Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального». Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) признан иностранным агентом.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Военный бюджет России. Сколько мы зарабатываем и тратим на армию?

Фото:
Фото: Comp-pro.ru
На содержание ВС РФ направляются миллиарды «незадекларированных» долларов
Александр Кочан
28 апреля, 2021 09:38
7 мин

Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал традиционное ежегодное исследование, посвящённое динамике военных бюджетов стран мира.

Если верить подсчётам зарубежных экспертов, то Россия по итогам 2020 года вошла в пятёрку государств с крупнейшими расходами на нужды армии. Совокупные затраты РФ на оборону составили 61,7 млрд долларов, что на 2,5% больше, чем в 2019 году.

С таким показателем Москва заняла четвёртую строчку, пропустив вперёд США (778 млрд), Китай (252 млрд) и Индию (72,9 млрд). Замыкает пятёрку лидеров Великобритания, потратившая в прошлом году на ВС 59,2 млрд долларов.

В целом общемировые ассигнования на нужды обороны в мире подскочили на 2,6%, до 1,981 трлн долларов. Тенденция увеличения военных бюджетов охватила почти все западные страны, Украину и Россию.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке — регионах, которые в предыдущие годы были одними из драйверов роста, наоборот, наблюдается сокращение ассигнований на содержание армии и покупку вооружений. Так, в Саудовской Аравии расходы на оборону уменьшились на 10%, до 57,5 млрд долларов, в Кувейте — на 5,9%, в Турции — на 5%, в Алжире — на 3,4%, в Ираке — на 8%.

За последние десять лет среди крупнейших экономик мира абсолютным чемпионом по наращиванию расходов является Китай. Объём ассигнований КНР на нужды ВС увеличился на 76% (для сравнения у США этот показатель сократился на 10%).

Внушительный общемировой рост расходов на оборону, несмотря на экономический кризис вследствие пандемии COVID-19, в SIPRI объясняют реализацией долгосрочных программ модернизации вооружённых сил и региональной напряжённостью.

Трудности подсчёта

Доля США в структуре глобальных затрат на содержание ВС по-прежнему остаётся феноменально высокой — 39%, у Китая — 13%, у Индии — 3,7%, у РФ — 3,1%, у Великобритании — 3%.

При этом относительно величины ВВП ассигнования Вашингтона на нужды армии уже не выглядят такими впечатляющими. Соединённые Штаты, как прежде, направляют на обеспечение вооружённых сил чуть более 3% валового внутреннего продукта.

У нашей страны данный показатель SIPRI оценил в 4,3%, хотя по официальной российской статистике доля военного бюджета РФ в структуре ВВП не превышает 2,8-2,9%.

Расхождение в цифрах объясняется разной методикой подсчёта объёма расходов на армию. Москва утверждает, что несколько лет не увеличивает ассигнования на ВС, придерживаясь планки, которая в переводе на доллары составляет 46 млрд (напомним, у SIPRI — 61,7 млрд). Основная часть данной суммы поступает по статье федерального закона о бюджете «Национальная оборона».

SIPRI, хоть и ориентируется на официальные цифры, не брезгует анализировать широкую номенклатуру бюджетных документов, отслеживая (по крайней мере так утверждается) денежные потоки, которые направляются на военные нужды не только через Минобороны, но и различные правительственные учреждения.

В итоговой сумме эксперты учитывают весь спектр расходов на содержание военного и гражданского персонала, проведение операций, военно-космическую деятельность, закупки военной техники и вложения государства в разработки новейших вооружений. Как правило, подсчитанные SIPRI показатели получаются выше официальных.

Власти РФ воздерживаются от комментариев по поводу оценок, которые публикует Стокгольмский институт. Скорее всего, официальные 46 млрд действительно являются заниженной величиной отечественного военного бюджета.

Реальный объём ассигнований на нужды обороны РФ наверняка выше и близок к цифре, которую приводит SIPRI. Это утверждение базируется на нескольких объективных факторах.

С одной стороны за последние годы Минобороны России сократило темпы перевооружения армии, что выразилось в снижении объёма гособоронзаказа и запуске конверсии оборонной отрасли, с другой — Москва сохранила на довольно высоком уровне военную активность.

Наши вооружённые силы продолжают участвовать в сирийской операции, обеспечивается негласная работа разведки и ЧВК, проводятся достаточно крупные учения, осуществляются поставки вооружений союзным иностранным формированиям в Сирию, Ливию и другие государства. Большие деньги, как справедливо указали в SIPRI, съедает космическая деятельность РФ.

В целом любая геополитическая активность государства никогда не обходится дёшево и всегда влечёт значительные расходы на военные нужды и смежные сферы деятельности.

Ещё одним обстоятельством, объясняющим высокие и «незадекларированные» властями РФ военные расходы, является необходимость закупок комплектующих в США, ЕС и на Украине.

В условиях санкций военное ведомство и оборонные предприятия РФ вынуждены прокручивать поставки через гражданские компании-прокладки или через реимпорт из Китая. Реализация столь сложных схем неизбежно приводит к удорожанию иностранной продукции.

Кроме того, ограничительные меры Запада и Украины потребовали увеличения финансовой поддержки оборонной индустрии и запуска новых проектов на ниве импортозамещения. Параллельно с этим Москва продолжила осуществлять дорогостоящие программы по оснащению армии современным стратегическим арсеналом.

Китайская модель для России

Совокупная сумма расходов России на нужды обороны применительно к ВВП не может быть скромной и укладываться в рамки 46 млрд. При этом нельзя сказать, что эти деньги уходят в какую-то чёрную дыру или «распиливаются». В текущей геополитической ситуации наша страна скорее вынуждена иметь такой военный бюджет с поправками, конечно, на коррупцию и неэффективное расходование.

Другой вопрос, часто остающийся за кадром, заключается в давлении, которое оказывает на отечественную экономику планка ассигнований в 4,3% ВВП. В 2020 году валовой внутренний продукт страны упал на более чем 3%, а по итогам нынешнего года (даже по официальным прогнозам) при самом благоприятном исходе можно ожидать «восстановительный рост» в 3-3,5%.

Экономические перспективы на 2020-е годы также не сулят России внушающих большой оптимизм показателей. При этом объём расходов на военные нужды вряд ли стоит уменьшать.

Чтобы не повторить судьбу позднего СССР, в перспективе Москве имеет смысл перенять китайскую модель увеличения военного бюджета, где рост ассигнований на армию напрямую привязан к экономическим результатам. Если ВВП КНР за год вырос на 7%, то на аналогичный процент повышаются и затраты на оборону.

Однако перейти к такой оптимальной модели сосуществования армии и экономики Россия сможет лишь в условиях поступательного экономического развития и снижения накала геополитического противостояния, от которого как раз сильно зависит динамика ВВП.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ