Новости – Политика












Политика
«Мы на грани коллапса»

Ирина Яровая. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая предложила ужесточить уголовную ответственность за коррупцию; осужденному может грозить до 15 лет заключения
28 октября, 2013 16:46
4 мин
В понедельник депутат от «Единой России» и глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект об увеличении наказания за коррупцию.
Документ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования мер по противодействию коррупции» предполагает, в частности, внесение изменений в Уголовный кодекс и поправок в закон «О противодействии коррупции». В закон предполагается внести определения коррупционного правонарушения и коррупционного преступления. Коррупционное правонарушение рассматривается как нарушение закона о коррупции.
Преступление трактуется как «общественно опасное деяние» с использованием должностного положения для получения выгоды. К коррупционным преступлениям отнесены нарушения порядка финансирования избирательной кампании, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки и многие другие действия: всего таких преступлений насчитывается 41.
В УК предполагается внести статью 164.1 под названием «Хищение бюджетных средств», состоящую из трех частей.
В качестве наказания предложен штраф от пятисот тысяч до миллиона рублей или в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года. При этом осужденный по статье будет лишен права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Кроме того, признанному виновным по новой уголовной статье могут грозить принудительные работы до четырех лет со штрафом до пятисот тысяч рублей.
При отягчающих обстоятельствах, а именно при исполнении госконтракта, «группой лиц по предварительному сговору» или крупном размере (от 1 млн рублей. — РП) предусмотрено наказание на срок от четырех до десяти лет со штрафом от одного до трех миллионов рублей.
При особо крупном размере (от 6 млн рублей), исполнении контракта в рамках гособоронзаказа, а также при совершении преступления в составе организованной группы наказание может достигать 15 лет лишения свободы со штрафом до пяти миллионов рублей. Также осужденный по второй и третьей частям новой статьи потеряет право занимать «определенные должности» и заниматься «определенной деятельностью» в первом случае на срок до десяти, во втором — до двадцати лет.
Законопроект предполагает введение контроля над соответствием расходов должностного лица его доходам, если этот человек обвиняется или подозревается в совершении коррупционного преступления. Также предполагается контролировать расходы супругов и несовершеннолетних детей таких чиновников.
Систему госзакупок планируется сделать более прозрачной: соответствующий государственный или муниципальный контракт должен будет содержать сведения о производителе товаров, основаниях перехода права собственности на товар от производителя к исполнителю, а также о субподрядчиках. Если эти сведения не будут предоставлены, то нарушителям грозит административный штраф в размере двукратной стоимости товаров, работ или услуг, которые стали предметом правонарушения.
«По данным Генпрокуратуры, общий ущерб от коррупционных преступлений в 2012 году составил 20,8 млрд рублей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
«Государством ежегодно направляются огромные бюджетные средства на реализацию социальных, инфраструктурных, экономических проектов. В 2012 году объем заключенных контрактов составил свыше 6 трлн рублей. В 2013 году — свыше 4 трлн рублей, в том числе государственный оборонный заказ 2 трлн рублей», — отмечается в документе.
Появление законопроекта объясняется повышенной общественной опасностью коррупционных преступлений.
Бывший зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции оппозиционер Геннадий Гудков считает, что Ирине Яровой доверять нельзя.
«Это противоречит корпоративным интересам — она пересажает своих однопартийцев. К хищениям обычно причастны крупные должностные лица — то мэр, то губернатор, то министр. Она хочет уничтожить опору своей партии, — сказал политик «Русской планете» и добавил: — Я не верю ей совершенно. Она дезориентировала работу комитета. Внесение этого законопроекта наверняка делается для отвода глаз».
Он убежден, что Госдума откажется от принятия законопроекта Яровой, и объяснил ее инициативу «законодательным зудом».
Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) член президентского совета по правам человека Кирилл Кабанов инициативу Яровой одобряет, добавляя, что наказание за коррупционные преступления должно быть даже строже.

Кирилл Кабанов. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Кирилл Кабанов. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
«Коррупция — это угроза национальной безопасности, угроза здоровью граждан. Очень важно возмещать деньги. Мы можем внести в УПК положение о том, что амнистия и досрочное освобождение не будут касаться тех, кто не возместил причиненный ущерб», — рассказал Кабанов «Русской планете».
«Нужно сделать такой механизм, чтобы человек попадал в своеобразный зиндан и не мог оттуда выбраться, пока все не вернет», — добавляет председатель НАК.
В числе недочетов законопроекта Яровой Кабанов указал на исключительную материальность выгоды от коррупции.
«Коррупция бывает материальной и нематериальной. Например, вы звоните в вуз и просите устроить туда какого-нибудь балбеса. Прямой материальной выгоды здесь нет, но это коррупция», — говорит эксперт.
«Мы на грани коллапса, и президент это понимает. Оттого и вводятся такие инициативы, сейчас такой тренд», — резюмировал Кабанов.
Также он напомнил, что Россия до сих пор не ратифицировала 20 статью Конвенции ООН по противодействию коррупции. Статья предполагает введение уголовного наказания для незаконно обогатившихся чиновников.
«Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы» содержит поручения к госорганам о разработке соответствующих мер и указания о проведении проверок в некоторых ведомствах. По данным Transparency International, 66 % россиян считают самой коррумпированной полицию, 59 % — судебную систему, 74 % — чиновников, 49 % — политические партии. По данным организации за прошлый год, в мире по уровню коррупции Россия занимает 133 место из 176. Ранее Россия занимала в этом же рейтинге 143 место, однако кажущиеся успехи оказались обусловлены новой методикой подсчета. 133 место с Россией делят Коморские острова, Гайана, Гондурас, Иран и Казахстан. По данным РИА «Новости», 50 % россиян считают, что победить коррупцию невозможно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости