Почему российская армия остро нуждается в гражданских специалистах
В ближайшее время Госдума РФ должна утвердить правительственный законопроект, который позволяет президенту назначить граждан без воинских званий на высшие офицерские должности.
Поправки будут внесены в федеральный закон «Об обороне».
При этом, получив высокое назначение, гражданские всё равно не будут обретать генеральские льготы, социальные гарантии и привилегии. 10 февраля законопроект был одобрен в первом чтении. Учитывая сложившуюся практику, можно ожидать, что в скором времени он будет окончательно принят.
В целом поправки в российское законодательство выглядят разумными, если их, конечно, использовать с умом и для пользы Отечества.
С большой вероятностью указанный законопроект был введён с оглядкой на опыт развитых стран. После 2014 года в России стало непопулярно анализировать ситуацию и изменения в западных государствах в положительном контексте, особенно на публичном уровне.
Однако, безусловно, Минобороны РФ не прекратило подобную деятельность. В конце концов это часть задач, возложенных на разведку — обрабатывать информацию о зарубежных вооружённых силах (прежде всего входящих в блок НАТО), трезво и беспристрастно оценивать её на предмет возможного внедрения иностранного опыта
На самом деле Россия многому научилась у западных государств. С интеграцией натовского опыта эксперты связывают гуманизацию срочной службы, разработку новой боевой экипировки, появление небольших мобильных подразделений, создание Сил специальных операций, формирование техзаданий к множеству образцов военной техники.
Также предприятия, работающие на нужды Минобороны РФ, подсмотрев за деятельностью зарубежных коллег, успешно освоили технологии возведения временных и постоянных военных объектов с достаточно высоким уровнем комфорта для проживающих.
Естественно, военные и гражданские власти РФ присматриваются и к социальной политике натовских стран, где давно принято активно вовлекать в деятельность армии гражданских специалистов, в том числе устраивать их на высшие офицерские должности и непосредственно в руководство Минобороны.
Так, министрами обороны европейских стран нередко являются дипломаты, специалисты в области экономики и права. В военном деле они совершенно ничего не понимают, однако данное обстоятельство не мешает армиям западных государств в целом поступательно развиваться.
Назначение министром обороны выходца из невоенных структур, а также вовлечение в процесс управления ВС женщин являются символичным проявлением политики, направленной на поддержку сильного гражданского контроля над армией.
Например, немецкий бундесвер в 2013-2019 годы возглавляла Урсула фон дер Ляйен. Отбыв свою каденцию в этой должности, она перешла на работу в Еврокомиссию, а место министра обороны ФРГ заняла Аннегрет Крамп-Карренбауэр.
Обе они до прихода в Минобороны специализировались на образовательной и семейной политике, занимались развитием спорта и культуры. Плохо это или хорошо?
На Западе отсутствует привычная нам вертикаль власти и от работы конкретного высокопоставленного лица мало что зависит. Аннегрет Крамп-Карренбауэр окружена профессиональными военными кадрами, включая офицеров Генштаба (в ФРГ — Армейского командования), которые, собственно, и решают все ключевые вопросы функционирования вооружённых сил
Присутствие у руля Минобороны гражданского лица необходимо для сохранения высокого уровня прозрачности бундесвера. Например, в бундестаге есть должность уполномоченного по вопросам обороны, который обязан ежегодно публиковать многостраничный доклад на тему состояния армии.
В этом документе содержится подробная информация о количестве различных видов военной техники, уровне её исправности, ситуации с кадрами, успехах и сложностях материально-технического обеспечения войск.
В частности, из прошлогоднего доклада на стало известно, что бундесвер испытывает острую нехватку комплектующих для ремонта техники и острый кадровый голод — дефицит унтер-офицеров и сержантов оценивается в 30%. Кроме того, в докладе фиксируются инциденты с насилием и экстремизмом.
Таким образом на суд общественности выносятся как достижения, так и болевые точки армии. Все эти моменты, естественно, учитывает в своей политике министр обороны, который привержен принципам гражданского контроля.
Чудесных положительных изменений в ФРГ, конечно, не происходит, но сам факт регулярной публикации подобного документа — яркое проявление демократической природы немецкого государства, высокого значения отчётности перед налогоплательщиками
Ещё один крайне важный аспект увеличения роли гражданских в военных делах заключается в ликвидации кадрового дефицита в высокотехнологичных секторах деятельности вооружённых сил.
Речь идёт об обслуживании и эксплуатации сложных агрегатов на кораблях, командных пунктах, административных зданий и военных объектах. Без выпускников гражданских вузов не может обходиться сейчас и военная IT-сфера.
Нашему Минобороны требуются специалисты в области кибербезопасности, разработчики программного обеспечения и хакеры, способные атаковать гражданские и военные объекты потенциального противника.
Значение киберсферы и информационных технологий в современном мире настолько велико, что многие западные высшие офицеры и эксперты откровенно говорят, что человечество де-факто получило новый театр военных действий и дополнительное пространство для межгосударственной конкуренции.
Военные вузы с их консервативностью толковых специалистов по киберугрозам готовить скоро не будут. Поэтому сейчас у российских военных нет иного варианта, как привлекать на офицерские должности и нормальные зарплаты сугубо гражданские кадры.
В этом контексте правительственный законопроект, который рассматривается Госдумой, тоже может сыграть исключительно положительную роль. В целом приток гражданских специалистов в армию должен обновить и оздоровить всю нашу военную инфраструктуру.
Однако этот процесс вряд ли будем скоротечным. Наша армия — это по-прежнему вещь в себе, которая никак не подконтрольна гражданскому обществу. В России сложно представить публикацию отчёта, где наряду с успехами будут перечислены острые проблемы ВС
Последние годы мы наблюдаем тенденцию, которая выражается в ограничении информационной открытости армии, силовых структур и органов власти. Более того, армия превращается в некий надгосударственный институт, в символ и опору идеологии, которая строится прежде всего на культе достижений на военном поприще.