«Ростех» представит новый боевой самолёт. Каким он может быть?
Пожалуй, главной интригой стартующего вскоре Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 является презентация нового военного самолёта. Машина будет представлена госкорпорацией «Ростех» 20 июля, в первый день работы выставки в Жуковском.
«Россия — одна из немногих стран мира, обладающая технологиями полного цикла для производства перспективных авиационных комплексов, а также признанный «законодатель мод» в создании боевых самолётов», — сказал представитель «Ростеха».
В корпорации убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), «вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом».
Отдельные элементы нового самолёта можно увидеть в видеоролике, опубликованном на странице проекта по адресу — checkmate.uacrussia.ru. Однако, видимо, из-за наплыва пользователей эта страница с трудом загружается. На копиях 35-секундного тизера, которые разошлись по Сети, никаких технических характеристик изделия не сообщается.
В ролике с титрами на английском языке в кадре мелькают деловые люди из Дубая, Нью-Дели и Ханоя, а также лётчик из Аргентины. Это позволяет сделать вывод о том, что новый самолёт будет ориентирован на экспорт, причём в страны, которые являются основными партнёрами РФ по линии военно-технического сотрудничества (ВТС).
Напомним, в декабре 2020 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил журналистам, что предприятия корпорации в инициативном порядке прорабатывают концепцию перспективного однодвигательного самолёта в лёгком и среднем классах. По словам топ-менеджера, новый авиационный комплекс планируется выполнить в том числе в беспилотном варианте.
«Действительно, прорабатывается создание боевой авиационной системы будущего в лёгком и среднем классе. По замыслу это может быть универсальная платформа, в пилотируемом и беспилотном вариантах. Прорабатывается концепция и тактико-технические требования к такому комплексу. Пока мы это делаем инициативно без средств бюджета», — сказал Чемезов.
В России и за рубежом склоняются к мнению о том, что «Ростех» готовит презентацию лёгкого тактического истребителя. По информации источника ТАСС в авиастроительной отрасли, взлётная масса машины не превысит 18 тонн, а тяговооружённость (отношение тяги к весу) составит не менее единицы.
Как уже говорилось, машина будет оснащена одномоторной силовой установкой — нетрадиционным для отечественной инженерной школы изделием. Все российские самолёты оперативно-тактической авиации, включая лёгкие МиГ-29 и МиГ-35, летают сейчас на двухдвигательных агрегатах.
Выбор в пользу двухмоторности обоснован соображениями надёжности — если выходит из строя один двигатель, машина может лететь на другом. Кроме того, подобные агрегаты позволяют увеличить внутреннее пространство для монтажа разнообразного бортового оборудования.
В целом двухмоторная компоновка упрощает задачу повышения полезной нагрузки, а в сочетании с определёнными аэродинамическими решениями даёт носителю преимущества в скорости и манёвренности.
В то же время двухмоторный агрегат естественным образом утяжеляет самолёт, требует большего расхода горюче-смазочных материалов, диктует необходимость наличия более сложных систем управления и распределения топлива, увеличивает затраты на эксплуатацию и ремонт из-за обилия комплектующих.
Однозначного ответа, какой вид силовой установки является лучше, никто не даст. Двигатель, как и любое другое высокотехнологичное изделие, предполагает вполне конкретные вынужденные компромиссы. У каждого варианта компоновки двигателя есть свои преимущества и недостатки.
Одномоторные боевые самолёты традиционно широко распространены на Западе. Сейчас на одном двигателе летают американские F-16, F-35, европейские истребители Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и Tornado. Заокеанские F-22 и F-15 имеют двухдвигательные агрегаты.
Половина одномоторных западных машин вполне успешно поставляется на экспорт. Однодвигательные самолёты США и Европы отличаются достаточно скромной взлётной массой, экономичным расходом топлива, высокой полезной нагрузкой, большим боевым радиусом, хорошей управляемостью. При этом они уступают отечественным образцам по манёвренности и неприхотливости в обслуживании.
В позднем СССР на одном двигателе летали МиГ-23, МиГ-27 и Су-17М, которые были выведены из состава ВВС в 1992 году. Ренессанс одномоторных авиационных комплексов в России начался с разработки тяжёлого разведывательно-ударного беспилотника С-70 «Охотник» с максимальной взлётной массой около 20 тонн. Первый полёт этот БПЛА совершил в 2019 году, его серийное производство планируется развернуть в 2024-2025 годах.
На «Охотнике» установлена модификация двухконтурного двухвального турбореактивного двигателя АЛ-31Ф, на различных версиях которого летают самолёты семейства Су-27.
Скорее всего, двигатель для истребителя, который планирует представить «Ростех», создаётся на базе одного из глубоко модернизированных вариантов АЛ-31Ф.
Отмечается, что одномоторная компоновка не помешала обеспечить самолёт скорость свыше двух чисел Маха. Также известно, что силовой агрегат будет иметь отклоняемый вектор тяги, что автоматически закладывает высокие манёвренные характеристики и взлётно-посадочные качества.
Ещё одной важной чертой самолёта, который будет презентован на МАКС-2021, станет широкая интеграция элементов пятого поколения, которые, скорее всего, будут позаимствованы у Су-57.
Логично предположить, что новый истребитель должен быть максимально унифицирован с Су-57 и, видимо, с БПЛА «Охотник». Такой подход априори упрощает разработку, производство и эксплуатацию нового тактического истребителя.
Из информации ТАСС следует, что новинка будет отличаться малой радиолокационной заметностью. Это означает особую плавную геометрию планера, крыла и гондолы, наличие внутрифюзеляжного отсека с ракетно-бомбовым вооружением, а также применение радиопоглощающих материалов.
Имеющаяся в открытом доступе информация наталкивает на мысль о том, что в «Ростехе» очень серьёзно проанализировали мировой рынок боевых самолётов, адекватно оценив потребности десятков зарубежных стран, которые хотят иметь в парке машину пятого поколения по приемлемой цене.
По всей видимости, Су-57 является носителем слишком важных технологических решений и слишком дорогостоящей машиной (по предварительным оценкам, стоимость самолёта составляет около 100 миллионов долларов). В связи с этим зарубежному потребителю будет предлагаться эдакая облегчённая модификация Су-57.
Правда, на сегодняшний день не стоит торопиться с прогнозами относительно экспорта. Разработка нового истребителя находится на стадии проектирования и потребует значительных вливаний либо со стороны российского государства, либо потенциальных иностранных заказчиков. Скорее всего, на МАКС-2021 мы увидим только полноразмерный макет, а не прототип самолёта в железе.