всего выгодна Пакистану и отчасти Китаю.
Пакистан стремился добиться от Афганистана серьезных уступок, особенно по «линии Дюранда» (до сих пор не размеченная граница между Пакистаном и Афганистаном), но при этом он сохранял контроль над руководством «Талибана» (организация запрещена в РФ). Судя по всему, позиция талибов на переговорах (немедленный вывод американских войск, формирование временного правительства с участием талибов и так далее) — это продукт пакистанского влияния, стремящегося создать в Афганистане марионеточное правительство.
Более того, после кровавого теракта в Кабуле и среди населения идея вести переговоры с талибами, которая и раньше казалась подозрительной, теперь  воспринимается как неприемлемая. Простые жители требуют мести за пролитую кровь, а не переговоров. Это отразилось даже в позиции официальных органов. Заместитель представителя президента Афганистана Дава Хан Менапал назвал талибов врагами народа. Это не просто заявление — это официальная позиция высокопоставленного органа. Таких резких заявлений от руководства Афганистана в адрес талибов ранее не звучало.
Провал «четверки» произошел по причине кризиса доверия, который, в свою очередь, связан с тем, что участники этого формата добивались не соглашения и мира, а своих эгоистичных целей. Когда это становилось достаточно очевидным, переговорный процесс разваливался. И в Афганистане, и в Пакистане по поводу четверки продолжают существовать разногласия без единой концепции, например, в Исламабаде правительство за формат, а ISI-разведка против. В пакистанской газете «Джанг» от 21 апреля в статье местного аналитика, эксперта Имрана Хана отмечается, что Сартадж Азиз (пакистанский представитель в «четверке») недоволен политикой афганской власти, и что для Талибана не существует компромисса.
В Кабуле среди сторонников премьера Абдуллы Абдуллы достаточно много противников «четверки», в то время, как среди команды Ашрафа Гани — больше сторонников формата. Таким образом, можно анализировать, что и в Пакистане, и в Афганистане умеренные политики, принимавшие решение и имеющие влияние на руководства стран за расширение «четверки» достаточно влиятельны. Эти политики обладают своей командой и выступают за продолжение переговоров с Талибаном, но уже в новом, расширенном и многостороннем составе, включающем 5 стран Центральной Азии, Россию, Иран и Индию.
Российский рецепт
Россия, как держава, стоящая над схваткой и учитывающая интересы всех сторон, может и должна предложить свой вариант разрешения ситуации в Афганистане.
Конечная цель любых переговоров по Афганистану — прекращение войны и установление прочного мира в Афганистане, противостояние наркоторговле и религиозному экстремизму при уважении суверенитета Афганистана.
Определение характера политического и общественного строя, формирование правительства и органов власти является внутренним делом Афганистана, однако договаривающиеся стороны настаивают, чтобы сам процесс этот был демократическим, справедливым, без насилия и диктата (из чего, в частности, следует, что если представители «Талибана» после заключения мирного соглашения придут к власти демократическим путем, то это будет признано Россией).
Договаривающиеся стороны также должны отказаться от силового разрешения спорных вопросов, касающихся Афганистана. А боевикам вооруженной оппозиции, прекратившим боевые действия и сдавшим оружие, должна гарантироваться амнистия; боевики афганского гражданства могут по желанию вступить в Афганскую национальную армию, иностранные боевики могут принять афганское гражданство или вернуться на родину.
В Афганистане не должны находиться иностранные войска и иностранные военные базы; гарантируется нейтральный и внеблоковый статус Афганистана.
Страна должна быть очищена от международных террористических организаций (таких как «Аль-Каеда» и «Исламское государство»); необходимы гарантии не предоставления убежища и помощи членам этих организаций.
Декларация целей переговоров очень важна, поскольку она позволит пресекать попытки вносить в повестку вопросы, напрямую национального примирения не касающиеся, вроде признания Афганистаном «линии Дюранда».
Опыт, который можно было бы применить в Афганистане — проведение переговоров, исходя из сирийского опыта. И главный залог их успешности — это перемирие. Все враждующие стороны: афганская армия, «Талибан», иностранный военный контингент — должны на время ведения переговоров воздержаться от каких-либо боевых действий и актов насилия. Силы сторон остаются в занимаемых районах на момент объявления перемирия. «Талибан» должен предоставить дислокацию своих отрядов, чтобы отличить их от отрядов международных террористических организаций.
Переговоры проходят в Кабуле, афганское правительство гарантирует неприкосновенность и безопасность делегаций «Талибана» и других группировок, пожелавших вступить в переговоры.
Весьма важное предварительное условие для ведения переговоров состоит в том, что «Талибан» должен представить доказательства своей политической независимости от Пакистана, либо от других стран или международных террористических организаций. Только в этом случае их можно признавать в качестве участников переговоров. Если «Талибан» полностью зависим, скажем, от Пакистана, то целесообразнее договариваться напрямую с Пакистаном.
Такой подход к организации мирных многосторонних переговоров может быть наиболее эффективным и привести к достижению соглашения между враждующими сторонами, а также укрепить политический авторитет России на международной арене и в регионе. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин