Две главные беды Афганистана
2 мин чтения
Фото: Omid / Zuma / TAСС

Фото: Omid / Zuma / TAСС

Прекращение войны и восстановление транспортной системы — ключ к развитию Афганского государства

Афганские грузоперевозчики сталкиваются с серьезными ограничениями при прохождении афгано-пакистанской границы и терпят убытки. По мнению представителей Торгово-промышленной палаты Афганистана, эти препятствия возникают не без помощи пакистанской разведки ISI — об этом корреспонденту РП рассказал председатель Торгово-промышленной палаты ИРА Мохаммад Курбан Хакджу.

Для решения вопроса Торгово-промышленная палата Афганистана предлагает присоединиться к системе TIR — «Международные дорожные перевозки». Это международная система, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, призванная упростить административные формальности при международных автоперевозках. На сегодняшний день она действует в 57 странах мира.

Афганистан пока не подписал соглашение о присоединении к системе, но применяет все его положения, касающиеся международных перевозок. Присоединение Афганистана к соглашению было отложено по требованию Таможенного комитета, а также Министерства финансов Афганистана: им не понравилось увеличение таможенных сборов, которое последовало бы вслед за подписанием документа. Однако в поддержку предпринимательства выступило Министерство транспорта и авиации Афганистана, приступившее к частичной реализации положений этого международного соглашения.

Местным и иностранным предпринимателям много хлопот доставляет разрушенная в результате длительных войн транспортная инфраструктура страны. Несмотря на наличие большого количества полезных ископаемых, доступных для освоения, Афганистан не может приступить к их масштабной разработке, не имея развитой транспортной системы и сопутствующей инфраструктуры как важной части дальнейшего роста экономики.

В Афганистане действуют сразу два органа, ответственных за состояние дорог — Национальный комитет по развитию инфраструктуры и транспорта и собственно Министерство транспорта, — но их усилий явно не хватает, а взаимодействие между этими структурами не налажено. Фронт работ поистине огромный: это улучшение и ремонт дорог, строительство дополнительных шоссе для пассажирского и отдельно для грузового транспорта, развитие железнодорожного сообщения. Отсутствие инфраструктуры снижает привлекательность страны в глазах инвесторов, как внутренних, так и иностранных.

Именно с иностранными инвесторами в Афганистане связывают надежды на восстановление разрушенной инфраструктуры. Например, Япония помогает афганцам в строительстве дороги в провинции Парван. А к реализации проекта по строительству автотрассы в провинции Гильменд стоимостью 33,7 млн долларов подключился Азиатский банк развития. Генподрядчиками выступают афганские и китайские строительные компании. Интересны транспортные проекты в Афганистане не только азиатам: например, Германия профинансировала строительство 11-километровой дороги между городом Балх и мостом Бангала стоимостью 3,3 млн евро.

Несмотря на радужные перспективы, открывающиеся перед Афганистаном с каждым новым заключенным контрактом, проблем остается слишком много. Министр транспорта Мохаммадулла Баташ рассказал «Русской Планете», что возраст ныне существующей транспортной системы страны — 60 лет. Всего в Афганистане зарегистрировано около 1,9 млн государственных и частных транспортных средств, из них почти 500 тыс. — государственные, в том числе 312 тыс. грузовиков-дальнобойщиков, около 100 тыс. автобусов и почти 20 тыс. городских такси. Многие транспортные средства давно нуждаются в ремонте. Ежегодно на дорогах в результате ДТП по всей стране гибнет свыше 5 тыс. человек, подчеркнул министр.

Именно слабость афганской транспортной системы — не только автомобильной, но и в первую очередь железнодорожной — считается одной из главных причин, по которой не могут развиваться российско-афганские экономические отношения в экономическом плане. Афганистан мог бы поставлять в Россию свою сельскохозяйственную продукцию, но количество пересекаемых при этом государственных границ делает подобные поставки экономически необоснованными.

Кстати, в свое время существовала совместная афгано-советская компания «Афсутр», позволившая наладить транспортное сообщение между странами. Она была ликвидирована в 1991 году вместе с распадом СССР. Этот проект может получить второе дыхание в рамках ШОС, и сегодня такое сотрудничество важно для региона, как никогда. Присоединение Афганистана к соглашению о международных дорожных перевозках и устранение таможенных и административных барьеров позволит, к примеру, пакистанским предпринимателям перевозить товары в страны Центральной Азии и в Россию в обход морских перевозок и без неизбежной выплаты дани европейским судоходным компаниям.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос План Б для президента Далее в рубрике План Б для президентаДля чего в Афганистане создается Высший совет управления образованием Читайте в рубрике Истребители против Эрдогана: путчисты настроены радикальноЭрдоган чудом избежал смерти: атака в Мармарисе Истребители против Эрдогана: путчисты настроены радикально
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!