«Хотите дальше на "рутрекере" скачивать?»
6 мин чтения
Михаил Абызов в пресс-центре РИА «Новости», 19 сентября 2013 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Михаил Абызов в пресс-центре РИА «Новости», 19 сентября 2013 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

В ходе общественных слушаний по поводу петиции об отмене «антипиратского закона» чиновники говорили о его достоинствах, а противников слушать не захотели

В четверг в Москве состоялось «общественное обсуждение» антипиратского закона, на котором собрались, в основном, чиновники. В той или иной мере все они поддерживают принятый летом 187-ФЗ и проект его расширения.

Формальным поводом для дискуссии стала петиция об отмене закона, собравшая на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) более 100 тысяч авторизованных подписей. В обсуждении приняли участие министр по делам открытого правительства Михаил Абызов, министр культуры Владимир Мединский, замминистра связи Алексей Волин, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, депутаты Леонид Левин, Роберт Шлегель и Марина Максакова. В роли общественности выступали директор РАЭК Сергей Плуготаренко, директор по связям с госорганами компании Яндекс Мария Янина, директор по правовым вопросам фонда Сколково Игорь Дроздов и основатель Comedy Club Production Артур Джанибекян.

Абызов начал свое выступление с напоминания о первой инициативе, преодолевшей стотысячный барьер на РОИ. По словам министра, петиция оппозиционера Алексея Навального об ограничении стоимости служебных автомобилей чиновников была рассмотрена на прошедшей неделе, а в понедельник закончится голосование рабочей группы. «Этот механизм начал свою работу», — обрадовал собравшихся Абызов. Кратко обрисовав интересы участников дискуссии, министр предупредил: «Мы не будем сегодня принимать никаких решений относительно того, что делать с этим законом».

Следом слово получил Мединский. По его мнению, само существование общественной инициативы свидетельствует о том, что «механизм вовлечения общественности в обсуждение законодательства работает».

 Владимир Мединский в пресс-центре РИА «Новости», 19 сентября 2013 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Владимир Мединский в пресс-центре РИА «Новости», 19 сентября 2013 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ 

«Однако если мы исходим из того, что у нас в стране есть частная собственность, то интеллектуальная собственность является таким же частным продуктом, в который вкладываются кровь, пот, слезы и жизнь автора», — обозначил позицию своего ведомства министр, и перешел в наступление.

«Надеюсь, здесь никто не возражает против частной собственности? Вот у вас квартира есть? Отберем, или подселим несколько нуждающихся», — обратился он к виртуальному оппоненту.

По мнению министра, Пушкин, Достоевский и Толстой жили на деньги от авторских прав, а сегодня писатель обречен на нищету. Подкрепляя свои слова, Мединский показал присутствующим на экране iPad свежескачанный им «Черный город» Бориса Акунина.

«У нас еще много вопросов к Роскомнадзору», — пригрозил он. Министр уверен, что действие антипиратского законодательства нужно распространить на музыку и литературу.

Следом за министром культуры выступил Жаров с отчетом о деятельности Роскомнадзора. С начала действия 187-ФЗ в Мосгорсуд было подано 58 заявлений правообладателей, 16 из них отклонено по техническим причинам: не хватало того или иного документа. В том, что в августе отказов было 10, а за прошедшие дни сентября — только шесть, Жаров видит тенденцию: «Правообладатели становятся опытней». По оставшимся 42 заявлениям были приняты предварительные обеспечительные меры. После этого в 34 случаях дело не дошло до суда, причем в семи из них стороны смогли договориться еще до исполнения обеспечительных мер. С другой стороны, 18 сентября начался первый суд по «антипиратскому закону».

За полтора месяца ведомство провело 28 совещаний с правообладателями и интернет-площадками. «У нас есть основания полагать, что самые крупные площадки, которые до недавнего времени распространяли нелегальный контент, в ближайшее время перейдут в легальную зону», — обнадежил руководитель Роскомнадзора. Он заверил, что ведомство следит, чтобы операторы применяли «наименее травматичные» способы блокировки, а на заблокированных IP-адресах не находились бы добропорядочные сайты. Впрочем, последнее у Роскомнадзора не особо получается, судя по статистике «РосКомСвободы».

Сергей Плуготаренко констатировал, что закон уже принят и отрасли приходится с ним работать. 2012 год он назвал переломным из-за беспрецедентного внимания к интернету. По оценкам экспертов, которые привел директор РАЭК, 49 % касающихся сети законопроектов в том году были «негативными или угрожающими развитию отрасли». Их мрачные прогнозы на 2013 год сбылись. «На лицо смена парадигмы государственного регулирования: от невмешательства в дела интернета до активного воздействия на эти дела в запретительной форме», — подчеркнул Плуготаренко. В принятом законе РАЭК не смогла «отбить большую часть отрицательных моментов».

По словам Плуготаренко, позиция отрасли едина: «Мы готовы рассматривать расширение этого закона при внесении определенных изменений в него». Он добавил, что у интернет-отрасли и правообладателей общая задача: сделать так, чтобы цифровой контент продавался, но совершенно разные представления о механизмах стимулирования или принуждения, и петиция на РОИ это показала.

Опоздавший к началу дискуссии на полчаса Волин уверял, что ничего страшного в нынешнем регулировании интернета нет: «После принятия закона в прошлом году, и этого закона, все уже говорили, что будет ужас-ужас-ужас, но почему-то все пока показывает, что с этим жить можно». Касательно петиции замминистра предостерег: «Отменить и начать с чистого листа — это повергнет ситуацию в хаос. Проще дорабатывать, тем более что и предложения, и диалог есть».

Алексей Волин в пресс-центре РИА «Новости», 19 сентября 2013 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Алексей Волин в пресс-центре РИА «Новости», 19 сентября 2013 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Один из авторов нового варианта «антипиратского закона», Шлегель показал себя знатоком интернет-мемов: «Я поддерживаю эту петицию, и делал это еще тогда, когда это не было модным». По его словам, 187-ФЗ появился как-то неожиданно и неизвестно, откуда.

«К сожалению, ни одна из предложенных нами поправок не была принята», — пояснил депутат. Он считает, что петиция «не столько про отмену, сколько про уважение к тем, кого касается закон, про механизм его принятия». Шлегель уверен, что благодаря Роскомнадзору и Мосгорсуду ничего страшного не произошло, и закон нужно распространить на другие объекты авторского права.

Коллега Шлегеля по новому законопроекту Марина Максакова подчеркнула, что самое главное — чтобы правообладатель получал свои деньги.

Затем снова слово взял Михаил Абызов. Он поддержал вывод Шлегеля, что петиция с требованием отменить «антипиратский закон» — вовсе не о том, чтобы отменить этот самый закон. Кроме того, он пересказал предложение экспертов Высшей шолы экономики, согласно которому государство должно выкупать и предоставлять бесплатный доступ к наиболее значимым продуктам авторского права.

Выступивший из зала гендиректор «Дирекции кино» Анатолий Максимов убеждал, что население страны разом перешло на пиратский контент в 2007 году, когда распространился широкополосный доступ. Он не пояснил, чем в это время занималась киноиндустрия, но констатировал, что теперь видеорынок в интернете — на 95 % пиратский, и войти на него с легальным платным контентом нереально. По мнению Максимова, отказ от блокировки по IP сделает 187-ФЗ бесполезным.

Продюсер и композитор Вячеслав Тюрин возмутился, что за все время дискуссии никто не вспомнил «сайт-монстр» «ВКонтакте». По его мнению, 80 % претензий к 187-ФЗ исходит от «простого обывателя», «потребителя, который ничем профессионально не занимается». Тюрин не заметил никакой пользы от принятого «антипиратского закона» и предполагает, что по нему свои права удалось отстоять только крупным корпорациям, типа Microsoft и Adobe. (На сегодняшний день 187-ФЗ охватывает только видеоконтент; «ВКонтакте» сотрудничает с правообладателями и удаляет пиратский контент по первому требованию. — РП).

Ближе к концу обсуждения, не без сопротивления, дали высказаться человеку, опубликовавшему петицию, — члену Пиратской партии России Артему Козлюку. Тот попытался донести до присутствующих недовольство общественности недостаточным ее вовлечением в обсуждение «антипиратского закона» на разных этапах, но его быстро перебили: «Как это касается общества, они хотят смотреть кино бесплатно?». Козлюк начал объяснять, что общество — такой же субъект правоотношений в интернете, но тут его перебил уже Мединский: «Вы хотите дальше бесплатно на „рутрекере“ скачивать? Да или нет?»

Козлюк попытался поднять глобальные вопросы природы отношений между автором, потребителем и посредником между ними, но Мединский не был настроен его слушать и вновь перебил вопросом о бесплатном скачивании. В итоге создатель петиции поставил ультиматум: либо отмена 187-ФЗ, либо участие общества в обсуждении.

Мединский продолжил допрос: хочет ли член пиратской партии «дальше скачивать краденое»? Козлюк указал на неприменимость понятия «кражи» к нарушению авторского права, в соответствии с УК РФ. Волин на это заявил, что если создать петицию о раздаче бесплатной колбасы, она соберет 100 тысяч подписей за два дня. Абызов еще раз рассказал подписантам петиции, что на самом деле они поддержали не отмену закона, а его изменение.

Перед тем как в дискуссию вступили другие представители общественности, зал предусмотрительно покинули Абызов, Мединский, Жаров, Левин, Максакова, Плуготаренко и Янина. После этого депутат Анатолий Локоть, адвокат Саркис Дарбенян и представитель «Википедии» Станислав Козловский попытались объяснить оставшимся в зале, что не устраивает в принятом законе общественность, но уткнувшимся в «айпады» Волину и Шлегелю это, по-видимому, было уже не интересно.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос
Комментарии
23 сентября 2013, 04:08
Кстати, о воровстве. Напоминаю, что, так как плагиат является пока УГОЛОВНО наказуемым преступлением, мы с вами имеем полное право считать министра культуры (но не называть его публично) уголовником. Это кроме шуток.
Вот тут сравнение диссертации Мединского и трудов Вощинской Н.Ю. Изучение проводилось с помощью поисковой машины "гугль":
http://labas.livejournal.com/951851.html
Так же имеют место заимствования из Н.В.Ляпунова, Н.А.Лобанова, В.Лутовинова, В.И.Курашева.
23 сентября 2013, 08:54
Да какой из него министр, так, ботаник с перепуганными глазенками, Сурков его туда поставил, а Володин переутвердил, это такой же министр культуры, как и ведущий который стал главой комитета Госдумы по международке(
22 сентября 2013, 08:49
валуйский,платить копирастам за тот говноконтент который они производят-верх идиотизма! никита бесогон и так уже получает 1% от ВСЕХ проданных в РФ носителей информации жаба его душит вот и всё ,а эти упыри принявшие закон думают,что он им бабулек отстегнёт.. дурачки- если человек покупает лицуху,то он выбирает качественную продукцию,а не очередное продолжение Бригады, а в свободном обмене информацией никакого пиратства нет,потому как выкладывающий на торрент легальную копию фильма денег за это не получает, если исходить из того ,что это пирастство- то купленную музыку нужно слушать только в наушниках или звукоизолированном помещении чтоб никто больше не услышал, а фильмы на двд вы будете смотреть дома в полном одиночестве,а остальные члены семьи должны будут купить свои диски ,заплатив правообладателю)))))))
23 сентября 2013, 08:52
Но смысл то в том, что скоро производители контента могут перестать его производить из-за отсутствия прибыли!
21 сентября 2013, 16:07
Сколько можно бесценно относиться к чужому труду? Мы привыкли все получать на халяву,от бомжа до депутата. И теперь мысль о том,что надо будет покупать халяву приводит в возмущение ленивых халявщиков. А все остальные люди понимают важность этого закона.
20 сентября 2013, 16:05
Все эти запреты легко обходятся с помощью интернет сервисов. Например с помощью анонимайзера можно попасть на любую заблокированную страницу.
20 сентября 2013, 13:08
Даешь пиратскую партию в стенах ГосДумы, йа за свободу контента для всех и каждого, и пусть никто не уйдет обиженным
21 сентября 2013, 15:46
поддерживаю!
Интернет территория свободы контента. Кому нужен качественный контент - пусть ходят на концерты и в кино
20 сентября 2013, 12:34
Кого напрягает этот закон? Думаю, что отсутствие возможности бесплатно скачать новинку кинофильма в плохом качестве ни для кого смертельным не станет. А старые добрые фильмы и так посмотреть в интернете можно, их никто не закрывает. Долой пиратов!
20 сентября 2013, 11:54
Короче можно сделать вывод, что любая народная инициатива на РОИ на 99% обречена на провал. Соберутся знатоки, пошамкают беззубыми ртами, подумают пустыми головами и решат, что народ о России совсем не думает, и предлагает сущую ерунду.
Исключение составят наверное только те инициативы, которые будут продвигаться самими знатоками)
20 сентября 2013, 11:45
Да и писатель писателю рознь. За серию книжек Медынского про "мифы о России" в свое время платили единороссы. Солмневаюсь что Медынский продал такой тираж своей пропаганды
а Шлегель ребенок еще, пусть вместе с гаттаровым и бурматовым костры тушат
20 сентября 2013, 10:22
«Вы хотите дальше бесплатно на "рутрекере" скачивать? Да или нет?».
---------------------------------------
Уж кому, кому, но не копипастеру Мединскому рассуждать о пиратстве
21 сентября 2013, 17:05
Мединского никто не уважает в мире культуры, все знают что он использовал члентсво в ПЖИВ из-за возможности залесть на высокий пост.
20 сентября 2013, 10:22
Чтото мне подсказывает, что член Пиратской партии России Артем Козлюк - сам агент кремля и лишь отрабатывает часть заранее оговоренного плана
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!