Вмешательство и помешательство Российской Федерации
За последние пять лет в России была запрещена или признана «нежелательной» деятельность 30 иностранных организаций. Такую статистику огласил журналистам заместитель секретаря Совета безопасности РФ Александр Гребенкин.
«Принятые меры позволили своевременно пресекать попытки внешнего вмешательства во внутренние дела Российской Федерации… проделана значительная работа по совершенствованию антиэкстремистской деятельности, укреплению межнационального и межконфессионального согласия в стране», — сказал Гребенкин.
Заявление чиновника было сделано на фоне вступления в силу обновлённой стратегии национальной безопасности России. В 44-страничном документе основной акцент сделан на необходимости укрепления суверенитета и недопустимости вмешательства во внутренние дела.
В частности, в стратегии говорится о том, что внешние силы пытаются использовать социально-экономические проблемы РФ для радикализации протестного движения и раскола общества. Кроме того, недружественные страны проводят «информационные кампании, направленные на формирование враждебного образа России».
Таким образом в Кремле дали понять, что продолжат борьбу с институтами, которые, с точки зрения властей, являются проводниками воли зарубежных государств.
Последней организацией, которая попала под каток этой «зачистки», стал американский Бард-колледж* (Bard College).
30 июня Минюст внёс данное образовательное учреждение в список иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной в РФ. До этого Генпрокуратура признала деятельность Бард-колледжа нежелательной и угрожающей «основам конституционного строя и безопасности» России.
«Санкции» в отношении Бард-колледжа вызвали серьёзный резонанс в академической среде. Мнения по этому поводу разделились. Часть учёных либо поддержала действия государства, либо не увидела в произошедшем ничего отрицательного.
Исследователи, которых принято относились к «либералам», наоборот, возмутились. Действия Генпрокуратуры и Минюста были восприняты как вмешательство в систему высшего образования, которой априори полагается быть автономной от государства.
Бард-колледж пустил корни в России в конце 1990-х годов. Более 20 лет назад американское образовательное учреждение договорилось с СПбГУ о создании «Факультета свободных искусств и наук» — института по образцу англо-американской системы Liberal Arts College, предполагающей свободный выбор дисциплин.
Важно отметить, что Бард-колледж напрямую связан с Джорджем Соросом. Так, в апреле 2021 года американский финансист пожертвовал университету около 500 миллионов долларов. Возможно, именно этим были вызваны «санкции» российского государства (ранее в списке «нежелательных» оказались ряд структур, аффилированных с миллиардером).
Трудно отрицать, что Сорос является создателем империи, которая достаточно агрессивно продвигает стандарты американской образовательной системы с её весьма противоречивыми ценностями.
В частности, последние десятилетия в гуманитарной науке США чрезвычайно популярны исследования в сфере прав человека. Правда, под этим понятием подразумевается в основном ситуация с расовыми меньшинствами и ЛГБТ, то есть вопросы, которые давно превратились в инструмент пропаганды, причём совершенно неадекватной.
Однако в 1990-е гранты миллиардера буквально спасли российскую систему гуманитарного образования. Тысячи талантливых преподавателей, влачивших жалкое состояние, начали получать достойные деньги и ездить на стажировки за рубеж.
Стандартный размер соросовской «стипендии» составлял 500 долларов при нерегулярной зарплате в десятки у.е. В общей сложности, в российские мозги было вложено порядка одного миллиарда долларов.
В этом контексте «Факультет свободных искусств и наук» в СПбГУ был призван стать своеобразной витриной интеллектуальных достижений Соединённых Штатов и, возможно, прологом к реформированию отечественной системы высшего образования по заокеанским лекалам.
Однако Сорос никогда не был меценатом-благотворителем. Вся его щедрость объяснялась преследованием вполне утилитарных стратегических задач. Как опытнейший инвестор, он понимал, что вложенные в нищую ельцинскую Россию деньги так или иначе отобьются в виде надолго перекроенного сознания учёных и молодёжи.
В нашей стране появилась целая когорта интеллектуалов, которая видит в Соединённых Штатах абсолютный авторитет и образец для подражания (отчасти отсюда — высокая протестная активность преподавателей, среднего класса и студентов вузов).
В этом контексте символично, что «Факультет свободных искусств и наук» де-факто являлся отдельным университетом в составе СПбГУ. Его выпускники получали два диплома: первый и наиболее важный — от американской системы образования, второй — от российской.
Однако у соросовского влияния была и безусловная позитивная сторона. Помимо спасённых от полуголодного существования учёных, деятельность Сороса открыла нашей стране доступ к объективным достижениям Соединённых Штатов, где, с какой точки зрения ни посмотри, сложилась лучшая в мире система высшего образования.
Конечно, далеко не все её элементы уместно перекладывать на российскую почву. Но если разумно подходить к этому вопросу, то усвоение отдельных норм, в том числе свободный выбор дисциплин как в Liberal Arts College, пойдёт только на пользу.
Нельзя забывать, что наука (особенно гуманитарная) и высшее образование не могут нормально развиваться в изоляции. Такая система обречена на замкнутость и деградацию.
Однако последние годы наше государство последовательно сжигает мосты между российскими и западными вузами, которые, несмотря на помешанность на теме защиты прав меньшинств, остаются флагманами в гуманитарных и естественных науках.
«Санкции» против связанного с Соросом Бард-колледжа стоит воспринимать прежде всего как удар по собственной системе образования, последствия которого будут иметь долгосрочный негативный характер.
Ситуация с Бард-колледжем отражает общую политику последних лет, направленную на отмежевание от Запада главным образом в гуманитарной сфере и усиление идеологической конфронтации с ним. Такой курс легко читается между строк и в обновлённой стратегии нацбезопасности.
При этом «традиционные ценности» и наша эксклюзивная российская идентичность пока не находят вменяемого содержания.
Российское государство пытается обосновать собственную самостийность, натужно обращаясь к православию, советскому прошлому, Великой Отечественной войне, «русофобским» высказываниям западных государственных и общественных деятелей.
Совершенно неуёмная политизация наблюдается и в сфере образования. Доценты и профессура, которые подозреваются в «либерализме», сталкиваются с ограничениями в профессиональной деятельности. В моду вошла «патриотическая» подача исторических и политических событий, занижение достижений западной научной мысли.
Сложно отделаться от ощущения, что Россия механически повторяет ошибки СССР, делая образование и науку заложником идеологических и политических противоречий с Западом. Конечно, отечественные вузы не удастся полностью изолировать, но качество подготовки студентов, по всей вероятности, будет оставлять желать лучшего.
* Организация, чья деятельность признана нежелательной на территории России