Происшествия
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Происшествия
Русская планета

Крушение ИЛ-112В. Версии и выводы

Фото: СК РФ
Фото: СК РФ
России предстоит проделать долгий путь, чтобы нарастить компетенции в авиации до мирового уровня
Александр Кочан
18 августа, 2021 11:54
8 мин

Крушение первого опытного образца лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В можно назвать характерным эпизодом истории этого проекта-долгостроя авиастроительного сектора нашей страны.

Напомним, машина рухнула 17 августа вблизи подмосковного села Никольское (Одинцовский район), совершая перелёт на аэродром Лётно-исследовательского института им. Громова в Жуковском.

Ил-112В управляли шеф-пилот «Ил», Герой России Николай Куимов, лётчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев. Весь экипаж самолёта погиб.

На кадрах катастрофы видно, как у опытной машины, летевшей на малой высоте, загорелся правый двигатель. Затем Ил-112В накренился на правый борт, свалился в штопор и ударился носом о поверхность. Трагедия произошла в считанные секунды.

Госкорпорация «Ростех» создала комиссию для расследования инцидента, а Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Рассматривается несколько версий трагедии. Эксперты склоняются к тому, что первопричиной катастрофы послужила техническая неисправность Ил-112В. Оказавшись не по своей вине в экстренной ситуации, ряд ошибочных действий могли совершить уже сами лётчики.

Скорее всего, экипаж пытался безуспешно отключить и потушить загоревшийся двигатель. Затем лётчики решили отвести самолёт от жилых домов и посадить его на более-менее пригодную площадку (Ил-112В приспособлен для эксплуатации на грунтовых аэродромах).

Установление причин трагедии может оказать решающее влияние на программу создания Ил-112В. Если судить по тональности федеральных СМИ, с большой вероятностью лётчики не будут объявлены виновниками катастрофы.

Фактически остаются два объяснения инцидента: ошибка инженерно-технического персонала, который обязан проводить осмотр машины до и после каждого вылета, и неисправность систем или агрегатов (видимо, двигателя) Ил-112В.

Если говорить о техническом факторе катастрофы, то здесь следствие должно установить, где был допущен роковой дефект. Это следствие ошибок конструкторов «Ила» или поставщиков элементов, из которых собирается машина?

По данным источников газеты «Известия», Минобороны неоднократно обращало внимание на неполадки в работе силовой установки разбившегося самолёта. Ил-112В оснащён двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург). На сегодняшний день сертификация агрегатов ещё не завершена.

По сообщению источника РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе РФ, программа лётных испытаний Ил-112В будет продолжена, но не скоро.

«В настоящее время второй опытный образец Ил-112В проходит прочностные испытания на стенде, третий и четвертый опытные самолёты будут подключены к полётам. Ожидается, что третий и четвёртый образцы поднимутся в воздух для продолжения лётных испытаний летом следующего года», — заявил собеседник агентства.

Рухнувший в Одинцовском районе самолёт был собран в цехе «Воронежского акционерного самолётостроительного общества» (ВАСО) в рамках контракта с Минобороны РФ. Первый полёт машина совершила в конце марта 2019 года. Это событие воспринималось как крупный успех отечественного авиастроения.

«Великолепный самолёт, вопросов к нему нет, полёт прошёл хорошо», — сказал тогда Куимов.

Потребность в самолёте такого класса у России необычайно велика. Ил-112В призван заменить парк устаревающих по ресурсу лёгких военно-транспортных машин Ан-24 и Ан-26.

Правительство РФ оценивает потребность военных и государственных структур в 200 единиц. Серийные поставки Ил-112В планировалось начать в 2023 году и довести ежегодный темп производства до 12 машин.

Проект Ил-112В выиграл конкурс Минобороны РФ в далёком 2003 году. Предполагалось, что поставки самолёта начнутся в 2007 году. Однако разработка машины затянулась, а с приходом на Фрунзенскую набережную Анатолия Сердюкова военное ведомство решило сделать ставку на украинский Ан-140.

Тогдашний министр обороны, который сейчас занимает должность главы авиационного кластера «Ростеха», пояснил, что Ил-112В слабо соответствует современным требованиям. Также он раскритиковал силовую установку за недостаточную мощность.

Со своей стороны отметим, что Ан-140 — достойный военно-транспортный самолёт. Его единственным, но очень существенным недостатком является зарубежное происхождение. В условиях высоких геополитических рисков Россия не может позволить себе столь сильную технологическую зависимость от любого иностранного государства, особенно в военной сфере.

Государственный переворот в Киеве и разрыв военно-технических отношений с Украиной перечеркнул планы закупок Ан-140. Осенью 2014 года Минобороны подписало с ильюшинцами контракт на завершение опытно-конструкторских работ по Ил-112В и постройку первых опытных образцов.

Ожидалось, что лётные испытания Ил-112В стартуют в течение 2015 года, но и на этот раз сроки сильно поползли вправо. Военные были недовольны избыточной взлётной массой машины, и все эти годы ильюшинцы, видимо, пытались решить проблему за счёт изменения конструкции самолёта.

Вполне возможно, что у Ил-112В были выявлены и другие серьёзные дефекты. Однако неуёмная тяга пиару подталкивала власти и разработчика к тому, чтобы побыстрее объявить об успехах в реализации проекта.

Минобороны РФ и ПАО «Ил» постоянно хвалили Ил-112В. В частности, отмечалось, что машина превосходит по транспортной эффективности советские самолёты и способна конкурировать с лучшими иностранными самолётами этого класса.

«В перспективе Ил-112 заменит не только Ан-26, который превосходит по большинству параметров на 30-40%, но и составит конкуренцию мировым транспортным самолётам такого класса», — говорилось на сайте военного ведомства ещё до первого полёта экспериментального самолёта.

Тем не менее, не составляет труда сравнить заявленные технические показатели Ил-112В и устаревающего Ан-26, чтобы понять отсутствие прорывных решений в российском самолёте.

Например, по многим ключевым параметрам (дальность, скорость, грузоподъёмность, дистанция для взлёта и посадки) машина принципиально не отличается от Ан-26. Реальное превосходство Ил-112В заключено прежде всего в грузовой кабине, более современных средствах погрузки-разгрузки и радиоэлектронном оборудовании.

В концептуальном отношении Ил-112В сложно назвать действительно новым типом военно-транспортного самолёта. Машина, по сути, представляет собой, доработанную укороченную версию турбовинтового ближнемагистрального пассажирского Ил-114, разработанного в 1980-е годы.

Кстати, наша страна занимается реанимацией Ил-114 в рамках курса на импортозамещение. Учитывая, что машины похожи концептуально и сильно унифицированы (в том числе по двигателям), дальнейшая реализация проекта Ил-114-300 для отечественной гражданской авиации также подвергается потенциальному риску.

Конечно, неправильно сейчас сгоряча хоронить Ил-112В и Ил-114-300, признавая их небезопасными, особенно если дефект заключается исключительно в двигательной установке, которая к тому же ещё не сертифицирована. В оба проекта были вложены миллиарды рублей и эти деньги не должны пропасть.

Однако уместно сделать вывод о том, что отечественной конструкторской школе предстоит проделать ещё очень долгий путь, чтобы нарастить компетенции в авиа- и двигателестроении до мирового уровня, а также научиться создавать по-настоящему новые военно-транспортные и ближнемагистральные пассажирские машины.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ