Новости – Политика
Политика
Промышленность пошла в минус
Погрузка угля в вагоны на каменноугольном разрезе «Бачатский». Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Сокращение погрузок на железных дорогах показало, что экономика России скатывается в рецессию. Этому способствует рост госсектора в экономике
2 декабря, 2013 14:36
3 мин
Такой важный ключевой показатель промышленной активности, как погрузка на железных дорогах, в ноябре нынешнего года сократилась на 2,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. По оперативной информации ОАО «Российские железные дороги», опубликованной на официальном сайте компании, погрузка на железнодорожной сети в ноябре 2013-го составила 103,5 млн тонн.
Погрузка за январь-ноябрь 2013 года, по данным РЖД, составила 1 млрд 133,6 млн тонн, что на 3,1 % меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В прошлом году данные по этим параметрам показывали рост по отношению к такому же периоду 2011-го.
Эксперты отмечают, что объемы погрузки как один из важных индикаторов состояния промышленности. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объем промышленного производства в России за десять месяцев 2013 года (более свежих данных пока нет) не изменился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (год назад рост достигал 2,8 %). Более того, в октябре 2013 года промпроизводство снизилось на 0,1 % в годовом исчислении.
Отмечается спад еще по одному важному макроэкономическому показателю — объему производства электроэнергии в России. За десять месяцев 2013 года он составил 860 млрд кВт⋅ч, что на 0,7 % меньше результата аналогичного периода прошлого года.
В середине октября заместитель министра экономического развития Андрей Клепач заявил, что в ноябре-декабре в промышленности после сокращения все-таки произойдет рост. Но, добавил он, этого подъема будет недостаточно, чтобы по итогам года выйти на показатель роста в 0,7 %. Незадолго до того, в конце августа Минэкономразвития изменило свой прогноз по росту промышленного производства в России на 2013 год с 2 % до 0,7 %. В 2012 году увеличение промпроизводства в России составило 2,6 %.
Анализируя эти показатели, эксперты делают неутешительные предсказания.
«Идет очевидная стагнация, которая продолжается уже больше года. Внешние причины — это спад на глобальных мировых рынках, в частности в Еврозоне. Ну и масса внутренних проблем, первая среди которых — отсутствие инвестиций. То есть предприятия сейчас даже близко не инвестируют к тем объемам, которые были в докризисный период. Помимо этого, у нас плохой предпринимательский климат, плохая институциональная среда. Избыточно присутствие государства в бизнесе и экономике. По оценкам Росстата, на государство сейчас приходится около 60 % собственности в стране.
А 40%, которые находятся у частного бизнеса, — это крайне мало», — рассуждает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
С коллегой полностью согласен ведущий специалист Рабочего центра экономических реформ при правительстве Сергей Жаворонков.
«В России на фоне резкого усиления государственного сектора в экономике, который буквально за пару лет вырос с 40 до 50 % ВВП,
кому-либо, кроме как госкомпаниям, бизнес становится делать невыгодно, опасно и рискованно. Поэтому предприниматели инвестируют не в производство и коммерческую активность, а хранят деньги на депозитах в коммерческих банках или выводят их за рубеж.
В России до 2008 года при большом положительном сальдо внешней торговли был приток капитала, а начиная с 2009 года у нас наблюдается мощный ежегодный отток капитала, притом что большое сальдо внешней торговли по прежнему сохраняется», — объясняет Жаворонков.
Елена Батурина. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Елена Батурина символизирует утечку российского капитала. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Георгий Остапкович говорит, что на самом деле не все так плохо, как могло быть. В ВШЭ подсчитали, что 12—15 % предприятий в промышленности можно назвать образцовыми.
«Они инвестируют, берут кредиты, вкладывают деньги в инновации и модернизацию. Они как раз и держат промышленность. То есть благодаря им она болтается на нуле, а не скатывается в рецессию. И есть около 20 % абсолютно убыточных предприятий, работающих с отрицательной добавочной стоимостью. Они давно находятся в рецессии и тянут отрасль вниз. По хорошему, их нужно закрывать или полностью менять менеджмент», — говорит эксперт и добавляет, что эти предприятия не закрывают из чистого патернализма. Если их закрыть, то люди потеряют работу. В условиях слабой мобильности населения страны подобные меры могут быть катастрофическими.
Остапкович добавляет, что в нашей стране промышленное производство занимает примерно 30 % от ВВП, поэтому стагнация и рецессия в этом секторе могут сказаться крайне отрицательно на всей экономике.
«Поэтому и плохо, что промышленный рост замедляется.
Можно, конечно, жить за счет сферы услуг, но мы не можем позволить с нашими, в принципе, благополучными трудовыми и природными ресурсами, относительно дешевой рабочей силой, чтобы тормозилась промышленность.
Мы потеряем тогда темп, теряем доходы в бюджет, — предостерегает собеседник "Русской планеты". — Потом промышленность — это тот сектор, где создаются инновационные продукты, которые потом могут уйти и в другие сектора экономики. А у нас практически нет инноваций и нет модернизации».
Ситуацию нужно менять в корне, считает Жаворонков. «Прогнозы просты. При сохранении в России этого правительства и президента ситуация, которую мы сейчас имеем, будет продолжаться», — резюмирует эксперт.
Остапкович добавляет, что каждая отрасль экономики имеет свой цикл: «Не бывает, чтобы кто-то стоял на нуле всю жизнь. Обязательно куда-то будет сдвигаться. Вопрос — в какую сторону. Здесь многое зависит от наших регуляторов, от Министерства экономики, от Центробанка, от Минпромторга. Если они не помогут промышленности, то она и дальше будет топтаться на месте, или пойдет спад. Я сегодня не вижу каких-то ярких макроэкономических элементов, которые позволяли бы отрасли пойти вверх».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости