Взлёт Байрактара. После Украины - Польша
Тяжёлые разведывательно-ударные турецкие беспилотники могут стать одними из самых продаваемых БПЛА на международном оружейном рынке.
В ходе визита польского президента Анджея Дуды в Анкару был подписан контракт на поставку 24 единиц беспилотников Bayraktar TB2 с комплектом противотанковых ракет. Об этом стало известно на совместной пресс-конференции Дуды и турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана.
«Мы входим в число трёх-четырёх стран мира, которые производят лучшие беспилотники. Мы гордимся тем, что делимся этим опытом и возможностями с нашим союзником по НАТО — Польшей. Сегодня мы впервые в истории подписали договор, по которому Турция осуществит продажу БПЛА стране, входящей в НАТО», — сказал Эрдоган.
22 мая о решении Варшавы закупить две дюжины Bayraktar TB2 в интервью «Польскому Радио 24» сообщил министр обороны республики Мариуш Блащак. По его словам, турецкие БПЛА хорошо зарекомендовали себя в войнах на востоке Европы (имеется в виду опыт использования Bayraktar TB2 ВСУ в Донбассе) и на Ближнем Востоке (ливийский и сирийский гражданские конфликты).
Ранее Bayraktar TB2 были проданы Украине, Катару и Азербайджану. Также эти БПЛА поставлялись войскам Правительства национального согласия (ПНС) Ливии, которые последние годы ведут бои против армии маршала Халифа Хафтара.
Формально в раздираемой гражданской войной североафриканской республике действует оружейное эмбарго, но в реальности оно не выполняется. ПНС негласно поддерживает Анкара и Доха, за спиной Хафтара стоят Франция, Египет, ОАЭ и Россия.
Из фрагментарной информации в СМИ и соцсетях можно сделать вывод, что в Ливии Bayraktar TB2 достаточно успешно проводили разведку и наносили удары по фронтовым позициям войск Хафтара и объектам их тылового обеспечения.
Главным образом турецкие дроны поражали бронетехнику и склады противника, превратившись в важный фактор сдерживания наступления подразделений Хафтара.
Единственным существенным недостатком Bayraktar TB2, как показала ливийская кампания, является уязвимость для зенитных ракетных комплексов, причём российского производства.
По данным арабского информационного агентства Al-Masdar News, в 2020 году ракетно-пушечные комплексы семейства «Панцирь-С» уничтожили в Ливии 47 турецких БПЛА, в Сирии — около 30 единиц в период столкновений между армией САР и турецкими формированиями.
В общей сложности, как утверждает СМИ, отечественные зенитные системы поразили порядка четверти от числа всех изготовленных Bayraktar TB2. Такие цифры невольно впечатляют, но в реальности ничего удивительного в массовом отстреле турецких «птичек» нет.
Российский «Панцирь» признан лучшим ЗРК в своём классе. Причём его боевые возможности постоянно повышаются за счёт создания новых боеприпасов.
Последние годы ведётся модернизация комплекса с целью повышения эффективности и удешевления борьбы с БПЛА. Акцент сделан на оснащении «Панциря» малогабаритными зенитными ракетами с невысокой стоимостью производства.
В целом Bayraktar TB2, как и другие крупногабаритные БПЛА, представляет собой достаточно лёгкую мишень для любого современного ЗРК.
С одной стороны, опыт ливийского и сирийского конфликтов (а также в определённой мере карабахского шестинедельного противостояния) в очередной раз доказал большое значение беспилотной техники на современном театре военных действий (ТВД).
С другой стороны, боевые действия последних лет отчётливо продемонстрировали, что БПЛА должны восприниматься исключительно как «расходный материал» на ТВД, особенно если противник оснащён более-менее качественными средствами ПВО и умеет их сносно применять.
По этой причине дроны, в том числе класса MALE, должны быть недорогими в производстве. Возможно, имеет смысл даже несколько упростить электронную начинку аппаратов. Тем более БПЛА используются, как правило, для поражения не очень сложных целей и в тех ситуациях, когда нецелесообразно или рискованно применять пилотируемую авиацию.
Можно с уверенностью говорить, что Bayraktar TB2 является изделием, которое достаточно эффективно выполняет задачи в ходе локальных конфликтов, и при этом его в общем-то не жалко потерять.
Такими качествами турецкий беспилотник обязан конструкторскому таланту Сельчука Байрактара, инженеру, отучившемуся в Стамбульском техническом университете, в Пенсильванском университете и Массачусетском технологическом институте.
В 2010-е годы его разработки позволили избавить Турцию от зависимости от поставок БПЛА из США и Израиля. А сегодня Байрактар и его команда фактически вывели Анкару в число стран-лидеров по продажам дронов за рубеж.
Bayraktar TB2 относится к элитному классу средневысотных дронов MALE (Medium-altitude long-endurance). Его особенность заключается в удачной аэродинамической схеме и оптимальном сочетании комплектующих. Несмотря на то, что примерно половина деталей для этого БПЛА производится за границей, они широко доступны на глобальном рынке.
Необходимо отметить, что Турция не обладает крепким научно-технологическим фундаментом в сфере классического машиностроения, как, например, США, ЕС и РФ. То есть Анкара не способна выпускать собственные качественные двигатели, материалы и ряд бортовых систем.
В связи с этим Байрактар пошёл по пути наименьшего сопротивления, изготовив своё детище буквально из того, что находилось под рукой, и добавив к этому немного отечественных инновационных решений.
Например, предметом национальной гордости турки называют ракеты с лазерным наведением MAM-L и MAM-C разработки Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret A.S., хотя в них тоже вшито немало зарубежных компонентов.
В конце 2020 года в ряде СМИ появились сообщения о том, что после карабахской кампании, где применялись Bayraktar TB2, Запад перекрыл Анкаре доступ к комплектующим для его производства. Тем не менее, как показывает история с польским контрактом, ничего подобного либо не происходило, либо Анкара нашла новых поставщиков.
К большому сожалению, на фоне турецких успехов российские перспективные разработки в классе MALEвыглядят пока чрезвычайно скромно. По сути, у нашей страны в арсенале сегодня только один подобный дрон — «Орион». Аппарат по ряду характеристик превосходит Bayraktar TB2 и получил боевое крещение в Сирии. Однако очереди из покупателей на этот, видимо, действительно достойный беспилотник не наблюдается.
Также Россия работает над тяжёлыми разведывательно-ударными комплексами «Гром» и «Охотник». Существует вероятность, что наша страна всё же догонит по качеству БПЛА Турцию, Китай и приблизится вплотную к Западу и Израилю.
Тем не менее, сложно игнорировать ряд факторов, которые объективно препятствуют развитию беспилотного направления в РФ. Это не только санкции, закрывшие Москве доступ к западным технологическим решениям, но и чрезмерная монополизация оборонной промышленности и в определённой мере гражданской индустрии.
БПЛА — это продукт, разработка которого требует достаточно жёсткой рыночной конкуренции. А она создаётся экосистемой, в которой свободно функционируют малые и средние промышленные коллективы. Турецкий инженер Байрактар со своей командой ранее выдержал эту острую внутреннюю борьбу. В итоге Анкара получила беспилотник, перевернувший представление о военных и технологических возможностях Турции.