Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Есть ли будущее у армейских «гибридов»?

Фото:
Фото: Oshkoshdefense.com
Сейчас вооружённые силы не испытывают нужду в авто на электротяге, но проекты в необходимы
Степан Зайцев
4 февраля, 2022 11:59
8 мин

Тема электрификации армейского автопарка постепенно набирает популярность в России, а в странах-членах НАТО эта перспектива близка к тому, чтобы воплотиться в реальность, пусть и в ограниченном масштабе.

Без сомнения, определённое влияние на этот процесс оказывает превалирующая сегодня экологическая повестка дня со всеми её перегибами. Между тем сторонники ввода в строй транспорта на электротяге имеют в своём арсенале немало вполне разумных аргументов.

Преимущества и недостатки

Очередную волну дискуссии по поводу электрификации военных авто породила недавняя презентация лёгкого армейского броневика Joint Light Tactical Vehicle (JLTV, аналог российского «Тигра») с гибридной силовой установкой (ГСУ), которую провела американская компания Oshkosh Defense.

Машины этого предприятия постепенно вытесняют устаревающие внедорожники Humvee (HMMWV), стоящие на вооружении ВС США с 1980-х годов. Тендер на поставку машин нового поколения Oshkosh Defense выиграла в 2015 году.

В настоящее время в армию США поставляются модификации Joint Light Tactical Vehicle со стандартным двигателем внутреннего сгорания от General Motors мощностью 400 лошадиных сил. Однако, как пояснил во время виртуального брифинга руководитель Oshkosh Defense Джон Брайант, предприятие пришло к выводу о необходимости разработки для нужд армии модификации, использующей электротягу.

Автомобиль получил условное обозначение eJLTV. В реальности новинкой его назвать сложно — Oshkosh Defenseразработало Joint Light Tactical Vehicle с литий-ионной батареей ещё в самом начале 2010-х годов. Другое дело, что тогда Пентагон не одобрил контракт на поставку этих машин.

Презентацию «рестайлинга» eJLTV нетрудно объяснить приходом в Белый дом демократа Джо Байдена, являющегося, как и его однопартийцы, ярым сторонником «зелёной экономики». Брайант признал, что ранее колёсные авто на электротяге поставлялись вооружённым силам в небольших объёмах и исключительно для участия в «демонстрационных и испытательных программах».

Есть ли иные причины, по которым подобные машины могут быть востребованы в армии? Главный положительный момент автомобилей с ГСУ заключается увеличении дальности хода за счёт резерва в виде электромоторов. В среднем армейский внедорожник может преодолеть 400-500 км по шоссе. Величина дальности хода по пересечённой местности и бездорожью может падать до 200-150 км и ниже.

Второе достоинство машин с ГСУ — это бесшумность, которая достигается в режиме электротяги. Это качество имеет значение при проведении спецопераций и для рейдовых действий, когда требуется максимальная скрытность для совершения неожиданного налёта на позиции противника.

В условиях применения неприятелем средств акустической разведки использование таких машин приобретает ещё больший вес, но привычный театр военных действий нечасто требует подобных мер предосторожности.

Гибридный бронеавтомобиль способен работать в качестве передвижной электростанции. Это третье очевидное достоинство eJLTV и других подобных изделий.

С точки зрения борьбы за экологию, использование литий-ионной батареи на текущий момент представляется весьма сомнительным решением. Человечество по-прежнему не разработало по-настоящему эффективных способов утилизации данных изделий. Кроме того, литий-ионные аккумуляторы недостаточно мощные. Они подзаряжаются либо от работающего двигателя внутреннего сгорания, либо от сети, то есть всё равно сильно зависят от внешнего источника питания.

Хуже всего, что они остаются токсичными и взрывоопасными при механических повреждениях. Если в такое изделие попадёт пуля или осколок, то возгорания и выделения ядовитых веществ не избежать. Потушить литий-ионной батарею очень сложно, а в полевых условиях — практически невозможно.

Живучесть и боевая устойчивость традиционных силовых установок на порядок выше, и такая ситуация не будет меняться по меньшей мере ближайшие 10-15 лет. Таковы прогнозы западных экспертов. Положительной стороной электротяги принято считать экономичность, но это тоже очень условное достоинство. Во-первых, автомобиль с ГСУ априори дороже, чем традиционный представитель класса армейских внедорожников.

Во-вторых, эффект сэкономленных денег может проявиться только с течением достаточно продолжительного периода бережной эксплуатации. Это позволит уменьшить расходы на ГСМ и в целом на техобслуживание.

Однако нельзя забывать, что автомобиль с ГСУ используется не полицией, а вооружёнными силами. Для армии требуется внедорожник, который должен передвигаться по пересечённой местности и подвергаться испытаниям на боевую устойчивость.

Любой армии нужна комфортная, но вместе с тем неприхотливая и надёжная машина. Если авто на электротяге будет вязнуть в песках, снегах, грязи, не иметь мощности преодолеть вертикальную стенку, ров и другие препятствия, то нет никакого смысла принимать на вооружение подобное изделие.

В любом случае стоимость аккумуляторов (пусть и рассчитанных на 10 лет эксплуатации, как утверждают в Oshkosh Defense) и риск полной потери автомобиля в боевых условиях, на учениях или в тылу полностью нивелируют преимущество в экономичности.

Российский опыт

Неудивительно, что и в России проекты авто с ГСУ пока не получили серьёзного развития. Ещё в 2016 году на военно-технической выставке KADEX в Казахстане был представлен проект отечественного бронетранспортёра с гибридной силовой установкой.

В этой машине двигатель соединён с генератором, который вырабатывает электроток. Энергия поступает в аккумуляторы повышенной ёмкости и одновременно подаётся на восемь электромоторов, находящихся в корпусе БТР. Каждый электромотор связан с колесом индивидуальным карданным валом.

«В случае необходимости дизель-генератор отключается, и БТР идёт совершенно бесшумно за счёт энергии, накопленной в мощных аккумуляторах. В боевых условиях это позволяет заметно снизить демаскирующие факторы. Помимо бесшумности БТР не светится в инфракрасном спектре, так как дизельный двигатель не работает», — так описывала изделие «Российская газета».

Судя по всему, речь шла о научно-исследовательских работах (НИР) «Крымск», которые выполняла «Военно-промышленная компания» по заказу Минобороны. В качестве колёсной базы был выбран БТР-90 «Росток», а функции традиционного двигателя выполнял ЯМЗ-650.10 с мощностью, ограниченной 360 лошадиными силами.

Машина была передана для тестирования в Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития бронетанковой техники ВС РФ 3-го ЦНИИ Минобороны. Но новостей о судьбе БТР с ГСУ давно не публиковалось, что позволяет сделать вывод о неудачном завершении испытаний.

Тем не менее отечественные инженеры не ослабляют хватку. Так, на международном военно-техническом форуме «Армия-2021» был небольшой электроавтомобиль. Несмотря на скромные габариты, пресс-служба Минобороны РФ заявила, что изделие «может применяться для проведения разведки, подвоза запасов или медикаментов».

«Похожие экспонаты за рубежом находятся в стадии разработки, а представленный на форуме электромобиль «ЭРА» — уникальная инновационная действующая модель», — говорится на сайте военного ведомства.

Утверждается, что электроавтомобиль способен скрытно преодолевать значительные расстояния, в том числе по пересеченной местности и бездорожью, имеет внушительную дальность хода, недорог в производстве и лёгок в обслуживании.

Подобные характеристики выглядят несколько преувеличенными, однако тот факт, что подконтрольный Минобороны технополис проводит исследования в сфере электрификации автопарка — это хороший знак. Проекты в этой области нужны, правда, акцент всё же необходимо делать на разработке аккумуляторов, потому что сейчас они недостаточно мощные и опасные для эксплуатации в экстремальных условиях.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ