Афганистан
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Афганистан
Русская планета
Афганистан

Афган восходящего солнца

Тонкости японской внешней политики в Афганистане

Михаил Шах
11 мая, 2016 15:30
5 мин

Синдзо Абэ и Владимир Путин во время встречи в Сочи. Фото: Павел Головкин/ POOL / AFP

На прошлой неделе в Сочи прошли переговоры японского премьер-министра Синдзо Абэ и Владимира Путина. Встреча, как может показаться на первый взгляд, прошла без громких заявлений. Однако речь на ней шла не только о российско-японских делах. Одной из тем стал Афганистан. «Русская Планета» решила разобраться в тонкостях японской внешней политики в этом регионе.
Участие Японии в политике в Афганистане все эти годы было довольно интенсивным, хотя и не публичным. Японское правительство еще в 2001 году с готовностью откликнулось на предложение США участвовать в урегулировании ситуации в Афганистане, но отказалось направить войска в страну: этого не позволяла Конституция Японии. Для того, чтобы отправить вооруженные силы в Индийский океан (официально – для защиты торговых путей от пиратов) потребовалось принимать специальный антитеррористический закон. Поэтому в Афганистане вместо военного участия Япония играла значимую роль в политических и экономических механизмах урегулирования, например, в конференциях по восстановлению Афганистана.
Первая такая конференция состоялась в 2002 году в Токио. Также в рамках реформы сектора безопасности, принятой в 2002 году, Япония совместно с ООН отвечала за программу разоружения 2002-2005 годов, демобилизацию и реинтеграцию и должна была собрать около 8 млн единиц оружия, находящегося на руках у населения в Афганистане. С 2009 года Япония помогала финансировать укрепления афганской полиции: финансовая помощь на выплату зарплаты, строительство учебно-тренировочных центров.
В преддверии вывода иностранных войск в 2012 году был создан так называемый «Токийский механизм» поддержки Афганистана в переходное десятилетие, в 2015-2025 годах, предусматривающий выделение финансовой помощи, в которой Япония играет роль координатора. Помимо этого, сама Япония с 2001 по 2013 годы выделила 4,9 млрд долларов, и занимает второе место в списке финансовых доноров после США.
Внутрияпонский контекст
Участие Японии в афганской политике всегда вызывало вопросы, поскольку в нем не просматривалось какого-либо особого прямого политического или экономического интереса. В особенности трудно воспринимался объем финансовой помощи Японии, поскольку было очевидно, что вернуть эти деньги за счет экономического сотрудничества не получится и за десятилетия, к тому же у Японии в Афганистане пока нет выраженных экономических интересов.
На фоне трудностей понимания сформировалось весьма широко распространенное мнение, что Япония участвует в афганской политике в силу своих отношений с США, как союзник и как сателлит.
Однако это утверждение не совсем верно. У подобной политики определенно есть внутрияпонский аспект, который и определял существенные стороны участия Японии. Дело в том, что у Японии сейчас, в силу далеко не полноправного военно-политического положения (навязанного как союзным договором с США, так и Конституцией Японии, написанной во время оккупации Японии американскими войсками), крайне мало сфер внешней политики, в которой страна могла бы занимать лидирующую роль или, по крайней мере, участвовать на равных. Афганистан в этом смысле является отдушиной, через которую японское правительство может реализовать свои внешнеполитические амбиции.
Несмотря на то, что участие Японии в Афганистане было подчеркнуто невоенным, тем не менее, судя по всему, именно афганский вопрос послужил главным средством снятия запрета Японии на военные операции за рубежом и на право на коллективную самооборону. И то, и другое было разрешено законом, вступившим в силу в марте 2016 года. Мотивировкой для принятия такого решения стала необходимость для защиты граждан Японии от террористических посягательств за рубежом. Хотя ряд экспертов считает, что в действительности эта мера направлена на решение проблемы спорных островов, в частности, островов Сенкаку; в конце марта 2016 года на ближайший к ним остров Енагуни был направлен гарнизон с радарной установкой.
Таким образом, японцы воспользовались ситуацией и на почве достигнутых политических успехов сняли ряд ограничений, наложенных статусом страны, потерпевшей поражение во Второй мировой войне и до сих пор занимающей неравноправное положение в мире.
Интерес снизился, но остается
Вместе с тем японское правительство совершенно не заботит устойчивость достигнутого в Афганистане результата по части разоружения, примирения и экономического восстановления страны, и эффективности истраченных там средств. Не заботит потому, что это не является главной целью политики Японии в Афганистане.
К настоящему моменту главной цели Япония уже добилась. Теперь Афганистан представляет для нее значительно меньший интерес, чем раньше, особенно в контексте сложной обстановки в Северо-Восточной Азии, вблизи собственных берегов, где есть угрозы от КНДР, спорные острова и нерешенный территориальный спор с Россией.
Но в то же время Япония не будет отказываться от афганской политики в целом, чтобы не терять своего места среди круга стран, решающих важнейшие мировые проблемы. Афганистан через некоторое время может стать для Японии средством достижения новых рубежей во внешней политике.
темы
5 мин