Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Российская армия против демократии

Ружье
Фото: Goodfon.ru
Почему в РФ не создана адекватная система общественного контроля над вооружёнными силами
Степан Зайцев
17 августа, 2020 12:33
10 мин

На фоне бесконечно тиражируемых сообщений и докладов об успехах в сфере военного строительства России из поля зрения СМИ и профессионального сообщества выпадает тема гражданского контроля над Вооружёнными силами (ВС).

Конечно, данный вопрос может показаться праздным испражнением пытливого ума в контексте вала новостей про перевооружение, гиперзвук и злых американцев. Однако (и на Западе это давно осознали) армия должна держать весьма строгий ответ перед налогоплательщиками и компетентными общественными институтами.

Более того, прозрачность распределения бюджетных средств и публичность информации по реформированию ВС — один из важнейших залогов успешного развития армии. Находясь под прессом критических оценок, руководство военного ведомства регулярно сдаёт своеобразный экзамен гражданскому обществу, который позволяет более объективно оценивать результаты военного строительства и ставить адекватные задачи на перспективу.

Непосильная ноша

Номинально в России есть гражданские структуры, взаимодействующие с военными. Яркий пример — это Общественный совет при Минобороны РФ. Правда, в его состав входит лишь небольшое количество компетентных в военной области людей, причём почти все они полностью лояльны государству.

В основном этот институт состоит из журналистов, звёзд эстрады, религиозных деятелей, правозащитников и учёных, то есть лиц, не разбирающихся в военно-технических и военно-политических делах. Естественно, что и положительный выхлоп для гражданского общества от существования такой структуры минимален

По законодательству Общественный совет при Минобороны РФ должен обладать компетенциями для проведения такого мероприятия как «экспертиза» проектов федеральных законов и нормативных правовых актов, которые разрабатывает военное ведомство. Но очевидно, что ни Лещенко, ни Винокур, ни Газманов, ни зампредседателя Совета муфтиев России Харрис Саубянов такую «ношу» не потянут.

Представляется, что единственный реальный смысл существования Общественного совета при Минобороны РФ — это в целом лояльная государству экспертная деятельность, которая при этом допускает публичное обсуждение ряда неполитических проблем.

Например, в поле зрения Общественного совета могла бы находиться ситуация с жильём для военнослужащих и уволенных со службы лиц, уровень зарплат офицеров и сержантов, объём социальных льгот ветеранов боевых действий.

В идеале необходимо создать электронную приёмную, куда солдаты и офицеры смогли бы анонимно отправлять жалобы, рекомендации и пожелания, то есть ту не отлакированную в рапортах информацию, которую следует доносить до Сергея Шойгу и его заместителей.

При такой организации работы и при увеличении количества более-менее независимых военных аналитиков и журналистов Общественный совет при Минобороны РФ наверняка превратился бы в достаточно эффективную структуру гражданского общества.

Обращает на себя внимание, что по крайней мере на теоретическом уровне такую проблему в российской военной среде осознают. В частности, на просторах интернета несложно найти отрывки диссертаций, посвящённых «военно-гражданским отношениям»

Так, в диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук в Военном университете (Москва) Артёма Неретина говорится, что «одним из неотъемлемых признаков демократических военно-гражданских отношений является гражданский контроль над военной составляющей государства».

Также в этой работе очень чётко прописана сущность гражданского контроля над армией — «соблюдение военным ведомством и его должностными лицами законодательства, государственной и военной дисциплины, конституционного порядка».

Как пишет Неретин, в государстве должна существовать система отношений, где обеспечивается «максимум военной безопасности при минимальном ущербе для других общественных ценностей».

«Прежде всего необходимо добиваться большей прозрачности и доступности оборонного бюджета. Это обеспечит более надёжный его контроль со стороны гражданских властей, уменьшит риск использования бюджетных средств не по назначению, а также их прямого разворовывания», — говорится в диссертации Неретина

Работа Неретина была представлена на суд диссертационной комиссии в 2011 году, но перечисленные в ней абсолютно адекватные теоретические изыскания так и не нашли широкого практического применения. Скорее всего, главная причина саботажа создания в РФ системы гражданского контроля — это политическая сущность нашей страны, которая не вписывается в традиционные демократические каноны.

Страна победившего персонализма

Апологеты хромающей в РФ системы гражданского контроля часто говорят, что демократия в принципе вредна для вооружённых сил. Но в этом утверждении содержится большое лукавство. Демократия внутри армии — штука по понятным причинам вредная, но для государства, в которое включены ВС, оказывается крайне полезной.

Наиболее очевидный пример страны, которая активно реализует преимущества демократического строя в контексте развития вооружённых сил, — это Соединённые Штаты. Кто бы что ни говорил, но армия США является самой высокотехнологичной и боеспособной в мире. Причин у американского триумфа очень много (мощная экономика, развитый оборонный комплекс, боевой опыт), и гражданский контроль — один из немаловажных факторов

Данное явление выражается в невероятной по российским меркам информационной открытости Пентагона. В публичном доступе находится огромное количество материалов, на основе которых эксперты и общественные институты могут давать оценки деятельности разнообразных военных структур, а СМИ — публиковать занимательные для читателей статьи.

На сайте госзакупок и официальных ведомств ВС США несложно найти массу критических материалов.

Например, достаточно часто американские военнослужащие негативно оценивают техническое состояние войск и с тревогой смотрят на дальнейшие перспективы, закладывая (как и положено трезво мыслящим аналитикам) негативные сценарии.

К слову, российские СМИ регулярно подхватывают такие документы и используют их в целях пропаганды тезиса об увядании заокеанской военной мощи. При этом журналисты из США бросить такую тень на российскую армию вряд ли способны, так как критической взгляд со стороны сотрудников Минобороны РФ в публичной сфере практически не представлен.

Ключевое преимущество американской демократии, которое позволяет Штатам принимать в большинстве случаев адекватные решения, заключается в пресловутой системе сдержек и противовесов. Она является не только атрибутом всей государственной машины США, но и растворена в госведомствах, включая Пентагон.

На практике система сдержек и противовесов не позволяет какому-либо зарвавшемуся чиновнику или генералу сосредоточить в своих руках «опасный» объём полномочий. Говоря простым языком, она страхует государство от деятельности самодуров, которых в США (как и в России) во власти хватает с головой.

С подбором кадров за океаном ситуация отнюдь не идеальная и примерно по тем же причинам, что и в России — блат, кумовство, коррупция, вопиющая некомпетентность лояльных должностных лиц. Однако ущерб государству от самодуров Вашингтону удаётся минимизировать

Роль личности в системе сдержек и противовесов невелика, а институты работают, как правило, автономно от своих руководителей, действуя в рамках заложенных ранее алгоритмов.

Если говорить совсем просто: Пентагоном может руководить условный Сердюков, а в Белом доме просиживать штаны условный пьяница Ельцин. При этом никаких по-настоящему разрушительных явлений не произойдёт — в нужный момент система скрутит автоматически самодурам руки, а заодно и языки.

В России принят совершенно иной подход, продиктованный прежде всего её авторитарным характером политической системы. На самом высоком уровне насаждаются принципы «ручного управления» и «личной ответственности». В нашей стране руководитель должен практически все процессы контролировать лично. Что само по себе абсурдно.

Такая система ценностей приводит к тому, что государственные деятели вместо налаживания стабильной работы подведомственных им институтов, сосредотачивают в своих руках максимум полномочий и ставят на высокие должности исключительно лояльные себе кадры.

В условиях победившего в России персонализма вопрос качества институтов естественным образом отходит на второй план. Поэтому положительные изменения в РФ в основном происходят после окриков и волшебных пинков.

Нельзя утверждать, что «ручное управление» — априори плохой инструмент. На самом деле его умеренное разумное использование позволяет успешно преодолевать кризисные явления. В частности, «личный контроль» востребован в ситуациях, когда необходимо в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсы для решения масштабной проблемы (пандемия, война, необходимость промышленно-технологического рывка). Но в России, несмотря на относительно спокойную обстановку, вся вертикаль власти, начиная от Кремля, явно злоупотребляет авторитарными методами

В результате порой даже самая ничтожная проблема в нашей стране требует личного вмешательства министра, вице-премьера и президента (!). Это прямое следствие слабости институтов, их неспособности выполнять свои рутинные обязанности. Так и живём.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ