Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Смена поколений. На чём будет летать Россия вместо Ан-2?

ЛМС-901 «Байкал». Фото:
ЛМС-901 «Байкал». Фото: Архив
Чем примечателен новый отечественный самолёт, который должен вытянуть нашу малую авиацию
Степан Зайцев
20 мая, 2021 10:33
8 мин

В 2021 году первый полёт должен совершить лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал». Это событие имеет большое значение для нашей страны, так как данная машина фактически является последней надеждой РФ на своевременную замену биплана Ан-2, известного больше по прозвищу «Кукурузник».

Трудности замены

Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, снискал заслуженную славу надёжного и чрезвычайно неприхотливого воздушного транспорта для сельской местности и местных авиалиний.

Достаточно сказать, что «Кукурузник» может подниматься в воздух с любой равниной площадки длиной в пару сотен метров. Ан-2 отличается невероятной ремонтопригодностью. Починить самолёт может любой слесарь и рукастый деревенский парень, который умеет работать с металлом и немного разбирается в моторах.

Сейчас «Кукурузник» используется в основном в частях ФБУ «Авиалесоохрана», МЧС, Минобороны, перевозчиками Заполярья и Дальнего Востока.

Однако ресурс находящегося почти семь десятилетий в эксплуатации Ан-2 близок к окончанию. Если исходить из данных Ассоциации организаций авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации России, то по состоянию на прошлый год в отечественном парке оставалось около тысячи машин, причём в исправном виде — чуть более 300.

Тенденции последних лет таковы, что количество «Кукурузников», обладающих сертификатами лётной годности, неуклонно сокращается. Ничего удивительного в этом нет — Ан-2 не производится уже 20 лет. Самолёты устаревают по планеру, который не рассчитан на непрерывное использование в течение нескольких десятилетий.

В социалистические годы массовый выпуск «Кукурузника» Москва отдала Польше. После ликвидации соцлагеря предприятие, которое выпускало советский биплан, естественно, начало деградировать.

Варшава в итоге прекратила производство Ан-2, а потом продала интеллектуальные права фирме Airbus Military, военно-транспортному отделению европейского гиганта Airbus.

Учитывая, что, помимо Польши, «Кукурузник» массово выпускался в Китае, в России для пополнения парка Ан-2 пришлось бы выкупать права на свой же собственный, по существу, самолёт, а потом ещё и заниматься его модернизацией.

Необходимо отметить, что при всех своих достоинствах советский биплан имеет ряд значительных по современным меркам недостатков. В частности, самолёт из-за большой площади крыла изрядно подвержен «болтанке», а посадка на грунтовые аэродромы сопряжена с сильной тряской.

Поэтому в России приняли разумное решение создать новый, технически более совершенный самолёт. Однако первый блин, как водится, оказался комом. В 2015 году первый полёт совершил биплан ТВС-2ДТС (ТВС-2МС) разработки Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА).

Особенностью этого самолёта стало широкое применение композитных материалов, которые в разы упрощают процесс массового производства. Также благодаря новой аэродинамике и двигателям удалось в полтора раза увеличить крейсерскую и максимальную скорость полёта.

В целом самолёт получил очень достойные характеристики, однако новосибирских инженеров сильно подвела зависимость от иностранных комплектующих. Критически важным упущением стали как раз композиты. Ещё одним серьёзным минусом ТВС-2ДТС являлась прихотливость машины — в полевых условиях её практически не починить.

В итоге Минпромторг, который был одним из ключевых спонсоров проекта новосибирского биплана, начал финансировать работы по ЛМС-901, в котором как раз почти отсутствуют композиты. Вместо них широко используются клёпанные листы из алюминиевых сплавов, то есть простой, лёгкий, доступный и ремонтопригодный материал.

Над ЛМС-901 работают специалисты Московского авиационного института (МАИ) и Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Номинальным разработчиком является компания «Байкал-инжиниринг». В настоящее время изготовлен планер опытного образца машины, идёт монтаж бортового оборудования, агрегатов и механизмов.

Новый «везделёт»

ЛМС-901 рассчитан на перевозку девяти человек и порядка двух тонн грузов. Самолёт должен стать более комфортным для полёта и посадки за счёт меньшей площади крыла и ряд других технических особенностей. Как обещает разработчик, на машине будет установлено современное навигационно-пилотажное оборудование, которое облегчит управление в сложных условиях.

От Ан-2 «Байкал» должен унаследовать неприхотливость, надёжность, универсальность, ремонтопригодность в полевых условиях. Новый самолёт фактически станет «везделётом», получив при этом большую крейсерскую скорость (до 300 км/ч) и дальность полёта (до 3000 километров).

Прогнозируется, что расход топлива на ЛМС-901 составит 0,43 кг/км, объём основного топливного бака — 1,5 тысячи литров, мощность двигателя — 800 лошадиных сил. Первое время на машине будет устанавливаться одномоторный агрегат General Electric, но к середине 2020-х годов самолёт получит отечественный ВК-800СМ разработки «ОДК Климов» (Санкт-Петербург).

Видимо, чтобы не повторять ошибок, совершённых при реализации проекта ТВС-2ДТС, Минпромторг поставил перед конструкторами задачу уложиться в определённую сумму стоимости топливного часа — 30 тысяч рублей, что существенно ниже, чем у западных девятиместных аналогов.

Такой ценник априори предполагает, что ЛМС-901 будет доступным для государственных ведомств и частных перевозчиков самолётом. Более того, если инженеры МАИ и УЗГА не выйдут сильно за рамки лимита в 30 тысяч рублей, у «Байкала» появляется хороший шанс побороться за нишу на международном рынке.

На сегодняшний день в планах «Байкал-инжиниринг» занять 5% общемирового рынка в своём сегменте. Как сообщил недавно в интервью RT главный конструктор компании Вадим Дёмин, до 2030 года на экспорт могут быть поставлены не менее 100 машин.

По словам специалиста, по ряду ключевых параметров (грузоподъёмность, стоимость) ЛМС-901 обойдёт западных конкурентов, к числу которых он относит американские одномоторные самолёты Cessna 208 и Quest Kodiak 100, швейцарский Pilatus PC-6.

В самой России, как ожидается, помимо МЧС и «Лесоохраны», «Байкал» будет покупаться единой дальневосточной авиакомпанией «Аврора», «Полярными авиалиниями», Нарьян-Марским объединённым авиаотрядом, 2-м Архангельским объединённым авиаотрядом и ООО «Аэросервис» (данные организации имеют в своём парке дряхлеющие Ан-2).

«Мы оцениваем ёмкость российского рынка в 170—200 самолётов до 2030 года. На данный момент у нас есть «мягкие» контракты на десять экземпляров, а для стартовых продаж мы видим уже ясную перспективу сборки более 100 самолётов. Рассчитываем, что «Байкал» будут закупать прежде всего авиаперевозчики Дальнего Востока и Арктики, которые эксплуатируют Ан-2», — пояснил Дёмин в интервью RT.

Главными преимуществами «Байкала» представляются его относительная конструктивная простота и доступность практически всех материалов, систем и агрегатов вне зависимости от санкций и кризисов.

Это позволяет с уверенностью прогнозировать, что самолёт не повторит судьбу новосибирского биплана, явно не приспособленного под санкционные риски.

В то же время проект ЛМС-901 необходимо непременно вывести на самоокупаемость. Вложенные государством деньги должны быть возвращены.

Единственный способ, который позволяет это сделать, — массовые продажи машины зарубежным странам, а для этого «Байкалу» предстоит получить высококачественный экономичный отечественный двигатель и выдержать очень нелёгкое сражение с западными конкурентами.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ