Как спасали Каспийскую флотилию
Как спасали Каспийскую флотилию

Грозное объединение ВМФ удалось сохранить благодаря смекалке и самоотверженности русских офицеров

В этом году исполняется 296 лет со дня создания Каспийской флотилии. Появлению этого оперативного объединения ВМФ Россия обязана императору Петру I. В период своего правления самодержец не только прорубил «окно в Европу», но и совершил весьма удачный Персидский поход летом-осенью 1722 года.

Военное присутствие России на Каспии не имело критического значения, как, например, завоевания в Балтийском и Чёрном морях. За исключением Ирана и Турции, у нашей страны не было серьёзных противников, а опасность от этих государств перестала исходить с конца XIX века.

В то же время недооценивать военную роль Каспия тоже нельзя. На протяжении десятков лет акватория и прилегающие территории выполняли роль полигонов. Достаточно сказать, что в Астраханской области с 1946 года функционирует Капустин Яр, где испытываются перспективные образцы ракетной техники, а непосредственно на Каспии совершал полёты экспериментальный экраноплан КМ, который мог стать грозным оружием противодействия ВМС США и НАТО.

Также Краснознамённая Каспийская флотилия (КФл) выполняет роль своеобразного резерва Черноморского флота. В течение примерно одной недели катера и корабли КФл могут быть переброшены в Азовское, Чёрное моря, а оттуда — через Босфор и Дарданеллы — в Средиземное море.

Например, в июне 2018 года малые ракетные корабли (МРК) «Град Свияжск» и «Великий Устюг» совершили переход из Каспия через Волго-Донской канал в Азовское море, а потом прибыли на учения к берегам Сирии. Сейчас они входят в состав Черноморского флота.

С появлением на вооружении комплексов «Калибр-НК» дальностью до 1,5 тысячи километров КФл получила возможность наносить удары почти по всей территории Средней Азии, Ближнего Востока, Турции, Украине и Восточной Европы. Фактически это оперативное объединение ВМФ обрело стратегическое оружие.

Носителями грозных ракет стали корабли класса река-море. Это позволяет КФл поражать цели не только из акватории морей, но и в том числе из судоходных районов юга РФ, Поволжья и Центральной России.

Однако такой роскошью наша страна могла бы сейчас не обладать. В 1992 году с огромным трудом российским командирам удалось вывести части КФл СССР из бывших «братских республик» и договориться о разделе флотилии. Верные присяге офицеры провели настоящую спецоперацию, чтобы большая часть корабельно-катерного состава досталась Российской Федерации.

***

В советские годы главная база КФл находилась в Баку, вторым по значению пунктом базирования являлся Красноводск (Туркмения). Флотилия была гордостью Азербайджанской ССР. Местные жители и партийные боссы с уважением относились к морякам и с восхищением наблюдали за парадом кораблей.

Бакинская гавань была оборудована всем необходимым: удобным причальным фронтом, пирсами, складами с боеприпасами, ремонтными доками, а её южное расположение позволяло катерам и кораблям выходить в районы боевого дежурства в кратчайшие сроки в любое время года.

Чувство тревоги за судьбу КФл появилось в 1988 году после армянского погрома Сумгаите, расположенного в 30 километрах от Баку. Это была первая крупная вспышка межэтнического насилия в Азербайджане, за которой последовало обострение ситуации в Нагорном Карабахе. 

Как вспоминал бывший начальник штаба, а затем — командующий Каспийской флотилией Борис Зинин, в офицерской среде, состоявшей почти полностью из русских, началось обсуждение вариантов вывода флотилии в Россию. Он не поддерживал подобные разговоры, но в 1991 году осознал неминуемость краха СССР и дальнейшего роста напряженности в Азербайджане.

Зинин прекрасно понимал, что власти независимого Азербайджана, пусть и почти полностью состоявшие из бывших коммунистов-интернационалистов, непременно попытаются переподчинить себе все военные части на территории республики, включая подразделения КФл. Русские моряки не испытывали желания присягать новому руководству республики.  

Ситуацию осложнял политический хаос, воцарившийся в Москве. Офицеры КФл не представляли на кого они могут опереться в своём стремлении спасти флотилию от «приватизации». В первой половине 1992 года директив из РФ не поступало, и потому приходилось действовать на свой страх и риск.

В такой ситуации Зинин решил вывести максимально возможное количество кораблей и имущества из пунктов базирования в бывших «братских республиках», используя различные предлоги и избегая «нежелательных разговоров» с властями. Например, часть флотилии покинула Красноводск и взяла курс на Россию якобы для проведения ремонта.

Сложнее всего было провести подобную операцию в Баку, где располагались 73-я бригада кораблей охраны водного района, гидрографическая служба, штаб, склады с боеприпасами и различной техникой. Зинин заручился поддержкой астраханского губернатора Анатолия Гужвина, который согласился на размещение КФл и пообещал помочь с расселением семей офицеров.

Однако этот план не мог быть реализован без разрешения федеральных властей. Используя свои связи наверху, Зинину удалось «пробить» принятие постановления правительства о размещении КФл в Астраханской области (28 июня 1992 год). Затем последовало заключение договора между Москвой и Баку о разделе флотилии в соотношении 75 на 25.

Тем не менее власти Азербайджана и местные радикалы чинили всевозможные препятствия для планомерного вывода КФл: устраивали унизительные досмотры личного имущества семей военнослужащих, пытались разворовывать собственность флотилии. Например, местные «активисты» угнали железнодорожный состав, принадлежавший автобронетанковой службе КФл.

«Несмотря на жёсткое противодействие со стороны ВС Азербайджана, правдами и неправдами нашими службами в пункты базирования в Астраханской области и Республике Дагестан были вывезены сотни единиц автомобилей и специальной техники тыла, тысячи тонн запасов материальных средств. Эти запасы позволили в тогдашней непростой обстановке обеспечить всем необходимым воинские части, корабли и суда КФ», — цитирует газета «Красная звезда» капитана 1 ранга в отставке Всеволода Франчука.

В общей сложности в 1992 году из Баку в Астрахань и Махачкалу были выведены 23 корабля и катера, а также 24 судна вспомогательного флота и гидрографической службы. 31 июля 1993 года в ознаменовании новой жизни Каспийской флотилии в Астрахани прошёл парад спасённых советских кораблей.

Уход из Баку не был каким-то радостным событием. У русских офицеров и солдат в столице Азербайджана остались квартиры. Многие считали этот цветущий южный город своей малой Родиной и домом. Но в короткий промежуток времени все они стали чужаками.

«Тяжёлый это был период в нашей жизни. Мы прощались не только с хорошими квартирами, но и со своей прежней счастливой жизнью в Советском Союзе, с Баку, который для многих был родным. За бесценок продавали, а зачастую и просто бросали мебель, личные вещи», — говорит капитан 1 ранга в отставке Фёдор Винник.

Конечно, Астраханская область была не самым удобным местом для базирования КФл, так как Волга и северная часть Каспия зимой замерзают. Но в ближайшие годы Краснознамённая флотилия обретёт новый дом в Каспийске и Махачкале, где будут построены полноценная военно-морская база и жильё для военнослужащих.

Полузабытый Невский пятачок Далее в рубрике Полузабытый Невский пятачокПочему мы так мало знаем о боях за плацдарм под Ленинградом?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»