Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

«Тогда не разбирались, какой перед ними священник, — старообрядческий или никонианский»

Епископ Евмений в притворе Покровского храма в Рогожской слободе. Фото: Максим Шер / «Русская планета»

Старообрядческий епископ Евмений рассказал об отличии большевистских гонений от царских, о тайных старообрядцах среди членов КПСС и торжестве православия на излете советской истории.

Сергей Простаков
20 мая, 2014 09:45
17 мин
«Русская планета» продолжает цикл интервью с представителями различных идеологических и религиозных движений об их опыте отстаивания своих убеждений в советское время. Очередной собеседник издания епископ Русской православной старообрядческой церкви Евмений, который возглавляет Кишиневскую епархию. Отец Евмений родился в 1942 году в старообрядческой семье. На протяжении нескольких десятилетий он был одним из немногих действовавших старообрядческих священников в Советской Союзе, проводивших службы в Подмосковье и во многих других регионах. Сейчас он один из самых авторитетных иерархов в старообрядческой церкви Белокриницкого согласия.
Почему вы приняли священнический сан?
Потому что я родился и воспитывался в семье священнослужителя.
Мой дед, протоиерей Петр Семенович Михеев, был благочинным по Московской области. Умер он 25 ноября 1953 года. В те годы епископом молдавским был Иосиф Моржаков, он и хоронил моего деда. Отец Петр был уважаемым священником, много лет скрывался от советской власти, продолжая служение, но ареста не избежал. Он много лет провел в лагере, на строительстве Беломорканала. Сразу после войны вернулся и продолжил службу в поселке Шувое Московской области. Это старообрядческое село в десяти километрах от Егорьевска. Там я и жил.
После войны, в Шувое, мы с ровесниками ходили в храм. И каких-то особых гонений уже в то время мы не чувствовали. Возможно, дело было в том, что председателем сельсовета в то время был старообрядец, да и все жители поселка были старообрядцами или происходили из их семей. И все друг друга поддерживали. А секретарь сельского совета так вообще помогала моему деду в его делах, помогала со справками, когда нужно было куда-то ему поехать для совершения треб.
А в 1968 году я женился. В этом же году меня рукоположили в сан священника, и я переехал на приход в город Верею, где и служил на протяжении 36 лет.  По совместительству все эти годы также служил в Московском кафедральном соборе на Рогожском. А в 2005 году меня рукоположили в епископский сан, и я занял вдовствующую на тот момент Кишиневскую и всея Молдавии епархию.
%FOTO%
Старообрядческая церковь была гонима в империи Романовых. Но когда в 1917 году царь отрекся от престола и началась революция, какое у старообрядцев было к ней отношение? Как в начале складывались отношения с советской властью?
Старообрядческая церковь была гонима в царское время, а вот личный отряд охраны царя Николая II состоял из старообрядцев, потому что он им доверял. Отношение староверов было очень простое: власть это власть, а церковь это церковь. После 1917 года никто не чинил старообрядцам таких преград, чтобы они были вынуждены покидать страну, как это было в прошлые годы. Люди жили и молились, вели приходскую жизнь. Да, коллективизация в разных местах прошла по-разному. Но во всяком случае, прежних больших препятствий уже не было. Да и нельзя сказать, чтобы старообрядцы как-то сильно противились установлению советской власти.
В 1920-е годы большевики начинают гонения в отношении Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), поддерживают обновленческие течения внутри нее. Как старообрядцы оценивали эти процессы?
Ну, как оценивали? Не в лучшую сторону, конечно. Многие из их священнослужителей стойко переживали эти гонения. Многие из них попали в лагерь, были расстреляны. И это было страшно. Ведь тогда не разбирались, какой перед ними священник,  старообрядческий или никонианский. Если ты был верующим, да к тому же священнослужителем, то тогда иди в лагерь. Все это было большой трагедией.
А обновленческие процессы старообрядческую церковь не затронули.
И все-таки старообрядцы рассматривали советскую власть, большевиков как принципиально новую власть или продолжение прежней, романовской? И соответственно, романовские и советские гонения сливались в один процесс или различались?
Это была другая власть и другие гонения.
Например, когда началась война, наши старообрядческие иерархи обращались к пастве с призывом о защите Отечества и собирали средства на приобретение военной техники. Ни в каких посланиях наших пастырей имя Сталина не упоминалось, ведь главным в той войне была защита Веры и Отечества. И важно учитывать, что тогда многие священнослужители уже прошли через лагеря, поэтому хорошо понимали, кто такой Сталин, но на фоне развернувшихся событий это ничего не значило.
То есть можно говорить, что старообрядцы лучше относились к советской власти, чем к дореволюционной?
Ну, старообрядцы не стремились с нею вступать в конфликты. А дистанцироваться никто и не собирался. Как можно жить в стране и отделяться от власти?
Когда во время войны происходит «религиозная оттепель» и Сталин пытается восстановить отношения с церковью, как эти процессы затронули старообрядцев?
После возведения епископа Иринарха в 1941 году в сан архиепископа Московского и всея Руси наша церковь начала подниматься из руин. Он жил тогда в Москве в небольшой комнатке, которая считалась и резиденцией архиепископа. В таком состоянии находилась наша церковь в то время. Потом Иринарх нашел себе помощника владыку Геронтия, и они начала потихоньку возрождать церковь. Те процессы тогда официально назывались «налаживание управления церковью». В 1944 году началось возрождение связей со старообрядческими приходами в других республиках СССР, возращение их в подчинение Московскому архиепископу. Ведь они тогда находились в разрозненном состоянии.
После смерти Сталина начинается массовое возвращение заключенных из ГУЛАГа. Возвращаются и многие старообрядцы, миряне и священнослужители. Как их появление сказывается на жизни церкви?
Ну, вот так же, как и мой дед, но он вернулся из лагеря задолго до смерти Сталина, все продолжили служение в церкви. Поначалу отец Петр не был зарегистрированным священником, поэтому вел свою деятельность тайно, ночами. Ему приходилось и тайно венчать местных коммунистов, и крестить их детей. Потом только официально зарегистрировали.
Рогожское кладбище. Фото: Максим Шер / «Русская планета»
Были члены коммунистической партии, которые являлись старообрядцами?
Да, в местах, где традиционно жили старообрядцы, быть публично коммунистом и посещать тайно церковь никогда не было чем-то из ряда вон выходящим. Они не были воинствующими атеистами. Ведь многие же верующие люди вступали в КПСС вынужденно для того, чтобы иметь приличную работу или занимать какую-нибудь руководящую должность. Поэтому таких людей было довольно много.
Когда в 1970-е годы начинается постепенное возращение людей в церковь, то были те, кто приходил напрямую в старообрядческую церковь, минуя РПЦ МП?
Да, в то время были такие люди. Многие из них работали на довольно высоких постах. Я помню одного человека, который работал заместителем у Косыгина. Другой пришедший в церковь был очень высоким судьей в Советском Союзе, но он происходил из старообрядческой семьи, поэтому, естественно, пришел в нашу церковь. Но речь, конечно, не шла об открытом исповедовании веры. Они никому не открывали то, что они старообрядцы. Некоторые признавались в этом публично только после ухода на пенсию.
Многие люди приходили сначала в новообрядческую церковь, потому что она была всегда более распространенной. Кто-то из них разочаровывался, шли в поисках веры дальше и таким образом приходили в старообрядческую церковь. И таких людей было тоже немало.
Вы 36 лет служили в городе Верее, старинном центре старообрядчества, застали там много пожилых людей, помнящих еще прежнее, дореволюционное старообрядчество. Ощущали ли вы, что сохраняете традицию, передаете ее будущим поколениям?
Я находился в этой традиции.
Божьей милостью мне удавалось не только помогать пожилым людям, но и привлекать новых.
Рядом с Вереей есть город Боровск. Я застал там старого священника Иоиля Ульянова, фамилия была как у Ленина. Он жил очень простенько, скромно в маленьком домике. Но был такой добрый, такой приветливый. Никто не знает, как ему удалось выжить в гонительные годы и избежать ареста. Был еще отец Маркел, который отбыл длительный срок в лагере и вернулся. Но все знали, где он был. А где скрывался до послаблений десятилетиями отец Иоиль, никто не знал. Может быть, ему его фамилия помогала?
А у них, у священников, дети же растут, внуки рождаются. Они им и передавали свой опыт, свои знания. В общем, слава Богу, не прерывалась ни на секунду традиция.
В 1971 году происходит Поместный собор РПЦ МП, который признает старые и новые обряды равноспасительными. Какое было отношение у старообрядцев к такому решению?
А от этого решения ничего не изменилось. Та церковь, новообрядческая, к нам никакого отношения не имеет, поэтому их решения для нас не играли никакой роли. Это ни на что не повлияло.
То есть это не воспринималось как акт примирения?
Нет. Мы просто это приняли к сведению.
Когда начало развиваться диссидентское движение, как к нему относились старообрядцы, принимали ли какое-нибудь участие?
Таких не было среди нас.
А какое отношению было к Александру Солженицыну, которые неоднократно публично заявлял о своих симпатиях к старообрядческой церкви?
Да, мы его уважаем за то, что он рассказал в своих книгах всю правду о лагерях. И о его высказываниях мы знаем, но у них не было большого резонанса.
А вот Дмитрий Сергеевич Лихачев к старообрядцам тоже положительно относился…
Он происходил из семьи старообрядцев…
Да. Дмитрий Сергеевич посещал наш духовный центр на Рогожском. Владыка Алимпий провел для Лихачева экскурсию по храмам Рогожской слободы. А такое было очень редко, чтобы владыка лично проводил экскурсию. Вот у Лихачева был высочайший авторитет среди старообрядцев.
Почему?
Потому что он был коренной старообрядец.
В 1988 году государство перестает враждовать с церковью — торжественно отмечается Тысячелетие Крещения Руси. Как старообрядцы на официальном уровне участвовали в этих торжествах?
Это был исторический момент. В 1988 году у нас была учреждена Митрополия. В заседании участвовали представители Совета по делам религий. Они потребовали снять вопрос об учреждении Митрополии с повестки дня, так как якобы этот вопрос был еще непроработанным. Но с ними стали не соглашаться. Тогда на торжества по случаю празднества Тысячелетия Крещения Руси прибыли в Россию старообрядцы со всего мира. Представители из США, штата Орегона, заявили, что дойдут до президента, если советская власть будет мешать в учреждении Митрополии. И это прозвучало как гром среди ясного неба. Было ясно, что времена менялись.
Попыток учредить митрополию было много, и тогда это наконец-то удалось. Митрополитом стал активный и относительно молодой митрополит Алимпий, который стал подбирать людей на священнические степени, чтобы укрепить церковь.
Для нас празднество Тысячелетия Крещения Руси — это торжество православия.
Епископ Евмений со своим сыном иереем Алексием Михеевым. Фото: Максим Шер / «Русская планета»
В начале 1990-х люди стали массово возвращаться в церковь. Кто тогда приходил в старообрядческие храмы?
В это время пришло много рабочего люда и молодежи потомков старообрядцев. Они впервые смогли свободно и без оглядки прийти в храм. Благодаря этому приходы резко «помолодели», ведь раньше они держались в основном за счет людей старшего возраста. Это возвращались наши коренные старообрядцы.
Как относитесь к инициативам современной РПЦ МП ввести преподавание основ православия в школе?
Наша церковь соборно поддержала решения преподавания православия в школах. Завуч нашего Московского духовного училища А.В. Муравьев подготовил учебник по основам православной культуры. И его в Министерстве образования признали лучше кураевского, поэтому в результате было издано два учебника.
И вообще радостно, что сегодня дети имеют такой широкий доступ к книгам православной тематики, чего мое поколение было лишено.
Нужно ли, возможно ли примирение с РПЦ МП? Как оно должно выглядеть, чтобы на него согласились старообрядцы?
Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли. Всё.
То есть вернуться к старым…
Почему старым? Нас назвали старообрядцами, хотя мы ничего старого не брали. Наша церковь православная. Мы православно служили и православно продолжаем служить. Но появились новообрядцы, и мы почему-то резко устарели.
Что бы вы посоветовали молодому поколению людей, которое испытывает сложности, подвергается давлению со стороны государства за свои убеждения?
Мы жили, мы надеялись. Я знал много достойнейших и благороднейших людей, которые на разных этапах приходили в церковь и защищали ее перед властями. Защищали свои убеждения в любых условиях, порой страдая, претерпевая неудобства. И это очень большой труд, который тоже кому-то надо делать в любом государстве.
А в наше время нужно продолжать сохранять свои убеждения, веру наших предков, и передать новому поколению.
Знаете, почему в храмах толстые стены? Потому что, находясь в храме, человек получает благодать Божию, а за стенами остается вся мирская суета, и только в храме есть спасение души.
«Русская планета» выражает благодарность за помощь в организации интервью сайту STAROVE.RU и его главному редактору Олегу Хохлову. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
17 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ