Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Югославию было не спасти

Почему 20 лет назад вооружённые силы НАТО развязали очередную войну на Балканах
Степан Зайцев
7 марта, 2019 10:19
9 мин
Вторжению натовских войск в Югославию в марте 1999 года предшествовали переговоры об урегулировании косовского кризиса. Они проходили в замке Рамбуйе, который расположен в 45 километрах к юго-западу от Парижа. Крах дипломатических усилий стал поводом для начала операции «Союзная сила» (Operation Allied Force), в рамках которой Югославия подверглась бомбардировкам натовских ВВС.
Западный ультиматум
Участники переговоров выдвигали друг другу заведомо невыполнимые условия. Белград требовал соблюдения территориальной целостности уже трещавшего по швам государства, а коалиция западных государств и албанцы настаивали на обязательном вводе в Косово и Метохию (КиМ) «миротворческого контингента», укомплектованного военнослужащими НАТО.
На Западе понимали, что из-за позиции Москвы мандат на законное применение голубых касок ООН в Совете Безопасности не получить, либо придётся включать в состав контингента российские подразделения.

США и их европейские союзники намеревались ввести в КиМ около 28 тысяч человек

Через несколько лет они рассчитывали провести референдум о самоопределении края. Естественно, что на плебисците приободрённое поддержкой Запада албанское большинство проголосовало бы за отделение Косово от Югославии. С точки зрения западной демократии кризис разрешился бы сам собой.  
Позиция Москвы по косовскому конфликту с позиции международного права выглядела, пожалуй, наиболее адекватно. Власти РФ не подыгрывали сербам, но выступали категорически против ввода натовских войск. Россия настаивала на том, что косовский кризис носит внутренний характер. По этой причине конфликт должен быть ликвидирован по согласованию непосредственных участников.
Стоит отметить, что российской делегации удалось достичь некоторых успехов.

Например, в конце февраля 1999 года албанцам и сербам удалось согласовать предварительный план политического урегулирования в КиМ

Однако Москву подводило явное нежелание обострять отношения с Западом. В частности, делегация РФ не выдвигала радикальные требования, чтобы таким образом сдержать натиск противников сохранения югославской государственности. По прошествии 20 лет складывается впечатление, что российские дипломаты отказывалась верить в неминуемость военного вмешательства НАТО и искренне рассчитывали на дипломатический успех.
Между тем в феврале-марте 1990 года Запад в ультимативной форме чётко давал понять, что перед Белградом стоит выбор между плохим и очень плохим. Плохой вариант заключался в дипломатической капитуляции (то есть фактической сдаче Косово), очень плохой — в военном разгроме, в результате которого Сербия потеряет КиМ и лишиться способности развивать свою армию и экономику. 
Силовой аргумент
Ничем разумным объяснить слепоту и политическую наивность российского руководства в косовском кризисе, наверное, нельзя. Чего было ожидать от Запада, после вмешательства в балканский кризис в 1995 году, в период Боснийской войны. Итогом этого кровопролитного конфликта стали Дейтонские соглашения, которые юридически закрепили расчленение Югославии.
Естественно, что следующим шагом альянса по разрушению некогда мощного балканского государства стала военная поддержка албанских сепаратистов посредством ввода войск. Предлог для этого подготавливался с начала 1990-х годов.

Западные политики и СМИ настойчиво убеждали гражданское общество в том, что косовские боевики — пламенные борцы за свободу

В США и Европе сербов последовательно демонизировали, тиражируя факты этнических чисток со стороны сербского ополчения (они действительно были). При этом преступления мусульман и хорватов чаще всего замалчивались.
Символично, что до старта переговоров в Рамбуйе к границам Югославии натовцы подтянули свыше 400 боевых самолётов. Мы не знаем, осознавал ли президент Слободан Милошевич неизбежный коллапс его государства. Но известно, что на переговорах югославская делегация (состояла в основном из специалистов по конституционному праву) проявила невероятную гибкость.
Сербы активно обсуждали инициативы по созданию автономных от Белграда институтов местной власти. Камнем преткновения стало требование вывести из КиМ за 25-килметровую зону все югославские войска, за исключением 1,5 тысяч пограничников.
Также Белград должен был согласиться передать воздушное пространство Косово под контроль НАТО.

Запад намеревался создать бесполётную зону, которая позволяла бы беспрепятственно перебрасывать войска и снабжать оружием косовских боевиков

Кроме того, натовские солдаты претендовали на получении специальных правовых иммунитетов (подобно дипломатам) на всей территории Сербии и Черногории. Данные привилегии позволяли им свободно перемещаться по Югославии и освобождали от привлечения к уголовной ответственности.
Подчинение этим требованиям означало для Белграда утрату суверенитета над краем, невозможность защитить сербское население, а говоря простым человеческим языком — это было бы национальным унижением и несмываемым позором на многие десятилетия. Поэтому в финальной части переговоров в Рамбуйе сербы решили сделать очень плохой выбор — не сдавать НАТО свою исконную землю и обречь тем самым себя на неминуемый военный разгром.
Сербия. Один на один
Номинальным поводом к вторжению НАТО в Югославию стал отказ Милошевича подписывать итоговый документ, где были прописаны указанные выше требования. Переговоры в Рамбуйе были официально приостановлены 19 марта.

24 марта без санкции Совета Безопасности ООН Югославию начали бомбить ВВС США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Норвегии и Турции

Общее командование «Союзной силой» осуществлял американский генерал Уэсли Кларк.
Югославская армия не смогла оказать организованного сопротивления войскам НАТО. В течение нескольких дней самолёты альянса уничтожили или вывели из строя основные силы ПВО страны. Потом были разрушены командные пункты, стратегически важные предприятия и коммуникации. Политическое руководство Югославии было лишено возможности осуществлять управление войсками. В общей сложности ВВС альянса совершили до 38,4 тысячи боевых вылетов.
В кратчайшие сроки Югославия была поставлена на колени. В отчаянии Скупщина проголосовала за присоединение государства к Союзу России и Белоруссии. Однако президент РФ Борис Ельцин не одобрил мольбу Белграда. Авиаудары прекратились 9 июня 1999 года после согласия сербов вывести войска из КиМ. 12 июня в Косово вошли подразделения KFOR, которыми руководили генералы альянса.
В российской и зарубежной прессе порой появляются материалы, в которых авторы рассуждают на вопрос о том, можно ли было предотвратить военную операцию альянса в Югославии.
На Западе склоняются к тому, что авторитарный лидер Милошевич якобы спровоцировал косовский конфликт и как следствие — силовую акцию НАТО.

В России придерживаются иной точки: операция альянса является актом агрессии, грубейшим нарушением норм международного права 

При этом нередко утверждается, что интервенции Запада мог помешать только тесный военно-политический союз Югославии и Российской Федерации.
В экспертном сообществе нашей страны есть немало горячих голов, которые искренне верят в идею славянского братства и считают, что в 1990-е годы Югославию можно и нужно было спасать любыми путями, в том числе ценой экономических санкций и жизней российских солдат.

Безусловно, сербы — не чуждый русским людям народ

Смотреть кадры с бомбардировками Югославии было больно, наверное, каждому русскому человеку. Ведь вторжение НАТО в марте 1999 года — это трагедия, которая могла бы произойти с нашей страной, если бы Горбачёв или Ельцин сдали американцам весь ядерный арсенал СССР.
Но всё же необходимо смотреть реальности в лицо: в 1990-е годы Россия не имела возможности протянуть сербам руку помощи, будучи чрезвычайно слабым государством с разрушенной экономикой, разгромленной армией и незавершённой гражданской войной в Чечне.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ