Выборы в Госдуму 2021. «Медвежья» победа
Согласно предварительным данным ЦИК и результатам экзитполов, победу на прошедших думских выборах одержала «Единая Россия». Партия власти смогла набрать чуть менее 50% голосов. Однако с учётом триумфа в одномандатных округах можно сделать вывод, что ЕР сохранила возможность проводить через нижнюю палату парламента абсолютно любые законопроекты.
Второе место на выборах по традиции взяли коммунисты, третье — ЛДПР. На четвёртой строчке расположилась «Справедливая Россия — Патриоты — За правду». Ситуация с партией «Новые люди» пока неясна, но существует вероятность, что после окончательного подсчёта голосов она преодолеет 5-процентный барьер.
Пожалуй, нет большого смысла обсуждать сами результаты выборов. Победа ЕР в очередной раз была обеспечена голосованием так называемого пассивного большинства и широким применением пресловутого административного ресурса, который позволил загнать на сайт «Госуслуги» и избирательные участки подавляющее большинство граждан, имеющих хоть какое-то отношение к государству.
Нелояльные власти наблюдатели и эксперты скептично оценивают процедуру онлайн-голосования. Сама идея в чисто техническом виде — правильная и очень прогрессивная, особенно в условиях пандемии, незаконченного дачного и бархатного сезонов, но практическая сторона реализации не может не настораживать.
Опыт скандальных думских выборов 2011 года и прокатившихся по крупным городам массовых митингов научил власти более аккуратно относится к способам обеспечения убедительной победы «Единой России». Сейчас на избирательных участках практически не применяются «карусели», а члены ТИКов уже не так нагло переписывают результаты.
Сейчас для поддержки ЕР власти используют менее грубые инструменты. В регионах, например, бюджетников, приписанных к участкам вблизи дома, вынуждали оформлять открепительные удостоверения, чтобы они проголосовали в других местах.
Формально процедура голосования не нарушается — гражданин имеет право прийти на любой другой избирательный участок с открепительным листком. Однако, как несложно догадаться, галочки за бюджетников ставят на участках, к которыми они были до этого приписаны.
Онлайн-голосование и вовсе открывает колоссальный простор для манипуляций. Если членов избирательных комиссий ещё хоть как-то можно поймать на фальсификациях с бюллетенями, то «удалёнка» полностью лишает возможности проверить подлинность результатов.
В этом году этой услугой преимущественно пользовались граждане, работающие в госорганах и члены их семей. По этой причине онлайн-голосование, скорее всего, принесло хорошие результаты ЕР: чиновники не хотели проблем на работе, а их близкие и родные — «подводить» своих домочадцев.
Все понимали, что пресловутая тайна голосования давно превратилась в фикцию. Проще всего отдать голос за «Единую Россию» и, как в той раздражающей рекламе налоговой полиции, потом «спокойно жить».
Для пиара электронного голосования было решено привлечь ушедшему по ряду странных причин на самоизоляцию Владимира Путина, хотя он вообще не пользуется гаджетами и имеет очень отдалённое представление о любых интернет-сервисах.
На кадрах голосования президента вместо 17 сентября его наручные часы показывали 10-е число. На это пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков поспешил заявить, что Путин, дескать, такой человек, что на дату не смотрит.
Может оно и действительно так, но подобный прокол весьма красноречиво показывает инструменталистское отношение властей к организации онлайн-голосования.
Сам формат многодневных выборов тоже вызывает ряд вопросов. Людям он удобен, но три дня работы и бессонные ночи не могут не изматывать как наблюдателей, так и членов избирательных комиссий.
На физическое и моральное истощение накладывается путаница в процедурах из-за существенного усложнения регулирующих норм и инструкций (опять же — по причине появления практики многодневного голосования).
Классикой жанра российской скудоумной политической реальности остаётся надомное голосование, которое тоже фактически невозможно проконтролировать. В нынешнем году у этого способа фальсификации появилась «модификация» — голосование в ковидных больницах. И так с миру по нитке набирается существенная поддержка партии власти с социологическим рейтингом порядка 30-35%.
Ещё одной примечательной чертой нынешней избирательной кампании стала яростная борьба с «Умным голосованием» (УГ) и его причудливая природа как таковая в условиях отсутствия в бюллетенях графы «против всех», которая показывала близкий к реальному уровень неприятия партий и кандидатов.
Данную незамысловатую схему разработала команда Алексей Навального. Если говорить в двух словах, она направлена на осуществление механического выбора кандидатов, не имеющих отношения к «Единой России». Дескать, саботируем ЕР, голосуя за ближайших конкурентов «медведей», а дальше непременно наступит новый этап смены власти.
На первый взгляд УГ — весомый инструмент противодействия партии власти, потому что не оставляет шансов переизбраться её непосредственному законодательному крылу. Однако на практике «Умное голосование» оказывается лишь броской иллюзией шансов на реальные перемены.
Например, в этом году система призывала поддержать кандидатов от КПРФ, справедливоросов и ЛДПР, то есть представителей фасадной оппозиции, партий, которые лояльны и полностью подконтрольны Кремлю. Сложно сказать, что может быть вообще разумного в слепой поддержке давно лежащих под режимом коммунистов, либерал-демократов и социалистов.
УГ обеспечило проход в парламент партий и лидеров, которых Владимир Соловьёв (до обретения ультра-популярности в федеральных СМИ) метко именовал «отрыжкой 90-х». Геннадий Зюганов, игнорируя вклад «Умного голосования» в успех КПРФ на думских выборах, без стеснения и с пафосом заявил: «Избиратель нас услышал, он нам поверил, за нас проголосовал».
Следуя логике курса на смену власти, гораздо перспективнее поддерживать малоизвестные партии вроде тех же «Новых людей», «Яблока», «Коммунистов России», РПСС, экологов, которые выдвинули на думские выборы две политсилы — «Зелёные» и «Зелёная альтернатива». Авось, что-нибудь изменилось бы по крайней мере в сфере переработки мусора, одной из самых насущных проблем современной России.
На нынешних выборах ситуация с фиксацией нарушений деградировала от банальной профанации до циркового представления. Очевидно, что больше всего внимания было необходимо уделять крупным городам, включая Москву, где наиболее велика доля априори оппозиционного режиму среднего класса.
Однако вместо обстоятельного разговора о проблемах в ходе пресс-конференции руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в российской столице, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов подарил председателю Центризбиркома Элле Памфиловой футболку с изображением енота.
Такая вот шутка юмора в финальный день думской кампании от одного из главных «системных либералов» нашей страны, руководителя радиостанции, где на деньги «Газпрома» разрешается в определённых рамках критиковать Владимира Путина, правительство и ЕР.
Выбор презента, видимо, был обоснован новостью Венедиктова о том, что один из избирателей выпустил енота в помещении участковой избирательной комиссии (УИК) в Москве. На поиски животного пустились полицейские. Усилия правоохранителей увенчались успехом, и нарушитель общественного порядка был пойман через 7 минут. Именно этому эпизоду стоило уделять повышенное внимание.
Памфилова в принципе отвергает любую вероятность подтасовки результатов. Да, масштабных нарушений и фальсификаций, скорее всего, не было, а сотни и тысячи частных споров на итоги повлиять не способны.
Остаётся лишь констатировать, что сомнительное в плане легитимности «переизбрание» ЕР было обеспечено авторитарной природой политической системы России и способами организации голосования, когда значительное число граждан, по существу, вынуждают участвовать в выборах, отдавая предпочтение партии власти.