Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Военный бюджет России. Сколько мы зарабатываем и тратим на армию?

Фото:
Фото: Comp-pro.ru
На содержание ВС РФ направляются миллиарды «незадекларированных» долларов
Александр Кочан
28 апреля, 2021 09:38
7 мин

Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал традиционное ежегодное исследование, посвящённое динамике военных бюджетов стран мира.

Если верить подсчётам зарубежных экспертов, то Россия по итогам 2020 года вошла в пятёрку государств с крупнейшими расходами на нужды армии. Совокупные затраты РФ на оборону составили 61,7 млрд долларов, что на 2,5% больше, чем в 2019 году.

С таким показателем Москва заняла четвёртую строчку, пропустив вперёд США (778 млрд), Китай (252 млрд) и Индию (72,9 млрд). Замыкает пятёрку лидеров Великобритания, потратившая в прошлом году на ВС 59,2 млрд долларов.

В целом общемировые ассигнования на нужды обороны в мире подскочили на 2,6%, до 1,981 трлн долларов. Тенденция увеличения военных бюджетов охватила почти все западные страны, Украину и Россию.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке — регионах, которые в предыдущие годы были одними из драйверов роста, наоборот, наблюдается сокращение ассигнований на содержание армии и покупку вооружений. Так, в Саудовской Аравии расходы на оборону уменьшились на 10%, до 57,5 млрд долларов, в Кувейте — на 5,9%, в Турции — на 5%, в Алжире — на 3,4%, в Ираке — на 8%.

За последние десять лет среди крупнейших экономик мира абсолютным чемпионом по наращиванию расходов является Китай. Объём ассигнований КНР на нужды ВС увеличился на 76% (для сравнения у США этот показатель сократился на 10%).

Внушительный общемировой рост расходов на оборону, несмотря на экономический кризис вследствие пандемии COVID-19, в SIPRI объясняют реализацией долгосрочных программ модернизации вооружённых сил и региональной напряжённостью.

Трудности подсчёта

Доля США в структуре глобальных затрат на содержание ВС по-прежнему остаётся феноменально высокой — 39%, у Китая — 13%, у Индии — 3,7%, у РФ — 3,1%, у Великобритании — 3%.

При этом относительно величины ВВП ассигнования Вашингтона на нужды армии уже не выглядят такими впечатляющими. Соединённые Штаты, как прежде, направляют на обеспечение вооружённых сил чуть более 3% валового внутреннего продукта.

У нашей страны данный показатель SIPRI оценил в 4,3%, хотя по официальной российской статистике доля военного бюджета РФ в структуре ВВП не превышает 2,8-2,9%.

Расхождение в цифрах объясняется разной методикой подсчёта объёма расходов на армию. Москва утверждает, что несколько лет не увеличивает ассигнования на ВС, придерживаясь планки, которая в переводе на доллары составляет 46 млрд (напомним, у SIPRI — 61,7 млрд). Основная часть данной суммы поступает по статье федерального закона о бюджете «Национальная оборона».

SIPRI, хоть и ориентируется на официальные цифры, не брезгует анализировать широкую номенклатуру бюджетных документов, отслеживая (по крайней мере так утверждается) денежные потоки, которые направляются на военные нужды не только через Минобороны, но и различные правительственные учреждения.

В итоговой сумме эксперты учитывают весь спектр расходов на содержание военного и гражданского персонала, проведение операций, военно-космическую деятельность, закупки военной техники и вложения государства в разработки новейших вооружений. Как правило, подсчитанные SIPRI показатели получаются выше официальных.

Власти РФ воздерживаются от комментариев по поводу оценок, которые публикует Стокгольмский институт. Скорее всего, официальные 46 млрд действительно являются заниженной величиной отечественного военного бюджета.

Реальный объём ассигнований на нужды обороны РФ наверняка выше и близок к цифре, которую приводит SIPRI. Это утверждение базируется на нескольких объективных факторах.

С одной стороны за последние годы Минобороны России сократило темпы перевооружения армии, что выразилось в снижении объёма гособоронзаказа и запуске конверсии оборонной отрасли, с другой — Москва сохранила на довольно высоком уровне военную активность.

Наши вооружённые силы продолжают участвовать в сирийской операции, обеспечивается негласная работа разведки и ЧВК, проводятся достаточно крупные учения, осуществляются поставки вооружений союзным иностранным формированиям в Сирию, Ливию и другие государства. Большие деньги, как справедливо указали в SIPRI, съедает космическая деятельность РФ.

В целом любая геополитическая активность государства никогда не обходится дёшево и всегда влечёт значительные расходы на военные нужды и смежные сферы деятельности.

Ещё одним обстоятельством, объясняющим высокие и «незадекларированные» властями РФ военные расходы, является необходимость закупок комплектующих в США, ЕС и на Украине.

В условиях санкций военное ведомство и оборонные предприятия РФ вынуждены прокручивать поставки через гражданские компании-прокладки или через реимпорт из Китая. Реализация столь сложных схем неизбежно приводит к удорожанию иностранной продукции.

Кроме того, ограничительные меры Запада и Украины потребовали увеличения финансовой поддержки оборонной индустрии и запуска новых проектов на ниве импортозамещения. Параллельно с этим Москва продолжила осуществлять дорогостоящие программы по оснащению армии современным стратегическим арсеналом.

Китайская модель для России

Совокупная сумма расходов России на нужды обороны применительно к ВВП не может быть скромной и укладываться в рамки 46 млрд. При этом нельзя сказать, что эти деньги уходят в какую-то чёрную дыру или «распиливаются». В текущей геополитической ситуации наша страна скорее вынуждена иметь такой военный бюджет с поправками, конечно, на коррупцию и неэффективное расходование.

Другой вопрос, часто остающийся за кадром, заключается в давлении, которое оказывает на отечественную экономику планка ассигнований в 4,3% ВВП. В 2020 году валовой внутренний продукт страны упал на более чем 3%, а по итогам нынешнего года (даже по официальным прогнозам) при самом благоприятном исходе можно ожидать «восстановительный рост» в 3-3,5%.

Экономические перспективы на 2020-е годы также не сулят России внушающих большой оптимизм показателей. При этом объём расходов на военные нужды вряд ли стоит уменьшать.

Чтобы не повторить судьбу позднего СССР, в перспективе Москве имеет смысл перенять китайскую модель увеличения военного бюджета, где рост ассигнований на армию напрямую привязан к экономическим результатам. Если ВВП КНР за год вырос на 7%, то на аналогичный процент повышаются и затраты на оборону.

Однако перейти к такой оптимальной модели сосуществования армии и экономики Россия сможет лишь в условиях поступательного экономического развития и снижения накала геополитического противостояния, от которого как раз сильно зависит динамика ВВП.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
7 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ