По состоянию на 13 июля 10:45
Заболевших733 699
За последние сутки6 537
Выздоровело504 021
Умерло11 439
Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Политика
Русская планета
Политика

Сергей Шойгу сводит счёты с Анатолием Сердюковым

Министр обороны начал жёстко критиковать политику своего предшественника
Александр Кочан
26 марта, 2020 10:17
9 мин
Своё выступление во время правительственного часа в Совете Федерации министр обороны Сергей Шойгу начал с нападок на предшественника — Анатолия Сердюкова, который возглавлял военное ведомство с 15 февраля 2007 года по 6 ноября 2012 года. Ранее Шойгу воздерживался от столь откровенной публичной критики в адрес экс-руководителя военного ведомства.
«В начале своего выступления хочу напомнить, какими они (Вооружённые силы РФ) были в 2012 году. Уровень современности вооружения и техники составлял 16% (сейчас — 68,2%), а исправности — 47% (94-95%)», — сказал Шойгу.
Министр обороны негативно высказался о непопулярных в период «сердюковщины» массовых увольнениях офицеров. По его словам, на место отправленных в отставку военнослужащих возникла армия из «61-й тысячи распоряженцев», на содержание которых ежегодно уходило 32 млрд рублей.

«Поясню, что это офицеры, которых не могли уволить из-за необеспеченности жильём. Они получали денежное довольствие и все виды обеспечения, но не выполняли служебные обязанности. При этом распоряженцы занимали 28 тысяч служебных квартир, а следовательно, такое же количество действующих офицеров снимали жильё по коммерческим ценам», — посетовал Шойгу

Как рассказал Шойгу, в жилье нуждались 107 тысяч человек. По состоянию на 2012 год в суды на Верховного Главнокомандующего и министра обороны было подано 124 тысячи различных исков о нарушении прав военнослужащих.
Не забыл Шойгу пройтись по оптимизации расходов на армию, которую проводил Сердюков. Он сообщил, что результатом погони за экономией средств стало снижение эффективности системы военного образования, появление серьёзных проблем в медицинском и материально-техническом обеспечении войск.
«Уверенность граждан в том, что армия способна защитить страну, составляла 21%. Престиж военной службы не превышал 28-ми процентов. Многие проблемы армии недобросовестные политики использовали для повышения своих рейтингов», — сказал Шойгу.
Суд над прошлым
В современной политической культуре, которая распространяется на высшие военные чины, есть одно негласное правило — никогда не списывать текущие проблемы на предшественника и воздерживаться от публичных негативных высказываний в его адрес.
Такое поведение считается демонстрацией слабости, неспособности действовать здесь и сейчас, да и в целом желанием свалить с себя как можно больше ответственности, а также лишний раз пропиариться на фоне неудач предшественника. Конечно, этическое табу соблюдают не все должностные лица, в том числе на Западе, но оно необходимо для нормального функционирования системы госуправления.
На протяжении более семи лет руководства военным ведомством Шойгу воздерживался от нападок на экс-министра обороны. В своих выступлениях он, конечно, подводил черту под правлением Сердюкова, указывая 2012 год как рубежную дату в жизни Вооружённых сил, а последующий период как некую новую эпоху в истории армии.
Однако Шойгу не позволял себе прямо говорить о недостатках «сердюковщины» и комментировать тех самых «распоряженцев», которые, по его словам, расплодились в аппарате Минобороны и как тараканы заняли служебные квартиры. На правительственном часе министр обороны не называл фамилий, но сенаторам, которые слушали главу военного ведомства, было понятно о ком и о каких процессах идёт речь.

Правление Сердюкова действительно крайне негативно сказалось на развитии военного образования, медицинском обеспечении, системе управления войск. Отдельным прегрешением экс-министра стал фактический разгром Академии Генштаба, выразившийся в увольнениях преподавателей — интеллектуальной элиты ВС РФ и сокращении периода обучения в Академии с двух лет до полугода

Также во многом именно из-за реформ Сердюкова в ВВС России образовался чудовищный дефицит лётного состава — в более чем 2 тысяч человек. Экс-глава Минобороны распорядился прекратить набор молодых людей в авиационные училища. В результате, буквально на пустом месте, образовалась колоссальная проблема, на решение которой уйдёт ещё 5-10 лет.
В то же время Сердюков осуществил болезненные, но необходимые шаги, как сокращение генералов и офицеров, а также распродажа части собственности. Армия действительно нуждалась в оптимизации. Другое дело, что результаты политики экс-главы Минобороны отягощены коррупцией, символом которой стала его любовница Евгения Васильева.
Наряду с провалами, которые допустил Сердюков, необходимо выделить и ряд существенных достижений. Именно при экс-министре оборонные предприятия получили крупные заказы на поставку военной техники, значительно выросло денежное довольство военнослужащих, положительные перемены произошли в обмундировании и системе питания.
Сердюков старался (как он это видел) повернуть бездушную военную машину лицом к человеку. Именно при нём была сокращена продолжительность срочной службы до одного года, а портянки заменены носками.
Ошибки, допущенные Сердюковым, были вызваны в основном тем, что он мыслил, как финансист, не понимая армейской специфики и необходимости обеспечения институтов Вооружённых сил, которые на первый взгляд кажутся не столь важными.

С одной стороны, экс-министр (в отличие от многих современных чинов) не был чужд западным инновациям. Он настоял на заключении контрактов по поставкам французских «Мистралей», в реализации которых, кстати, активно участвовали наши корабелы. Несмотря на то, что эти УДК Москва так и не получила, опыт сотрудничества с Францией пригодился России и, скорее всего, воплотится в кораблях типа «Прибой» (Взамен «Мистралей» РФ была выплачена компенсация, а корабли отдали Египту)

С другой стороны, окружение Сердюкова порой занималось откровенной ерундой, раздумывая, например, над покупкой колёсного итальянского танка и западных бронемашин, а также перестройкой нашей армии по натовском образцу, которая выразилась в ликвидации дивизий и формировании бригад.
Закручивание гаек
В первые годы руководства Минобороны Шойгу пришлось несладко. Он в спешном порядке приостановил реализацию наиболее неразумных реформ, запущенных предшественником и его приближёнными. А с 2014 года министр обороны запустил процесс восстановления дивизионной структуры Вооружённых сил.
В целом действующий министр проводит более сбалансированную политику. Однако нельзя не обратить внимание на плачевное положение дел на Военно-морском флоте РФ, срыве сроков разработки и поступления в войска почти всей номенклатуры новой военной техники, сохраняющиеся жилищные проблемы военнослужащих (пусть и не такие масштабные), практически не растущие зарплаты офицеров.
Очень тактично Шойгу на парламентском часе не стал говорить о ситуации с исками к Минобороны и президенту (сколько их сегодня?). Всем ли сейчас довольны военнослужащие, которых ведомство собирается обязать расплачиваться в рассрочку (значит, почти до конца службы, а может и жизни) за каждую поломку военной техники? Как эти меры согласуются с гуманным и человечным отношением к защитникам Отечества?

Ещё одна негативная примета правления Шойгу — это общий курс на закручивание гаек, который в том числе выражается в сворачивании дискуссий по концептуальным и частным вопросам развития Вооружённых сил РФ. В отличие от предшественников, нынешнее руководство Минобороны крайне болезненно реагирует практически на любую критику, усердно лакируя реальность бодрыми докладами и парадами. На этом фоне воссоздание ГВПУ — символический акт торжества новой-старой системы контроля над умами, которая априори исключает альтернативные точки зрения

В целом риторика Шойгу на парламентском часе как бы оправдывает снятие с должности Сердюкова и возвращение Путина на пост президента в 2012 году. Как говорится в тексте выступления Шойгу в Совете Федерации, ситуация в войсках РФ начала улучшаться с утверждением «майских указов» 2012 года, хотя в тот момент кресло министра обороны занимал ещё Сердюков. Да и решение о его назначении в феврале 2007 года принимал лично Путин, а не Дмитрий Медведев. Почему Владимир Владимирович держал Сердюкова на посту министра обороны даже после возвращения в Кремль?
Нападки Шойгу на Сердюкова за его прошлые прегрешения в присутствии сенаторов году сложно объяснить разумными причинами. На дворе 2020 год, а Сердюков был снят с должности более семи лет назад.

В соцсетях, например, появилась версия о том, что Шойгу помогает кругам, которым не нравится возвышение Сердюкова в авиационной отрасли. Кроме того, нельзя исключать, что между Шойгу и Сердюковым произошёл конфликт интересов по какому-либо вопросу

Сейчас экс-министр обороны является председателем Совета директоров ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация». Этот пост Сердюков вряд ли занимает заслуженно, но сегодня гораздо уместнее критиковать его за текущие дела, чем за ошибки 2007-2012 годов, не получившие к тому же исчерпывающую оценку со стороны правоохранительных органов.
темы
9 мин