Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Урезание военных аппетитов

К чему может привести дальнейшее сокращение расходов на российскую армию
Алексей Капустин
29 апреля, 2019 11:36
8 мин
Россия выбыла из пятёрки стран-лидеров по уровню военных расходов. Об этом говорится в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) за 2018 год. Согласно документу, в прошлом году РФ потратила на обеспечение Вооружённых сил 61,4 миллиарда долларов и расположилась с этим показателям на шестом месте.

Напомним, по итогам 2017 года Россия находилась на четвёртом месте с военным бюджетом в 66,3 миллиарда долларов. Первые строчки занимали США (610 миллиардов), Китай (228 миллиардов) и Саудовская Аравия (69,4 миллиарда).

В 2018 году ситуация изменилась вследствие значительного увеличения военных расходов в Соединённых Штатах и стран Восточной Азии. Военный бюджет США вырос до 649 миллиардов, Китая — до 250 миллиардов, Индии — с 63,9 до 66,5 миллиарда. Оборонный бюджет Саудовской Аравии пошёл на убыль (67,6 миллиарда), а вложения Франции в ВС не изменились (63,8 миллиарда).
Отрицательная динамика в области военных расходов РФ — это тренд, который по прогнозам аналитиков сохранится как минимум в ближайшие годы. По данным SIPRI, сокращение оборонного бюджета России началось в 2017 году. Это было первое снижение ассигнований на нужды армии с 1998 года. При этом в рейтинге Стокгольмского института за 2016 год Москва замыкала тройку лидеров с уровнем расходов в 69,2 миллиарда.
Курс на сокращение
SIPRI является, пожалуй, самым авторитетным военно-аналитическим центром Западного мира. Институт удостаивается похвал за непредвзятый подход и качественный подсчёт различных показателей. Например, благодаря деятельности SIPRI мы имеем возможность оценивать объём мирового оружейного рынка и прогнозировать его развитие.
Однако в России к статистике Стокгольмского института относятся с изрядной долей недоверия. Цифры зарубежных аналитиков расходятся с официальными данными и подсчётами других западных исследовательских центров. Например, по информации госведомств, военный бюджет США в 2018 году составлял 710 миллиардов долларов, а России — около 46 миллиардов.

Разница весьма ощутимая. Если верить SIPRI, то Соединённые Штаты преувеличивают реальный объём расходов на ВС, а РФ, наоборот, — занижает его.

Как поясняют в Институте, при подсчёте учитывается весь комплекс расходов, связанных с военной деятельностью. Эксперты отслеживают финансовые потоки, которые не идут через Минобороны. В частности, речь идёт об ассигнованиях правительства и гражданских ведомств по статьям, связанными с военным строительством, а также с выплатами силовикам и военным пенсионерам.
Вполне возможно, что в отношении России SIPRI может учитывать совокупные расходы на весь сектор безопасности, который действительно не укладывается в цифру 46 миллиардов. К затратам по статье «Национальная оборона» Институт может прибавлять вложения государства в оборонную промышленность, ассигнования на нужды Росгвардии, ФСБ, разведывательных структур, на проведение учений и антитеррористических мероприятий.
Однако, как бы то ни было, факт сокращения военных расходов сомнений не вызывает, так как он признаётся на официальном уровне. По статистике Минобороны РФ, доля военного бюджета в структуре ВВП нашей страны упала с 4,7% в 2016 году до 2,8% в 2018 году. Снижение началось три года назад. — в 2016 году расходы на нужды национальной обороны были уменьшены с первоначальных с 3,1 до 2,886 триллиона рублей.

Тем не менее в долларовом выражении сумма военного бюджета России почти не изменилась из-за обвала рубля в 2015-2016 годах и последующего укрепления нацвалюты в 2017-2018 годах.

В сокращении ассигнований на нужды Вооружённых сил РФ SIPRI видит прежде всего финансовую причину. Аналитики полагают, что Москва не может сохранять текущий объём расходов из-за экономических проблем.
Отечественные эксперты в целом согласны с таким объяснением. В то же время присутствует иная точка зрения. Она заключается в том, что урезание военного бюджета России носит плановый характер и вызвано, в том числе «периодическим насыщением» армии новой военной техникой. Такого мнения придерживается заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Несмотря на кажущуюся логичность подобного объяснения, сложно представить, что у Минобороны внезапно отпала необходимость в финансировании какого-либо вида или рода войск или направления по созданию и закупкам оружия нового поколения.
Как раз, наоборот, военное ведомство вынуждено уменьшать свои аппетиты. Нынешняя госпрограмма вооружения (ГПВ) предполагает выделение 17 триллионов рублей на закупку военной техники вместо 30 триллионов, которые ранее просили на Фрунзенской набережной. Более того, указом президента РФ ГПВ была продлена на два года (до 2027 года) без увеличения финансирования.

При этом доля современной и модернизированной военной техники в ВС за последние два года практически не изменилась после взрывного роста в 2016 году (с 47,3 до 58,3%). На текущий момент этот показатель по-прежнему составляет чуть менее 60%.

Согласно декабрьскому докладу министра обороны Сергея Шойгу, у военных весьма скромные закупочные планы на 2019 год. В войска будут поступать в основном модернизированная и отремонтированная техника. Из оружия нового поколения армия получит один комплект зенитного ракетного комплекса С-350 «Витязь».
Отрицательная динамика военного бюджета естественным образом уменьшает объём Гособоронзаказа (ГОЗ). В связи с этим в декабре 2016 года президент РФ поставил задачу нарастить долю гражданской продукции в оборонном секторе до 50% к 2025 году.
Но, судя по нынешним темпам конверсии, оборонка не достигнет данного показатела даже к 2030 году. Например, в 2018 году доля гражданской продукции составила 18%, среднегодовой прирост — 2%. Запланированная государством перестройка ОПК может обернуться накоплением долгов и разорением части предприятий.
Растущий разрыв
Главный вопрос, на который необходимо искать ответ, заключается, в том, какое влияние на национальную безопасность РФ оказывает сокращение военного бюджета? По данным Минобороны России, разница между оборонными расходами Москвы и Вашингтона колоссальная. В 2019 году ассигнования на нужды ВС США превысят затраты на российскую армию в более чем в 15 раз!
Одновременно увеличиваются военные бюджеты европейских государств — союзников Соединённых Штатов по линии НАТО. С приходом в Белый дом Дональда Трампа американцы взвинтили собственные расходы на ВС и в достаточно жёсткой форме требуют того же самого от европейцев.
Растущие ассигнования на армию позволяют странам-членам альянса планомерно решать ряд хронических проблем — неисправность военной техники и недостаток финансирования перспективных проектов для вооружённых сил. Насыщение западных ВС деньгами уже привело к увеличению масштаба разведывательной активности и военных учений вблизи границ РФ.

Рост расходов на оборону — это общемировой тренд, и в ближайшие годы разница в военных бюджетах Запада и России продолжит увеличиваться.

На официальном уровне Москва не признаёт отсутствие паритета в обычных и ядерных вооружениях с НАТО, опасаясь, что констатация столь очевидного факта будет воспринята как проявление слабости. Однако в реальности подобное положение дел существовало всегда.
Проблема для России заключается в том, что дальнейшее сокращение ассигнований на нужды ВС приведёт к ещё большему разрыву в военном могуществе. Насколько эта разница будет критичной — сказать сложно. Но сложившаяся ситуация в очередной раз диктует необходимость радикальной экономической трансформации нашей страны.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ