Новости – Политика
Политика
Саудовская Аравия утверждает новый курс
Владимир Путин и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман. Фото: Grigory Dukor / AP
Миллиардные инвестиции в Россию продемонстрировали начало разворота королевства к независимости от США
7 июля, 2015 17:00
9 мин
Накануне стало известно, что суверенный фонд Королевства Саудовской Аравии вкладывает $10 млрд в проекты в РФ посредством партнерства с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Деньги пойдут на развитие инфраструктуры и сельского хозяйства на территории нашей страны. Соответствующее соглашение подписано наследным принцем и министром обороны Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом после встречи с президентом Владимиром Путиным. Некоторые политологи уже оценивают этот шаг как демонстрацию Эр-Риядом самостоятельной политики.
Кроме инвестсоглашения с Public Investment Fund (PIF), российская сторона заключила и другое партнерство с Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA), исполнительным директором которого является принц Сауд Халид аль-Файсал.
Это соглашение стало в определенной мере прорывом в отношениях двух государств, поскольку после событий в Сирии диалог был практически прекращен. На протяжении всей сирийской войны Российская Федерация занимала принципиальную позицию невмешательства в суверенные дела Сирии. Королевство, напротив, добивалось скорейшего свержения правительства Башара Асада и оказывало поддержку сирийской оппозиции и группировкам, сражающимся с правительственными войсками. На Ближнем Востоке Эр-Рияд долгое время имел репутацию главного союзника США.
Барак Обама и бывший король Саудовской Аравии Абдалла
Барак Обама и бывший король Саудовской Аравии Абдалла. Фото: Saul Loeb / AFP
Охлаждение отношений ударило и по бизнесу, несмотря на утверждения о том, что политика и бизнес не имеют ничего общего, а саудиты просто хотят заработать. Так, в июне 2012 года нашим предпринимателям, посетившим Даммам, было объявлено об отмене проведения Недели российского бизнеса в Саудовской Аравии, несмотря на согласование и совместную заинтересованность сторон.
Определенный негатив в отношениях удалось преодолеть после встречи принца Мухаммеда бен Салмана и Владимира Путина в Санкт-Петербурге в рамках международного экономического форума в конце июня. Кроме того, вместе с принцем РФ посетили министр иностранных дел Адель аль-Джубейр, бывший посол в США, и министр нефти Али аль-Наими — ключевая фигура в иерархии ОПЕК. Сама встреча сразу была названа исторической, поскольку наследный принц является не только министром обороны, но и в большей степени личным представителем короля Салмана, решающим политические задачи.
Гендиректор РФПИ (фонд, который будет работать с суверенным фондом Королевства Саудовская Аравия Public Investment Fund) Кирилл Дмитриев также уверен, что произошел именно политический перелом в отношениях Москвы и Эр-Рияда. В разговоре с «Ведомостями» он подчеркнул, что арабы могут стать новыми инвесторами для России.
«До сих пор саудовские инвесторы настороженно относились к нам, но личное общение наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана с президентом Владимиром Путиным на петербургском форуме повлияло на них», — объясняет Дмитриев. По его словам, общение с Путиным оказало влияние и на западных инвесторов, «а для арабов личные договоренности тем более важны».
Этим соглашением совместное сотрудничество не ограничивается. Что касается оружия для Минобороны королевства, то и тут можно наблюдать положительную динамику. Заместитель командующего ВМС Саудовской Аравии Ибрагим Насир сообщил представителям СМИ, что ВМС проявляют интерес к некоторым российским корветам. Помимо этого, саудовские военные присматриваются к нашим оперативно-тактическим ракетным комплексам (ОТРК) «Искандер-Э». Кстати, за рубеж эти комплексы могут отправиться впервые, что говорит об очередном важном этапе «оружейной дипломатии».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что эти и другие инвестиционные проекты являются, скорее, политическим жестом со стороны Саудовской Аравии, старающейся дистанцироваться от США.
«$10 млрд не так много для Саудовской Аравии. Но это, скорее, политический жест — выражение протеста против того, что США, хаотизируя мир, могут сделать жертвой и саудитов», — уверен эксперт.
Так или иначе, совершенно ясно одно: расстановка сил на Ближнем Востоке претерпевает значительные изменения. И если РФ в регионе опиралась только на традиционные государства-союзники — Египет, Сирию, Иран и Ирак, то последние шаги по налаживанию отношений с Саудовской Аравией могут заставить серьезно понервничать Соединенные Штаты Америки, которые все активнее утрачивают влияние в геополитическом пространстве панарабского мира.
Больше не вместе
Демарш Саудовской Аравии по отношению к США заставляет задуматься о глубоких проблемах последних, поскольку королевство свыше полувека находилось под пристальной опекой Нового Света. Член-корреспондент РАЕН Виктор Михин напоминает, что американо-саудовский альянс берет свое начало в 30-х годах прошлого века, когда Standard Oil Company of California, одна из ведущих фирм нефтяного королевства Рокфеллеров, получила в Саудовской Аравии концессию.
«Кроме того, это событие произошло в 1933 году, когда президентом США был избран Франклин Рузвельт, а канцлером Германии стал Адольф Гитлер. Саудовская Аравия крайне нуждалась в источниках доходов и желала дистанцироваться от Британской империи, в тесном взаимодействии с которой она формировалась», — отмечает Виктор Михин.
В начале войны Франклин Рузвельт убедил власти Великобритании в том, что королевство находится далеко от Соединенных Штатов, и поэтому беспокоиться им не о чем. Но не более чем через полгода семья Саудов была интегрирована в американскую аферу под названием ленд-лиз, а уже в конце войны с королем Ибн Саудом был подписан ряд документов, что позволило Штатам фактически установить контроль над Аравийским полуостровом.
«Стороны подписали соглашение о монополии Соединенных Штатов на разработку саудовских месторождений — пакт Куинси. Согласно этому пакту США получили эксклюзивные права на разведку, разработку месторождений и приобретение саудовской нефти, гарантируя саудитам защиту от любой внешней угрозы. С тех пор именно такие тесные отношения связывают оба государства», — поясняет Виктор Михин.
Подписание «пакта Куинси», 14 февраля 1945 года
Подписание пакта Куинси, 14 февраля 1945 года. Источник: history.navy.mil
В связи с этим осторожные попытки Эр-Рияда избавиться от навязчивой опеки Вашингтона являются историческими и во многом показательными для последнего. Эксперты полагают, что все это последствия политики США, превратившей Ближний Восток в кипящий котел с «Исламским государством», десятками террористических организаций и группировок и неустойчивыми границами. Говоря о границах: союзнику США Саудовской Аравии досталась совсем несоюзническая участь, а именно распад на три отдельных государства.
Деньги в обмен на безопасность
Как писала «Русская планета» ранее, стремление к разблокированию отношений между Москвой и Эр-Риядом эксперты связывают с угрозой для Саудовской Аравии со стороны «Исламского государства». Предводители террористов из ИГ недавно заявили о планах по расчленению королевства на пять частей, что, естественно, вызвало там тревогу, ведь перспектива вторжения боевиков не так уж и туманна. Предложение вооружить суннитов из Южного Ирака для борьбы с ИГ было заблокировано Соединенными Штатами, имеющими свои планы по дальнейшему развитию событий на Ближнем Востоке.
«Кто-кто, а саудиты с этой организацией попали очень и очень крепко. "Исламское государство" сегодня решает крайне сложную и судьбоносную для себя задачу — что делать дальше. Прямо сегодня ИГ попало в ситуацию, когда оперативная обстановка вынуждает его садиться в стратегическую оборону — ресурсно территория "Исламского государства" не способна прокормить большую армию, чем у него есть сейчас, а решительного результата ни в Ираке, ни в Сирии с наличными силами ИГИЛ добиться не может — слишком обширный фронт, слишком много противников, слишком много проблем, которые накапливаются и множатся. Саудовская Аравия начинает испытывать по этому поводу весьма серьезное беспокойство — она продвигается в списке приоритетных целей ИГ на самый верх», — пишет блогер Анатолий Несмиян.
И здесь, конечно, Саудам приходится искать новых союзников. Гарантии, данные Соединенными Штатами, не выполняются, а угроза потери суверенитета под натиском агрессивных группировок ИГ становится все более отчетливой. В таких условиях твердая позиция РФ по консолидации усилий для нейтрализации бандформирований «Исламского государства» находит полное понимание у Эр-Рияда.
В беседе с «Русской планетой» президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов подчеркнул, что этим соглашением об инвестициях Саудовская Аравия сделала важный шаг в сторону России. Эксперт убежден, что политика, проводимая Вашингтоном в регионе, восстановила против себя всех.
«Политика США уже восстановила против себя абсолютно всех, и именно поэтому мы можем наблюдать начало разворота, представить который было довольно сложно. Национальные интересы Саудовской Аравии больше не перекликаются, но идут вразрез с политикой США. С другой стороны, есть Россия, с которой можно работать и сотрудничать по многим вопросам. И семья Саудов понимает, что Москва не ставит себе целей, как США, колонизировать и устанавливать монопротектораты. Наоборот, есть очевидные вещи, вокруг которых можно объединиться. Одна из них — угроза международного терроризма», — резюмирует Матузов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости