Новости – Афганистан












Афганистан
Политика чужими руками

Четырехсторонние переговоры в Кабуле. Фото: AFP
Исламабад продолжает защищать формат «четверки»
26 мая, 2016 14:30
5 мин
После гибели лидера «Талибана» муллы Мансура представители Пакистана неожиданно заявили, что ликвидация главаря талибов может иметь негативные последствия для переговоров в формате «четверки». Об этом заявил специальный помощник премьер-министра Пакистана по международным делам Сиед Тарик Фатими. Пакистан недоволен тем, что ликвидация произошла на территории именно этой страны, расценив операцию как нарушение суверенитета страны и подрыв переговоров в формате «четверки».
«Переговоры о переговорах»
Между тем ссылку на переговоры в формате «четверки» вряд ли можно принимать всерьез, поскольку он определенно имел весьма косвенное отношение к переговорам собственно с талибами. Не было никаких признаков того, что талибы принимают активное участие в «четверке». Без их участия эти переговоры были и являются, по существу, «переговорами о переговорах», не способными в реальности привести к какому-либо соглашению с талибами. К тому же сам мулла Мансур еще в марте 2016 года заявил, что не будет участвовать в переговорах с афганским правительством без выполнения предварительных условий.
Теперь же, после выбора нового лидера «Талибана», которым стал Хабатулла Ахундзада, надеяться на мирные переговоры тем более не придется. Одно из первых заявлений нового лидера заключается в том, что «Талибан» отвергает мирные переговоры и будет продолжать борьбу.
Таким образом, столь рьяно защищаемый Пакистаном формат перспективой не обладал. «Четверка» могла закончиться успехом только в одном случае: если бы ее участники уговорили Афганистан пойти на безоговорочные уступки талибам.
Политические задачи для «Талибана»
В отношении «Талибана» Пакистан проводит неоднозначную и весьма противоречивую политику. С одной стороны, талибы явно имеют в Пакистане поддержку (в конце 1990-х годов пакистанская армия прямо помогала талибам в войне в Афганистане), в том числе и от военных кругов и разведки ISI. С другой стороны, иногда против них проводятся военные операции. До сих пор не совсем понятно, враги ли для Пакистана талибы или нет?
Вероятно, Пакистан рассматривает талибов как инструмент для решения собственных политических задач, притом весьма разнообразных.
Во-первых, это своеобразная канализация общественного недовольства. Пакистан является страной чудовищного социального расслоения и недовольство низов нищетой и безысходностью жизни может быть очень опасным. «Талибан» и его пакистанские филиалы выступают как средство направления опасной активности в приемлемое для власти русло. Одновременно талибы, насколько можно судить, используются и для решения чисто внутриполитических проблем.
Во-вторых, Пакистан всерьез беспокоит проблема Белуджистана с имеющимися там сепаратистскими настроениями. Эта часть страны является фактически колонией с неадекватно низким уровнем жизни местного населения, но при этом является стратегически важной, поскольку там находятся основные запасы природного газа — главного топлива для энергетики еще с начала 1970-х годов. Непризнание Афганистаном «линии Дюранда» делает возможным отделение пакистанского Белуджистана: либо через создание собственного государственного образования, либо путем присоединения к Афганистану. «Талибан» в таком раскладе должен увлечь белуджей неким миражом создания исламского эмирата и отвлечь их от проблем самого Белуджистана.
В-третьих, при помощи «Талибана» Пакистан явно стремится создать в Афганистане марионеточное, пропакистанское правительство. Однако действует Пакистан осторожно, определенно опасаясь крупного военного конфликта, наподобие войны с Индией в 1971 году, которая закончилась поражением Пакистана и отделением Восточного Пакистана (ныне Бангладеш). Если даже такое правительство утвердить не получается, то талибы выступают по меньшей мере средством давления на афганскую сторону.
С этой точки зрения «Талибан» Пакистану очень нужен, и с его разгромом они лишаются одного из самых своих действенных политических инструментов.
Дружба разведок — в интересах Пакистана
Талибы были использованы для комбинации, связанной с подписанием соглашения о сотрудничестве между пакистанской ISI и Управлением национальной безопасности Афганистана. Афганские источники утверждают, что это соглашение, якобы нацеленное против талибов, на деле представляет собой способ влияния пакистанской разведки на афганскую и использование ее в своих целях.
Думается, что непосредственным итогом этого сотрудничества разведок будет выгода для пакистанской стороны. В зоне афгано-пакистанского приграничья действуют различные группировки боевиков. В общем и целом, их всех называют талибами, но на деле они представляют разные силы. При этом не все из этих группировок полностью подконтрольны Пакистану. Подписав соглашение о сотрудничестве, пакистанская разведка получает возможность наносить удары по неподконтрольным себе группировкам, чем и будет усиливать эффективность использования «Талибана» в своих политических целях.
Необходимость этого для пакистанской стороны тем более очевидна, что афганские спецслужбы или иностранные военные могут сильно повлиять на ситуацию, нанеся успешный удар по руководству той или иной группировки.
Отсюда становится ясным и нежелание Пакистана приводить талибов за стол переговоров «четверки», поскольку, сделав это, пакистанская разведка раскрыла бы не только сам факт своего влияния на талибов, но и сведения о том, кто именно им подчиняется. Хотя уже, по имеющимся сведениям, можно судить, что катарский офис «Талибана» — это пакистанская креатура.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости