Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Самолёты-фронтовики. Падение и взлёт штурмовиков СССР

ИЛ-2. Фото: Info.sibnet.ru
ИЛ-2. Фото: Info.sibnet.ru
Почему Советский Союз сначала распустил, а потом воссоздал штурмовую авиацию
Александр Кочан
29 апреля, 2021 14:53
8 мин

65 лет назад в Советском Союзе была издана директива Минобороны о ликвидации штурмовой авиации. В тот момент военным ведомством страны руководил прославленный маршал Георгий Жуков.

Данный документ вошёл в историю отечественной боевой авиации как одно из самых поспешных и опрометчивых решений.

По-прежнему дискуссионным вопросом остаётся степень ответственности Жукова. Как опытнейший и талантливый полководец, привыкший к тому же командовать крупными соединениями, Жуков не мог не понимать высокое значение воздушной огневой поддержки наземных войск.

Так, огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне внёс бронированный штурмовик Ил-2, в особенности его двухместная модификация. Немцы неслучайно прозвали этот самолёт «Чёрной смертью» — машина массово применялась на фронте и наносила существенный материальный ущерб вермахту.

На поле боя экипажи Ил-2 стремились создавать полосу бомбометания шириной 15 метров и длиной 70 метров. Наибольшая огневая эффективность достигалась на высотах сброса боеприпасов в 75—100 метров. Производство этого штурмовика прекратилось в 1945 году.

На смену Ил-2 пришли более совершенные фронтовые машины Ильюшина, Яковлева и Туполева. В частности, перед принятием директивы от 29 апреля 1956 года в СССР осваивались три таких самолёта оперативно-тактической авиации — Ил-54, Як-26 и Ту-98.

Однако военное и политическое руководство страны считало их недостаточно эффективными в условиях жёсткого противоборства с Западом и перед лицом угрозы масштабного вооружённого конфликта в Европе.

Москва хотела получить более скоростные и грузоподъёмные фронтовые машины, способные взлетать с грунтовых аэродромов и приземляться на них. Желание руководства СССР иметь столь высококлассные машины вполне объяснимо геополитической ситуацией того времени. Тем не менее, ряд требований к фронтовой авиатехники представляются чрезмерными, причём даже сегодня.

Часть советского генералитета и политической элиты игнорировала практическую невозможность нормальной эксплуатации реактивных самолётов на грунтовых площадках.

Конечно, такая неприхотливость штурмовиков стала бы очень существенным преимуществом ВВС СССР, но турбореактивные силовые агрегаты не могли безопасно и эффективно работать без наличия традиционной взлётно-посадочной полосы и современной инфраструктуры техобслуживания. В целом боевая авиатехника становилась сложнее и как следствие более прихотливой.

Плохо сочетались между собой и требования по высокой скорости и боевой нагрузке перспективных штурмовиков. Любое увеличение количества поднимаемых в воздух боеприпасов неизбежно ухудшает скоростные и манёвренные качества летательного аппарата. В таких вопросах нужен разумный компромисс.

Однако советские власти жаждали интегрировать качества истребителя в априори неповоротливый и уязвимый штурмовик. Определённое рациональное зерно в этой логике было, но время многофункциональных машин пришло значительно позже. Более того, от появления универсальных самолётов актуальность применения штурмовой авиации никуда не исчезла.

Скорее всего, на Жукова сильно давили сторонники революционных преобразований. Да и недолгая работа маршала на посту министра обороны не запомнилась невероятными достижениями советской армии и оборонной отрасли. Деятельность полководца, достигшего всех вершин в военной иерархии, носила скорее символический характер.

Ещё одним ключевым фактором, который привёл к роспуску штурмовой авиации СССР, являлся личный взгляд Никиты Хрущёва на структуру вооружённых сил страны. Именно он инициировал массовое сокращение военных кадров, которое привело к оттоку из армии около 2,5 млн человек, включая высококвалифицированных специалистов.

В голове Хрущёва господствовало убеждение, что атомное оружие полностью гарантирует безопасность СССР и успех в региональных конфликтах. По этой причине были нещадно «порезаны» Сухопутные войска и свёрнуты программы развития артиллерии.

Приоритет был отдан пресловутой «ракетизации», совершенствованию ядерных боезарядов и дальней авиации. В итоге по другим типам вооружений (той же артиллерии) СССР быстро отстал от Запада. Технологический разрыв оказался настолько большим, что сократить его полностью не удалось даже к концу 1980-х годов.

Директива Минобороны обороны СССР от 29 апреля 1956 года обернулась на практике существенной деградацией ударного потенциала оперативно-тактической авиации страны. Исследователи оценивают потерю мощи примерно в 30%.

17 мая 1957 года начальник Генерального штаба ВС СССР Василий Соколовский подписал директиву о формировании нового рода авиации — истребительно-бомбардировочной (ИБА). На неё возлагались те же задачи, что и на штурмовики — уничтожение целей в тактической и ближайшей оперативной глубине, непосредственная поддержка огнём действий сухопутных подразделений.

Создание ИБА было неоднозначным шагом. Безусловным положительным моментом можно назвать то, что директива Генштаба от 17 мая 1957 года послужила стимулом для бурного развития нового класса боевых машин — истребителей-бомбардировщиков.

Новые требования Минобороны заметно усилили позиции ОКБ Сухого. Семейство самолётов Су-7 и другие более совершенные универсальные машины превратились в настоящие хиты отечественной промышленности.

По ряду показателей в мире по-прежнему нет равных платформе Су-27, совмещающей в себе функции перехватчика, истребителя и бомбардировщика. Сейчас на вооружении ВКС России находятся глубоко модернизированные версии этого самолёта — Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-34 «Утёнок» и Су-35С.

Негативной стороной появления в 1957 году ИБА стал естественный застой в развитии штурмовой авиации. Ненормальное положение дел было осознано только спустя 10 лет. Вслед за запуском в США работ по штурмовику A-10 Thunderbolt II («Бородавочник») в конце 1960-х годов ОКБ Сухого начало создание своего легендарного Су-25 «Грач».

Разработка отечественного штурмовика нового поколения обернулась техническими трудностями и затянулась. В результате в 1980 году Советскому Союзу пришлось применять «Грачей» в афганской кампании до завершения всего цикла государственных испытаний.

Тем не менее, усилия специалистов ОКБ Сухого оказались полностью оправданными. Советское руководство уже не навязывало сверхтребований, и конструкторам удалось создать малоскоростную, но неприхотливую машину с достаточно серьёзной боевой нагрузкой.

Война в Афганистане отчётливо продемонстрировала актуальность применения штурмовой авиации по крайней мере в региональных конфликтах и боестолкновениях с технически слабым противником.

После распада СССР «Грач» хорошо показал себя в двух чеченских кампаниях и сирийской операции. В свою очередь ВВС США также активно применяли A-10 Thunderbolt II в локальных конфликтах.

Су-25, как и американский «Бородавочник», остаются лёгкой мишенью для средств ПВО и истребителей противника. Нередко высокая уязвимость на театре военных действий (ТВД) называется критическим недостатком штурмовиков. Ряд высокопоставленных военных и экспертов по обе стороны океана прогнозируют неизбежный отказ от штурмовой авиации.

Однако все упрёки критиков перекрывает дешевизна эксплуатации Су-25 и A-10. Более подходящих самолётов для свободной охоты или целенаправленного поражения разрозненных сил боевиков, в том числе в горной местности, просто не найти.

При этом проблема уязвимости штурмовиков, как и другой техники на ТВД, решается уровнем боевой слаженности межвидовой группировки войск, истребительным прикрытием и эффективной разведкой, которая должна своевременно выявлять наличие у неприятеля средств ПВО.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ