Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

ВВС России: «всего понемногу» и только для локальной войны

Истребитель ПАК ФА Т-50 во время демонстрационного полета на Международном авиационно-космическом салоне МАКС - 2013 в Жуковском. Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Военных самолетов у России будет меньше, а количество их типов — увеличиваться

23 сентября, 2013 05:29
7 мин
После многих лет хаотичного сокращения в российских ВВС началось не менее хаотичное перевооружение. Впрочем, второе в любом случае лучше первого, просто потому, что иначе в весьма обозримом будущем российская боевая авиация могла просто исчезнуть совсем.
Дальняя (стратегическая) авиация сегодня включает 11-13 Ту-160, около 60 Ту-95МС и немногим более 100 Ту-22М3 (последние являются бомбардировщиками средней дальности). Все эти самолеты довольно старые (либо очень старые). Необходимость создания нового стратегического бомбардировщика обсуждается уже давно, однако здесь возникает первый концептуальный вопрос — каким он должен быть? Тяжелым дозвуковым «бомбовозом», подобным Ту-95 (или В-52)? Сверхзвуковым «прорывателем ПВО» как Ту-160? Футуристическим невидимкой, как американский В-2 (хотя мы никогда не делали невидимок)?
Обсуждать его можно до бесконечности. Автор данной статьи — сторонник первого варианта. Лучше всего мы умеем строить большие и тяжелые самолеты, вот и надо сделать «бомбовоз», точнее, «извозчик крылатых ракет» (не менее 20 штук на один самолет), которые запускались бы из-за пределов действия ПВО противника. Кроме того, такой самолет мог бы быть именно «бомбовозом», то есть заниматься ковровыми бомбардировками противника, у которого предварительно подавлена ПВО. Подобные бомбардировки бывают очень эффективными не только в военном, но и в психологическом плане. Какой самолет будет создан на самом деле (и будет ли создан вообще) — пока совершенно непредсказуемо.
Фронтовая ударная авиация включает сегодня примерно 300 фронтовых бомбардировщиков Су-24 (из них примерно 60 прошли модернизацию до варианта Су-24М2), 24 Су-34 (поступают на смену Су-24) и примерно 200 штурмовиков Су-25 (из них до половины будут модернизированы в Су-25С). До 2020 года предполагается приобрести 124 Су-34, при этом будет списана большая часть Су-24. Здесь возникает вопрос еще более концептуальный — нужна ли вообще эта авиация в пилотируемом варианте? Впрочем, поскольку программа производства Су-34 уже запущена и понемногу выполняется, то не отменять же ее теперь. Тем более что самолеты закупаются в приличном количестве.
Сборка истребителя-бомбардировщика Су-34 в одном из цехов завода ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова». Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Сборка истребителя-бомбардировщика Су-34 в одном из цехов завода ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова». Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
Что касается штурмовиков, то этот класс самолетов однозначно надо закрывать, заменяя их ударными беспилотниками. Причем последние надо делать предельно дешевыми и простыми в производстве, управлении и эксплуатации. Управление подобным аппаратом должен быстро осваивать любой человек, имеющий опыт компьютерных «леталок-стрелялок», а окупаться он должен за один боевой вылет в один конец. То есть боевой БПЛА вместе с боекомплектом должен быть дешевле любой уничтоженной им цели. Увы, пока ничего подобного у нас не просматривается, даже подобная задача, судя по всему, не ставится. Беспилотники вообще проникают в ВС РФ «со страшным скрипом», ибо очень значительная часть нашего генералитета до сих пор относится к личному составу в соответствии с бессмертным высказыванием маршала Жукова «бабы новых нарожают».
Истребительная авиация у нас, как положено, самая большая и разнотипная. Ее основу составляют тяжелые истребители Су-27, коих имеется 250—260. Из них 55 Су-27СМ3 (как новых, так и модернизированных из обычных Су-27) и 70 Су-27УБ (двухместный учебно-боевой вариант). Кроме того, на вооружении состоят «производные» Су-27 — двухместный истребитель-бомбардировщик Су-30М2/СМ (сейчас имеется около 20 машин) и истребитель Су-35С (сейчас имеется 8—10 машин). Кроме Су-27 и его производных в классе тяжелых истребителей у нас есть 122 МиГ-31, который на самом деле является не истребителем, а перехватчиком (единственным в мире самолетом данного класса). Наконец, к тяжелым истребителям будет относиться и машина пятого поколения, сейчас известная как Т-50 (пока построены четыре экспериментальные машины этого типа). Единственный легкий истребитель ВВС РФ — МиГ-29 (примерно 250 машин).
Перспективы истребительной авиации крайне неоднозначны, здесь хаос особенно заметен. С одной стороны, списываются выработавшие ресурс МиГ-31, Су-27, МиГ-29. С другой стороны, часть МиГ-31 (примерно 60) модернизируется в МиГ-31БМ, а Су-27 — в Су-27СМ3. Кроме того, производятся новые Су-27СМ3 (впрочем, их планировалось приобрести всего 12 и эта программа, видимо, уже завершена), Су-30М2/СМ (всего может быть выпущено до 80 единиц) и Су-35С (всего будет 48 или 96 самолетов). Предполагалось также приобрести 37 МиГ-35 (глубокая модернизация МиГ-29), но эта программа отложена (не исключено, что навсегда), вместо них, видимо, будут куплены уступающие им МиГ-29СМТ в совсем микроскопическом количестве — 16 единиц.
Планируется также купить от 60 до 150 Т-50 (очевидно, если они дойдут до серии, то получат какое-то другое название). Как несложно догадаться, ни одна страна в мире не производит одновременно шесть типов (с учетом Су-34) боевых машин, мы в этом умудрились обойти даже Китай. Правда, по количеству производимых самолетов (а не их типов) мы, разумеется, отстаем как от Китая, так и от США.
По поводу истребителей концептуальных вопросов очень много. Например, до каких пор можно «выжимать соки» из Су-27? А с другой стороны, если «соки» все-таки «выжимаются», не лучше ли продолжать строить производные этого самолета (только в гораздо больших количествах, чем запланировано сейчас), чем возиться с сомнительным Т-50, которому еще очень далеко до того, чтобы действительно стать самолетом пятого поколения? Тем более даже если он им таки станет, а будет ли он иметь по-настоящему принципиальное превосходство по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) над Су-27? Здесь просто нельзя не провести прямые аналогии с ситуацией в США, где совершенно неочевидно, что F-22 лучше, чем F-15.
Далее, что делать с МиГ-31? Это ведь по-настоящему уникальный самолет, который, вполне вероятно, достоин «реинкарнации» с еще более мощной РЛС и еще более дальними ракетами «воздух — воздух» (тем более что такие ракеты уже есть, они известны как РВВ-БД). Сочетание нового МиГ-31 и Су-35С, возможно, было бы гораздо эффективнее Т-50. Наконец, каким должно быть соотношение тяжелых и легких истребителей? Тяжелые истребители заведомо имеют более высокие ТТХ, но и более высокую цену. Легкий истребитель должен быть гораздо более дешевым и, соответственно, массовым. У нас пока единственным претендентом на эту роль является МиГ-35. Однако совершенно не факт, что этот самолет будет дешевым. В таком случае у него нет особых шансов стать массовым.
Вышеупомянутая отмененная программа закупки 37 самолетов этого типа — откровенное издевательство (а 16 МиГ-29СМТ вообще «за гранью добра и зла»). Для России таких машин надо приобретать на порядок больше. Либо не закупать совсем. Но и оставаться совсем без легкого истребителя — плохо. Совершенно очевидно, что в руководстве ВВС и министерства обороны в целом нет ответа ни на один из этих вопросов, поэтому в полном соответствии с национальными традициями делается все одновременно.
Возможно, легким истребителем мог бы стать одноместный вариант учебного самолета Як-130 (их сейчас поступило в ВВС примерно 25 единиц, а всего планируется иметь 65). Такой вариант даже прорабатывался, но дальше дело не пошло. Возможно, зря.
Военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС РФ включает до 50 совсем старых средних Ан-12 и тяжелых Ан-22, до 100 также далеко не новых легких Ан-24/26/30/32, от 7 до 14 сверхтяжелых Ан-124 и около 100 тяжелых Ил-76 и созданных на их базе заправщиков Ил-78. ВТА устарела даже сильнее, чем боевая авиация, при этом она гораздо более интенсивно эксплуатируется. Вполне очевидно, что ВВС России должны иметь весь спектр транспортных самолетов, от сверхтяжелых до легких.
Российской военнослужащие выгружают бронетехнику из транспортного самолета ИЛ-76 на военном аэродроме в Мачулищах под Минском. Фото: Андрей Александров / РИА Новости
Российские военнослужащие выгружают бронетехнику из транспортного самолета ИЛ-76 на военном аэродроме в Мачулищах под Минском. Фото: Андрей Александров / РИА Новости
Но здесь возникает масса вопросов, какие конкретно самолеты должны закупаться. Вопросы усугубляются тем, что ВТА является «полугражданской», соответственно, возникают разные проблемы коммерческого характера. Кроме того, в отличие от боевых самолетов, полностью производимых в России, значительная часть транспортных машин производится за рубежом, либо совместно.
Причем радости от этого никакой нет, поскольку наши бывшие соотечественники деградировали несравненно сильнее, чем Россия. В частности, Узбекистан успешно загубил Ташкентский завод, выпускавший Ил-76, но России все же удалось перетащить производство этого самолета в Ульяновск, где предполагается выпускать его новую модификацию Ил-476.
Следующей целью, гораздо более сложной, видимо, станет полный отъем производства Ан-124 у Украины. Совместный с этой страной Ан-70 сам по себе, наверное, является хорошим самолетом, но работать совместно с Украиной практически невозможно. Мнение о том, что в России все ужасно, очень распространено среди ее граждан, причем иногда не без оснований. Но на самом деле у нас ужасно, но не все. Чтобы это понять, надо познакомиться с украинской реальностью, ибо все познается в сравнении.
Кстати, Украина сделала весьма неплохой легкий транспортный самолет Ан-140, который, возможно, и станет заменителем Ан-24 и его производных. Сейчас ВВС РФ имеют в своем составе четыре таких самолета. Данная машина формально производится и эксплуатируется в трех странах — Украине, России (в Самаре) и Иране. Но на самом деле Украина, создавшая самолет, не способна его ни производить, не эксплуатировать, поэтому сейчас он фактически стал российско-иранским.
Внутрироссийским конкурентом Ан-140 в качестве легкого самолета является Ил-112, разработка которого уже несколько раз прекращалась и возобновлялась. Средним самолетом может стать Ил-214, который, возможно, будет выпускаться совместно с Индией. Более подробно рассматривать данную проблему сложно именно потому, что в нее слишком сильно вторгается гражданско-коммерческая составляющая.
Очень хорошим дополнением, а отчасти и заменителем авиации, причем не только транспортной, но, возможно, и боевой, могли бы стать дирижабли, но и это большая отдельная тема. Пока никаких движений в данном направлении в наших «верхах» не просматривается.
Пребывание армейской авиации в составе ВВС является абсолютным абсурдом, который продолжается 10 лет и до сих пор, увы, не отменен. Она на то и армейская, чтобы находиться в составе сухопутных войск. В ее составе до 400 боевых вертолетов (более 300 Ми-24/35, не менее 40 Ка-50/52, не менее 50 Ми-28Н) и свыше 400 транспортных и многоцелевых (более 30 Ми-26, около 400 Ми-8/17 всех модификаций).
При этом в производстве находятся одновременно все (за исключением Ка-50, которых так и останется 10 единиц)! Это тоже мировой рекорд. Причем если производство одновременно Ми-26 и Ми-8/17 понять можно, это все же совершенно разные по предназначению машины, то выпуск сразу трех типов боевых вертолетов кажется некоторым излишеством. Но во всех случаях находится обоснование: Ми-35 хорошо освоен в производстве и эксплуатации, Ка-52 очень мощный, ну и Ми-28Н не бросать же (хотя именно он является главным претендентом на роль «третьего лишнего»). Отсутствие концепции и давление лоббистов не дают возможности командованию сделать выбор, поэтому, как в советское время, выпускается сразу все.
Нет особых сомнений, что ВВС РФ и дальше будут развиваться по тому же принципу «Всего понемногу». Количество машин в них будет уменьшаться, а количество типов при этом увеличиваться. Для локальных войн этого вполне хватит, а вот к большой войне авиация может оказаться абсолютно не готова как из-за недостаточного количества машин, так и из-за хаотичности и разнотипности боевого состава. Ну да нам же не впервой.
Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа
Поделиться
ТЕГИ
Россия
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ