Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

«Звездопад» губернаторов. Что будет с регионами России?

Фото:
Фото: Kremlin.ru
Почти весь период правления Путина Кремль пытается наладить адекватную систему отбора губернаторских кадров
Степан Зайцев
14 октября, 2021 11:29
9 мин

Как и предсказывали политологи, после думских выборов в России начался сезон отставок губернаторов. В частности, до избирательной кампании с таким прогнозом выступали эксперты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).

Напомним, в октябре своих постов лишились Дмитрий Миронов (работал губернатором Ярославской области, был назначен помощником президента), Александр Никитин (глава Тамбовской области), Владимир Сипягин (руководитель Владимирской области, стал депутатом Госдумы).

По данным источников РБК, скорая отставка ожидает губернатора Рязанской области Николая Любимова. В свою очередь Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК), сотрудников которого цитируют «Известия», прогнозирует отставки Валентина Коновалова (Хакасии), Сергея Жвачкина (Томская область), Игоря Васильева (Кировская область).

В зоне риска находятся Айсен Николаев (Якутия) и Александр Евстифеев (Марий Эл). Также, как говорят специалисты, заметно ухудшились позиции Игоря Рудени (Тверская область), Вячеслава Гладкова (Тверская область), Олега Мельниченко (Пензенская область), Алексея Русских (Ульяновская область), Владислава Ховалыги (Тыва) и Сергея Меняйло (Северная Осетия).

За редким исключением «звездопад» связан с уходом на повышение. В этом контексте уместно упомянуть Дмитрия Миронова, который является классическим представителем команды Владимира Путина, которая почти полностью состоит из бывших силовиков.

Свою карьеру Миронов начал в КГБ, после распада СССР служил в системе госохраны и охранял какое-то время самого Путина. В 2013 году Миронов стал помощником министра внутренних дел Владимира Колокольцева. В 2016 году его назначили врио главы Ярославской области. Спустя год он выиграл выборы и оставался на посту главы региона вплоть до октября 2021 года.

В ряде случаев против губернаторов играет возраст, который достиг или в скором времени достигнет предельной планки. Однако наиболее весомыми причинами для «звездопада» эксперты называют не слишком хорошие показатели «Единой России» на думских выборах и провалы в управлении.

Формально Кремль отрицает прямую взаимосвязь между отставками и результатами партии власти на сентябрьских выборах. В частности, об этом 13 октября заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Нет, прямой взаимосвязи нет. Вы знаете, что есть регионы, где партия «Единая Россия» пользуется большей популярностью, есть регионы, где она пользуется меньшей популярностью… В данном случае действительно Ярославская область относится к тем регионам, где традиционно у «Единой России» чуть пониже результативность. Это тот регион, где партии нужно будет сконцентрировать большие усилия в дальнейшем», — сказал Песков.

Скорее всего, Кремль в очередной раз лукавит. Очень странно, если администрация президента попустительствовала бы такому фактору как слабая поддержка «Единой России».

Причём одной из причин неудовлетворительных показателей ЕР как раз может быть невысокая популярность самого губернатора-единоросса. По этой логике вполне разумно заменить фигуру губернатора-неудачника на новое лицо.

Прогосударственные эксперты видят ключевую причину отставок в низком качестве управления. Дескать, практически в каждой беседе Путин указывает на необходимость более тесного взаимодействия с гражданами, а на практике губернаторы игнорируют эту настоятельную рекомендацию. Отсюда — незнание специфики вверенных регионов, отсутствие понимания проблем и команды профессионалов.

Безусловно, в Кремле не могут не замечать пассивность и бездеятельность глав субъектов федерации, но «проблемные» губернаторы далеко не всегда лишаются своих постов.

Очевидно, что в российских реалиях куда более значимую роль играют «аппаратный вес», неформальные связи с федеральным центром и принадлежность к силовому блоку.

В связи с этим уместно привести пример Андрея Бочарова, который управляет Волгоградской областью с 2014 года. С 1991 по 2004 год он проходил службу на командных должностях в Воздушно-десантных войсках, где дослужился до полковника. В 1996 году Бочаров стал обладателем звания Героя Российской Федерации.

С 2005 года он начал политическую карьеру, заняв должность заместителя губернатора Брянской области. 2007–2012 годы Бочаров провёл в Госдуме, а потом влился в ряды руководства популярного на тот момент «Общероссийского народного фронта».

За семь лет правления Бочарова Волгоградская область, судя по её социально--экономическим показателям, не преобразилась. Так, в рейтинге регионов по уровню благосостояния семей, который ведёт агентство «РИА Рейтинг», Волгоградская область с её огромным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом осталась в середине списка.

Бочаров неоднократно без объяснений пропадал из информационного пространства, что, естественно, провоцировало у людей и журналистов слухи о неконтролируемом пристрастии губернатора к алкоголю.

Как бы то ни было, за отлучки губернатору необходимо отчитываться перед гражданами, из налогов которых он получает зарплату. Кроме того, разумно, что должностное лицо, позволяющее себе подобные странности, обязано непременно попадать на карандаш функционеров Кремля.

Возвращаясь к теме провалов губернаторов, эксперты постоянно указывают на конфликты, которые происходят из-за давно взятой федеральным центром на вооружении тактики назначения «варягов».

Такой подход имел определённый смысл в контексте «укрепления вертикали власти» и борьбы с потенциальными очагами сепаратизма в первой половине и середине 2000-х годов. Опасаясь чрезмерного усиления местных «царьков» и «князьков», Кремль старался заблаговременно отправлять в регион лояльного человека, не связанного с местными элитами.

Однако федеральный центр не стал менять курс, когда проблема сепаратизма ушла с повестки дня. Такая политика и раньше не всегда приводила к положительным результатам, а в последние годы она превратилась уже в серьёзное препятствие для нормального развития субъектов федерации.

Дело в том, что «варяг» непременно нуждается в команде, которую он формируется из числа собственных приближённых лиц и их знакомых. По сути, в регионе создаётся «руководящий десант», который очень часто вступает в конфликт за деньги и власть с местными воротилами.

Как правило, центром противодействия «варягу» становится региональный парламент, который «глушит» законопроекты и бюджетные инициативы губернатора.

В похожий конфликт вступил упоминавшийся выше Миронов, который начал «подтягивать» в правительство своих товарищей. Местные элиты вступили с губернатором в активное противостояние, несмотря на явное расположение к нему Кремля.

Ещё один недостаток «варягов» — это слабое понимание специфики регионов, но здесь многое зависит от личности управленца.

Одной из относительно недавних новелл Кремля стала «школа губернаторов» и связанная с ней концепция губернатора-технократа или пресловутого «эффективного менеджера».

Суть незамысловатого подхода федерального центра заключается в том, что можно подготовить универсала с навыками руководства практически любым регионом. Подобный взгляд имеет право на существование, особенно если у выпускника «школы губернаторов» есть немалый опыт в системе госуправления и хорошие отношения с Кремлём для сделок по налогам и ассигнованиям из госказны.

В противном случае велика вероятность, что «эффективные менеджеры» будут практически бездумно применять усвоенные в процессе обучения шаблоны, не учитывая специфику субъектов федерации.

Нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что федеральному центру невыгодно возвышение по-настоящему нестандартных харизматичных региональных лидеров. Такие политики, как наверняка думают в Кремле, выйдут из-под контроля и могут составить конкуренцию главному человеку в России.

В России формирование «кадрового резерва» и система работы с губернаторами нацелены на то, чтобы де-факто штамповать управленцев среднего качества или откровенных статистов. Оптимальный губернатор должен, конечно, уметь решать насущные проблемы и быть достаточно популярным политиком, но при этом не иметь «чрезмерных» амбиций.

В целом приходится констатировать, что модели, которые применяет Кремль на поприще развития регионов, не отвечают реально существующим запросам на демократизацию пресловутой «вертикали», которая как раз и могла бы в перспективе поспособствовать появлению неординарных управленцев. В идеале именно из таких ярких и конкурентных кадров и должна коваться элита России.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ