Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Забытый Союз суверенных государств

Фото: Stihi.ru
Можно ли было сохранить СССР в рамках конфедеративного государства
Степан Зайцев
1 ноября, 2019 10:58
8 мин
1 ноября 1991 года народные депутаты СССР представили проект Союзного договора, доработанный по результатам обсуждений и замечаний. Документ учреждал новое государственное образование — Союз суверенных государств (ССГ) — заменявший, как предполагалось, Советский Союз. Фактически речь шла о создании конфедерации в составе 15 республик.
Разработка Договора стартовала в декабре 1990 года. Проект ССГ стал следствием так называемого парада суверенитетов, когда государственную независимость провозгласили все советские республики, включая РСФСР. Данный процесс не противоречил Конституции СССР. Основной закон позволял республикам покидать «союз нерушимых», однако до горбачёвской перестройки за одну лишь мысль на эту тему можно было угодить за решётку. В чём же заключался Договор о создании ССГ?
Его участникам предоставлялось право на самостоятельное определение национально-государственного и административно-территориального устройства. Кроме того, государства, образующие Союз, могли устанавливать непосредственные дипломатические, консульские и торговые отношения с любыми зарубежными странами.

В документе провозглашался добровольный характер членства в ССГ, невмешательство во внутренние дела друг друга (в том числе военным способом), приоритет курса на сохранение национальных традиций. Все участники Договора получили право иметь собственный государственный язык. За русским закреплялся статус языка межнационального общения

Центр получил компетенции в определении стратегии социально-экономического развития, денежной эмиссии, сборе и распределении бюджетных средств, организации обороны, проведении работ в сфере разработки и создания вооружений. Также руководство ССГ устанавливало внешнеполитический и внешнеэкономический курс Союза.
Законодательные функции Союза были возложены на Верховный Совет. Главой государства объявлялся президент, избираемый на 5 лет, но не более двух сроков подряд. Он же являлся Верховным Главнокомандующим. Исполнительная ветвь власти — правительство, подконтрольное президенту. Столицей ССГ оставалась Москва.
Номинально новый Союзный договор позволял сохранить единое государство. Полномочия центра ограничивались контролем за армией, бюджетом и частично — международными отношениями. Во всём остальном объявлялась полная свобода и демократия. «Угнетённые» национальные республики получали возможность определять структуру органов власти и административно-территориального деления.

На первый взгляд Москва убивала двух зайцев. Центр избавлялся от необходимости пресекать многочисленные в то время политические акции и бороться с выступлениями на национальной почве. Вопросы регулирования всех конфликтных ситуаций переходили в компетенцию регионов

Также Москва позволяла участницам Договора развивать отношения с зарубежными государствами. Например, Прибалтика в рамках ССГ получила бы право устанавливать тесные связи с Западной Европой, Молдавия — с Румынией, Украина и Белоруссия — с Польшей. Почему же не удалось трансформировать СССР в ССГ?
Гипотетически Договор о Союзе действительно позволял решить ряд системных проблем советского государства и сохранить складывавшиеся десятилетиями экономические и культурные связи. В то же время документ не учитывал контекста центробежных тенденций.
Например, Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Молдавия и Армения ни при каких обстоятельствах не собирались оставаться в едином государстве. Об этом свидетельствует их отказ участвовать в референдуме от 17 марта 1991 года о сохранении и обновлении СССР. ССГ неизбежно потерял бы как минимум шесть членов.
Кроме того, Договор не предусматривал адекватного решения множества этнополитических проблем, которые возникли параллельно с центробежными тенденциями. С 1988 года бурлили почти всё Закавказье и часть Центральной Азии. В ряде регионов произошли столкновения, жертвами которых стали сотни человек. «Братские народы» активно делили землю и власть.

Наиболее тяжёлая ситуация сложилась в Грузии, власти которой вступили в конфликт с абхазами и осетинами. На пороге войны оказались Армения и Азербайджан, будучи не в силах найти компромисс по статусу Нагорного Карабаха. Крупномасштабное гражданское противостояние разворачивалось в Таджикистане (к власти в Душанбе рвались местные исламисты)

Целостность СССР и идеология дружбы народов трещали по швам под напором накопившихся внутренних проблем и противоречий. До перестройки они сдерживались сильной властью центра, его способностью менять и микшировать элиту в национальных окраинах, а в случае — неповиновения вводить войска и подавлять акты неповиновения.
Нерешительность Горбачёва и его отказ в 1989 году от поддержки восточноевропейских режимов стал зелёным светом для дезинтеграции советского государства. Местные элиты почувствовали манящий запах власти, под которой они понимали вседозволенность на основе махрового этнического национализма и русофобии.
Иными словами, по состоянию на конец 1990 года подавляющее большинство республик тяготил сам факт существования единого государства со столицей в Москве. Заманить «братские народы» принципами конфедерации и широкой автономии было невозможно. Например, Украина, хоть и приняла участие в референдуме от 17 марта 1991 года, но постоянно переносила рассмотрение проекта Договора о создании нового государства.

Кому был выгоден ССГ? Учитывая тесную производственную  кооперацию и торговые взаимосвязи, Договор в целом отвечал интересам, наверное, всех 15 республик по крайней мене в краткосрочной перспективе. Он позволял смягчить последствия экономического кризиса и предоставлял участникам время на то, чтобы в более-менее плановом порядке перестроить отношения с соседями и центром

Очевидную выгоду получал Горбачёв, сохраняя пост главы государства. Правда, маловероятно, что ССГ, построенный на руинах СССР, смог бы долго просуществовать. Прочной идейной и политической основы у конфедерации не было. ССГ мог рассматриваться лишь как способ смягчения последствий дезинтеграции.
Тяжелее всего крах советской государственности переживают русские, которые были фактически государствообразующей нацией. Ликвидация СССР оставила очень глубокую рану в нашем национальном самосознании. Советская эпоха в России не идеализируется, но случившееся, как адекватно выразился Владимир Путин, безусловно, воспринимается русскими как трагедия.
К сожалению, как это часто бывает в подобных ситуациях, эмоции в нашей стране пересиливают разум. Огромной популярностью пользуется мнение, что распад СССР — это следствие исключительно козней США, обваливших, в частности, цены на нефть. Дескать, если бы не американцы, Советский Союз непременно продолжил бы существовать в некой новой ипостаси.

История с проектом ССГ демонстрирует нам, что ликвидация СССР была вызвана в первую очередь внутренними причинами, комплексом объективных противоречий  между центром и национальными окраинами. Москва удерживала республики в едином государстве посредством пропаганды, экономических льгот (за счёт налогов граждан РСФСР) и различными силовыми методами

По состоянию на конец 1989-1990 годов руководство СССР не смогло разработать новую дееспособную концепцию сохранения Союза. На добровольной основе республики было невозможно удержать даже в рамках конфедерации.
Без сомнения, распад СССР являлся, в том числе рукотворным процессом. Помимо глупости и некомпетентности партийных чинов в Москве, ответственность за ликвидацию единого государства несут республиканские князьки и местные националистические силы. Они активно пользовались нерешительностью и слабостью центра.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ