Новости – Политика
Политика
ВМФ без иностранного участия
Вертолетоносец «Мистраль» в доке гавани Санкт-Назер на западе Франции. Фото: Laetitia Notarianni/АР
Отечественные десантные корабли эффективно заменят громоздкие французские судна
28 мая, 2015 18:13
6 мин
С конца прошлого года, когда стало понятно, что Париж пошел на поводу у США, в СМИ стала появляться информация о том, что Минобороны активно ищет замену «Мистралям». Очередная утечка произошла накануне. В прессе прошли публикации о том, что французские вертолетоносцы могут быть временно заменены двумя большими десантными кораблями (БДК) проекта 1174 «Носорог» — «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко».
В настоящее время данные суда находятся в резерве ВМФ, и на их восстановление потребуются значительные ресурсы. «Носороги» уступают «Мистралям» по размеру и прочим характеристикам, например по вместимости вертолетов (4 против 16) и дальности плавания (7,5 тыс. миль против 20 тыс.). Но, уверены опрошенные «Русской планетой» военные аналитики, для выполнения задач в российских условиях десантные корабли подходят больше, чем французские вертолетоносцы.
Большой десантный корабль «Александр Николаев»
Большой десантный корабль «Александр Николаев». Фото: savok.name
В беседе с обозревателем РП эксперты подчеркнули, что громоздкие вертолетоносцы предназначены для миссии на просторах Мирового океана. В частности, Франция использует их для патрулирования африканских берегов. «Мистрали» приспособлены под воды с теплым климатом и те миссии, которые российский ВМФ не выполняет.
Член экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александр Собянин считает, что России нужны авиа- и вертолетонесущие корабли, но совершенно иного типа, чем «Мистрали».
«"Мистраль" — это большое судно, у которого слабая защита. Нам нужны корабли более универсального характера. В частности, это большие десантные корабли. Если будет стоять задача по патрулированию океанических просторов, то нам, пожалуй, понадобится авианосец. Вертолетоносцы, на мой взгляд, ВМФ не нужны», — полагает эксперт.
По его мнению, БДК даже старых классов в российских условиях более эффективны и со стоящими перед страной задачами будут справляться лучше. К тому же, как отметил аналитик, программы по развитию больших десантных кораблей уже запущены.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также считает, что России нужно делать ставку на БДК. Он рассказал, что на сегодняшний день у России есть проект развития больших десантных кораблей 11711 «Тапир», которые отвечают современной ситуации.
«Первое такое судно, "Иван Грен", будет скоро спущено на воду на прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" и уже в этом году будет передано в эксплуатацию ВМФ. Второй десантный корабль — "Петр Моргунов" — сейчас строится», — рассказал эксперт, добавив, что России необходимо еще пять или шесть подобных судов.
Потеря «Мистралей» не критична
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко отмечает тот факт, что «Мистрали» даже не вписывались в концепцию боевого применения ВМФ, а решение об их покупке было принято по политическим соображениям. Был просто сделан широкий жест навстречу тогдашним французским партнерам.
«Для обеспечения их работы пришлось бы пользоваться услугами Франции по ремонту и сервису. Эти корабли стали бы для нас золотыми. Слава богу, что эпопея с "Мистралями" практически завершилась», — заявил главред «Национальной обороны».
Иван Коновалов солидарен с мнением о политической подоплеке решения закупить «Мистрали». По его мнению, расчет был на сотрудничество с французским ВПК, что могло принести нам в перспективе пользу, но ситуация изменилась.
«Для нас некритично с военной точки зрения то, что мы не получили вертолетоносцы. У нас в принципе нет необходимости строить такие огромные корабли. Если задачи поменяются и нам они понадобятся, то наш ВПК сможет самостоятельно решить эту задачу без иностранного участия», — не сомневается Коновалов.
Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко»
Большой десантный корабль «Митрофан Москаленко». Фото: Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ
России нужно время
Несколько лет назад в России разгорелись ожесточенные дискуссии о необходимости покупки «Мистралей». Минобороны, которое возглавлял Анатолий Сердюков, пыталось убедить налогоплательщиков, что России не по силам обойтись без западного импорта. Вместо инвестиций в отечественное судостроение 1,2 млрд евро решили отдать французской DCNS.
Александр Собянин напомнил, как при Сердюкове Министерство обороны даже собиралось покупать итальянские броневики, хотя эти машины уступали по характеристикам российским аналогам. «Необходимость в импорте западных военных технологий проговаривалась невнятно. А либеральное правительство РФ утверждало, что незачем развивать отечественный оборонный комплекс, если можно делать покупки на Западе», — сказал Собянин.
«Как можно на мировом рынке ВПК покупать действительно прорывные технологии? Их никто не продаст ни за какие деньги, — недоумевает эксперт. — В результате ни один крупный контракт не был реализован до конца. Хорошо, что из этой ситуации наш ВПК вышел без больших потерь», — отметил Собянин.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов подчеркнул, что производственная кооперация, на которую опиралось Минобороны при Сердюкове, крайне распространена на Западе. В то время никто не предполагал, что случится ситуация, когда с Россией разорвут сотрудничество и ей придется рассчитывать только на замкнутый цикл производства.
Директор Центра стратегической конъюнктуры констатировал, что российская судостроительная отрасль испытывает ряд проблем: отказ Украины от поставок газовых турбинных установок для фрегатов, невысокое качество отечественной электроники и пр. Однако Коновалов призвал не делать вывод об отставании российского ВПК. Эксперт уверен, что Россия наверстает упущенное. И санкции в этом только помогут.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости