Ты за Навального? Политцензор работодателя в Беларуси
Белорусский министр культуры Анатолий Маркевич на чистом глазу сообщил общественности о том, что более 300 человек, работавших в сфере культуры, были уволены «за деструктивную позицию».
На это «откровение» Анатолий Мечиславович не постеснялся в белорусских Столбцах, небольшом городке, где обсуждались вопросы кадров и их качества.
Министр отметил, что сидеть на двух стульях больше ни у кого не получится. Те, кто работает в театрах, музеях, других культпросветучреждениях, находятся в постоянном контакте с людьми, формируют общественное мнение, а значит, неправильной позиции иметь не могут. Поддержку оппозиционных сил министр назвал «двойными стандартами», сообщил, что «пора уже определиться» и заявил, что считает увольнение нескольких сотен человек за их гражданскую позицию правильной.
Заявление министра было опубликовано на страницах главной провластной газеты страны «Беларусь Сегодня» (аналог нашего Russia Today). То ли для тамошних пропагандистов из «СБ» заявление главного белорусского культурника показалось «слишком уж откровенным», то ли из Администрации Президента Республики Беларусь, являющейся учредителем газеты, позвонили и попросили прибрать одиозный материал с откровением министра, чтобы не портить и без того добросовестно испорченную репутацию страны. В общем, заметки на сайте больше нет. Вместо неё «отсвечивает» ошибка 404.
Александр Лукашенко обожает назначать на пост министра культуры «вчерашних свинопасов» — тех, кто никоим образом и никогда к сфере культуры не имел никакого отношения. Год назад, представляя Маркевича труппе Купаловского театра (этого прославленного «белорусского МХАТа), откуда ушли практически все актеры, поддержавшие протесты, на смену которым пришли студенты университета культуры) Лукашенко заявил, что привел «эффективного менеджера», от которого «все будут равноудалены».
При этом Лукашенко отметил:
«Я вообще сторонник разных точек зрения. Высказывайте свою позицию, точку зрения, но не нарушайте законы… Кто-то с чем-то не согласен, и есть место и время высказывать свои опасения и несогласия. Никто против этого не будет».
Из трех сотен уволенных из учреждений белорусской культуры не нарушил закон никто. Некоторые, правда, реализовали своё конституционное право, выйдя на улицы после выборов. Они были задержаны, получили штрафы и сутки. Другие никуда не выходили, а просто в ходе сбора подписи за кандидатов в президенты отдали свой голос не за действующего главу белорусского государства, а за кого-то из оппозиционеров (например, за Светлану Тихановскую). Таких подписантов сегодня активно выявляют, выдавливая не только из учреждений культуры, но и из сферы образования, и вообще отовсюду, откуда только можно выдавить.
К слову, специфика белорусского трудового законодательства такова, что там, в «Лукоморье», сделать это еще проще, чем у нас, в России. Белорусы не работают на бессрочных трудовых договорах. Там годичные контракты. Закончился контракт? Работодатель имеет право не продлить его, будь ты хоть многодетная мать с 9-ю детьми, хоть инвалид в коляске.
Но это – лирика. Среди «полетевших голов» были и те, кто лишился своего поста за неправильную позицию в семье или за волнения в доверенном ему трудовом коллективе. Взять, к примеру, одного из лучших белорусских театральных режиссёров Александра Гарцуева, до последнего времени возглавлявшего Республиканский театр белорусской драматургии. Его жена Зоя Белохвостик и дочь Валентина Гарцуева работали в Купаловском театре, откуда выкосило весь блистательный актёрский состав (за исключением нескольких особо заслуженных пенсионеров).
После событий августа 2020 года, когда на улицы вышли сотни тысяч не согласных с режимом Лукашенко, Зою Белохвостик лишили права преподавания в Белорусской государственной академии искусств, главной кузнице кадров, вместе с дочерью ей пришлось уехать от преследования из страны.
Её супруг, Александр Фёдорович, сидел тихо. Провокационных постов не постил, антирежимных спектаклей не ставил. Но доверенный ему коллектив немного попел на ступеньках учреждения в знак солидарности с протестующими. Кто-то из актеров публично заявил о несогласии с насилием, выразив сожаление, что убитых на протестах не вернёшь. Еще один, Илья Ясинский, которому милиция сломала позвонки, нелегально перешёл границу.
В общем, уволили Александра Гарцуева. И вряд ли теперь куда-то возьмут. Берут в театры и другие учреждения культуры всех (от худруков до уборщиц) нынче только после согласования кандидатур с Минкультом и проверки на лояльность. Пройти её сможет не каждый, ведь количество вышедших на протесты в 2020-м зашкаливало. Если ты сам не подписывался, не ходил на марши, не пел на ступеньках театра, не вешал на окна своего дома бело-красно-белые снежинки на Новый год (за такой демарш можно было вообще никогда не выйти с Окрестина, наблюдая, как одни пролетевшие 15 суток сменяются другими), то это мог делать твой родственник, от которого ты не успел публично откреститься.
Но это давно и всем известный факт. Чего ворошить прошлое? Кто-то убит и гниет в могиле. Кто-то получил 20 лет и гниет в тюрьме. Кто-то лечит сломанные позвонки в Литве. Студенты пляшут на сцене вместо лишившихся работы мастеров. Уникальные специалисты сферы культуры почитают за счастье, если у них получается устроиться с их красным (а иногда и не одним) дипломом на должность уборщицы в школе (по недосмотру отдела кадров).
Всё хорошо. Белорусы успешно перевернули страницу благодаря активной моральной, материальной и финансовой поддержке Российской Федерации, где внимательно наблюдают за происходящим в стране-соседке и делают выводы. У нас-то на носу, уже через 2 года, выборы.
Конечно, российская власть обезопасит нас, граждан России, сделав абсолютно всё, ну, просто, всё возможное, чтобы реальных конкурентов у действующего главы государства не было. Вспомним Миледи из «Трех мушкетеров», которая, лихо скача на гнедой кобыле, задорно вопила:
«Они все там, откуда не возвращаются! Йоху-у-у-у!».
Да уж. Каждый из тех, кто сегодня идёт наперекор власти, немножко «госпожа Бонасье» с её добрыми и глупыми глазёнками.
Рядовой россиянин должен понимать, что, поставив подпись даже за номинального кандидата, в роли которого вполне успешно может выступить, опять-таки, Ксения Собчак, ты никогда не застрахован от того, что Россия «переймет» белорусский опыт, и что по прошествии определенного времени тебя не вызовут в отдел кадров твоего условного «Стройпромбудтреста». А там положат перед твоим носом две бумаги:
· копию подписного листа, где ты черканул свою фамилию напротив не того кандидата
· заявление на переход в разряд изгоев «по собственному».
Беларусь всегда была для России «опытным полем», научной лабораторией, где тестировалось, сколь много деспотизма, тоталитаризма и глумления над собой может выдержать народ. Оказалось, что белорусы и русские могут выдержать очень много. А если намекнуть на возможность прибытия для поддержания конституционного порядка чеченского спецназа, то значительно больше.
Не стоит наивно думать, что у нас, в России, до этого ситуация еще не дошла. Ещё как дошла. Вспомним о сотнях массовых и немотивированных увольнений сотрудников столичного метрополитена, когда машинистов московской подземки вызывали поочередно и предлагали «написать по собственному», обещая в противном случае уволить за прогул.
«Транспортный комплекс Москвы работает в правовом поле трудового законодательства Российской Федерации!» - верещали чиновники метрополитена.
А кто ж спорит? Закон, что дышло, как повернул, так и вышло. В Беларуси тоже всё «по закону». Справедливости ради следует отметить, что в России суд вернул некоторых «по закону уволенных» на рабочие места, но, уверен, что вскоре каждый федеральный судья десять раз подумает, стоит ли выносить такие опасно-справедливые решения? Ведь и со строптивыми федеральными судьями, пытающимися добиться справедливости, и с их близкими, если брать события последнего времени, может приключиться очень нехорошая история.
Сегодня самый правильный вариант – не подписывать нигде и ничего, имея вид лихой и придурковатый. Согласно заповедям царя Петра I. Примерно такой вид имеют белорусские чиновники, ставящие крест на людских судьбах. Министр культуры Маркевич на одном из собраний одного из трудовых коллективов весело поведал культурным кадрам о своем рецепте лояльности:
«После первой вакцины от COVID-19 перестает работать левое полушарие мозга, после второй – правое. Я вакцинировался дважды».
Вот она – правильная гражданская позиция.