«Путин должен создать социальное государство»
5 мин чтения
Митинг на Манежной площади Фото: Александр Чумичев / ТАСС

Митинг на Манежной площади Фото: Александр Чумичев / ТАСС

С чего начался развал СССР

Сегодня исполняется 30 лет с того дня, как открылся Апрельский пленум ЦК КПСС, на котором провозгласили курс на перестройку и ускорение. Одним из активных участников тех событий был академик Российской академии наук (РАН) Олег Богомолов. Корреспондент «Русской планеты» попросил его проанализировать путь, пройденный страной за этот период.

— Олег Тимофеевич, как вы оцениваете события 1985 года с позиций сегодняшнего дня?

— Я был одним из участников, кто активно поддержал перестройку и пытался повлиять на характер ее развития. Но этот проект, инициатором которого стал Михаил Горбачев, не удалось реализовать, фактически перестройка захлебнулась. И сегодня мы думаем над тем, в чем причины провала, почему хорошие идеи, с энтузиазмом поддержанные огромными массами людей, не привели к успеху. Это самый главный вопрос. Михаил Горбачев, конечно, допускал ошибки, но президент СССР столкнулся с упорным сопротивлением как со стороны стоявшей у власти консервативной части общества, которая всячески пыталась затормозить процесс, так и со стороны либеральной общественности, которая стремилась очень быстро, чуть ли не за год-два, совершить гигантские перемены в общественном устройстве и экономике. Тут можно вспомнить план Явлинского «500 дней» и программы других «реформаторов».

Моя позиция отличалась от того, что предлагал Горбачев. Я считал, что нужно идти поэтапно, постепенно. Я постоянно подчеркивал, что очень большие резервы заключены в развитии российского сельского хозяйства — оно было тем «спусковым крючком», который мог бы ввести в действие и другие процессы преобразований, как это случилось в Китае. Любая реформа будет успешной, если она с первых шагов осуществления дает заметный эффект для населения. А наибольшую отдачу от капитальных вложений дает именно сельское хозяйство, потому что если вы хорошо вспахали и удобрили поле, посеяли пшеницу или посадили картофель, то на будущий год вы уже с лихвой окупили свои затраты. Свою точку зрения я неоднократно высказывал Михаилу Горбачеву на его встречах с учеными и политическими деятелями, но Горбачев считал, что реформа в Китае может сорваться. Но на самом деле благодаря развитию сельского хозяйства Китай выиграл, а мы упустили время и фактически разрушили свое сельское хозяйство.

Уже потом Горбачев осознал, что надо было развивать сельское хозяйство, насытить рынок сельскохозяйственной продукцией, товарами ширпотреба, и тогда население куда более активно поддержало бы идею перестройки. Чтобы обеспечить успех рыночных реформ, важно было в первую очередь позаботиться о создании необходимой для этого инфраструктуры: правовой, финансовой, институциональной и просветительской, — что требовало времени.

— Из-за чего же, по-вашему, перестройка потерпела крах?

— В провале перестройки виноваты именно те, кто затеял пресловутую «шоковую терапию». Еще в ноябре 1989 года в Колонном зале Дома Союзов Михаил Горбачев и председатель Совета министров СССР Николай Рыжков провели крупное совещание по выработке стратегии реформ. Главным докладчиком выступил академик Леонид Абалкин, который выразил не только собственную точку зрения и точку зрения правительства, но и Академии наук. Абалкин рассмотрел три варианта проведения реформы — эволюционный, ультралиберальный с единовременным устранением контроля над ценами, торговлей, а также проведением форсированной приватизации госсобственности, и, наконец, умеренно-радикальный, поэтапный, предусматривающий ускорение рыночных преобразований при сохранении государственного контроля за командными высотами в экономике. Абалкин подчеркнул, что «пользующаяся доверием шоковая терапия» — это убийственный, тупиковый путь развития страны, который будет иметь пагубный характер для экономики и жизненного уровня населения, и этот путь необходимо отвергнуть.

Но дальше события в стране развивались очень стремительно и непредсказуемо. Горбачев уезжает на отдых в Форос. Путч. После провала путчистов в России к власти приходит новая команда во главе с Борисом Ельциным, который вскоре уехал отдыхать в Сочи, оставив «на хозяйстве» государственного секретаря Геннадия Бурбулиса. Мы вместе с академиком Георгием Арбатовым предложили создать группу, которая бы занялась исправлением сложившейся экономической ситуации, но Бурбулис пропустил наше предложение мимо ушей. Как потом выяснилось, Бурбулис в секрете от нас уже посадил на правительственную дачу группу молодых научных сотрудников во главе с Гайдаром.

С началом экономических реформ, которые проводила команда Гайдара с 90-х годов, я последовательно критиковал их действия в сфере экономики, всякий раз подчеркивая, что они закладывают большую мину под будущее страны, но, увы, мой голос так и не был услышан.

Академик АН СССР Олег Богомолов. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Сегодня мы видим, что экономическая политика Гайдара, которая, по существу, проводилась по американским лекалам, привела к разрушительным процессам. Если не в целом во всей экономике, то по крайней мере в сельском хозяйстве, в обрабатывающей промышленности, в медицине, в образовании, в культуре и во многих других сферах. Однако вместо признания этого факта мы по-прежнему слышим дифирамбы в адрес отцов-основателей российского дикого капитализма, а не тех, кто предупреждал об опасностях предпринятого эксперимента. По моему мнению, искать виновных в провале перестройки нужно именно среди авторов «шоковой терапии».

Как же чувствуют себя виновные? Они преуспели, став состоятельными и влиятельными представителями нового правящего класса. Бурбулис заседал в Совете Федерации, члены команды Гайдара неумеренно обогатились, один из «реформаторов» Петр Авен стал олигархом, олигархами стали и его сподвижники Анатолий Чубайс и Андрей Нечаев. И, по всей видимости, никакого чувства вины за прошлые ошибки, за развал страны они не испытывают.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию?

— Нынешнему президенту России Владимиру Путину приходится прикладывать максимум усилий, чтобы восстановить нормальное развитие страны. При этом Путин сталкивается с мощным сопротивлением тех, кто упорно стоит на защите либеральной политики, развалившей страну. Долг президента — предложить стратегию развития социального государства, о котором написано в нашей Конституции, то есть, по существу, предъявить новую модель развития государства и общества.

За годы перестройки и за последующие годы реформ мы потеряли (сразу скажу, что точную цифру назвать никто не может) примерно 1,5-2 трлн долларов, утекших из России и превратившихся в банковские депозиты, акции иностранных компаний, виллы, яхты и другие предметы роскоши. За эти немыслимые деньги можно было создать новую промышленность. Но мы ввели свободную конверсию рубля, на продаже нефти заработаны миллиарды долларов, которые можно было вывезти из страны и оставить их на Западе, и никто за это не наказывал. Это была убийственная политика для страны, которая обогатила кучку людей, но разорила страну, ограбила весь народ.

К сожалению, в экономической науке сложилось два непримиримых полюса. С одной стороны, оголтелые сторонники рыночной, либеральной концепции, которая на Западе была господствующей идеологией в развитии экономики. С другой стороны, те, кто считает это направление ошибочным, разрушительным и предлагает взамен другие модели развития. Но сегодня у власти находятся как раз рыночные фундаменталисты, поэтому голос критиков, увы, почти не слышен. Стране пора извлечь уроки из своего печального опыта последних 30 лет.

России предстоит выбрать такую модель и стратегию общественно-экономического развития, которая бы органически сочетала социальную и демократическую ориентацию деятельности государства с его командными позициями в управлении плановой и контролем над рыночной экономикой. Сегодня ясно всем, что безнравственная экономика бесперспективна. Будущее за обществом, ориентированным на удовлетворение насущных нужд современного человека, социальную справедливость, на развитие культуры, образования, науки и т.д. На эти направления государственной политики должен быть сделан упор. Результаты в стратегическом плане проявятся нескоро, но они будут иметь ключевое значение для восстановления величия нашей страны.


Академик РАН Олег Тимофеевич Богомолов в советское время основал один из лучших академических научно-исследовательских институтов — Институт международных экономических и политических исследований (прежнее название «Институт мировой социалистической системы. — РП.), собрав в нем прогрессивно мыслящих ученых. В НИИ серьезно изучали опыт хозяйствования, который появился в странах Восточной Европы. Сегодня Олег Богомолов — советник президента РАН, автор статей и монографий, активно занимается наукой, ведет семинар в Институте экономических стратегий.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Александр Ткачев: перспективы нового министра Далее в рубрике Александр Ткачев: перспективы нового министра22 апреля экс-губернатор Краснодарского края назначен главой Министерства сельского хозяйства Читайте в рубрике Япония и Китай переживают период роста национализмаРегиональная повестка дня в первую очередь связана с итогами Второй мировой Япония и Китай переживают период роста национализма
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
11 мая 2015, 13:13
Причина отставания развития внутренней политики определяется из анализа текущих событий . Например : Полевые пожары горят потому что на полях трава не скошена на сено и не скормлена скоту а солома не использована для подстилки или изготовления бумаги и пр. А почему ? Потому что ещё Н.С. Хрущёву " умные" советники внушили что стойловое содержание скота в " странах Балтии" более рентабельно чем в деревенских семьях и в малых деревнях Урала и Сибири . " Товарищи " забыли что деньги это эквивалент товара и до настоящего времени не могут вспомнить...
30 апреля 2015, 17:03
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
01 мая 2015, 00:14
Читаю, ВОТ ТАКОЕ, и думаю: как же хорошо, что я ещё 15 лет назад выбросил телевизор!
Вы полностью правы .
29 апреля 2015, 11:13
Президент и правительство знают только как должно быть, надо делать так,что бы..., а как это делать - увы?! Без комментариев!
30 апреля 2015, 17:15
Что касается России, то это отдельная песня и притом оптимистическая и жизнеутверждающая!
Президент и Правительство России, в отличие от Горбачёва, знают и понимают, что и как надо делать!!!
Путь реформ, которые проводятся Президентом, уже сделали Россию могучим и крепким государством!
Уже сделали и ещё сделают!
Идёт процесс развития и укрепления по всем направлениям жизни государства российского!
Нет силы, которая смогла бы сломить Россию!
Россия всегда! БЫЛА! ЕСТЬ и БУДЕТ! Единой! Могучей и Сильной державой!
Какая наивность.
01 мая 2015, 11:39
"Уже сделали и ещё сделают!"
Так - УЖЕ - или ЕЩЁ?
***
А этот ваш "перл": "Россия всегда!" очень напомнил другой, литературный: "Ваше политическое кредо? — Всегда!" (Ильф - Петров,12 стульев.)
28 апреля 2015, 00:50
ПУТИ вражеские известны, как и чьими руками.. сухой закон 30х в Америке, полный развал страны,бандитизм. сухой закон горбачева 85х - развал страны, коррупция и мафия наверху с последующим скатыванием до уличного бандитизма 90х. ИЛИ НЕ ЗНАЛИ ЧТО ТАК БУДЕТ??
30 апреля 2015, 17:10
ДА!!! ..."НЕ ЗНАЛИ ЧТО ТАК БУДЕТ??"...
И ума не хватало, чтобы это понять!
УМА НЕ ХВАТАЛО!!!
Слова небыли подкреплены реальными делами!
Горбачёв, с утра до вечера, барабанил не переставая, одно и тоже, про перестройку, и пока он это перестроечное пустословие барабанил, пошел необратимый процесс развала!
Который никто не способен был остановить!
НИКТО, а Горбачёв и подавно!!!
Вот как всё развалилось, так тому и быть и никак по другому!!!
Если бы, да кабы - здесь не подходит, как и ко всем тем процессам развала, которые состоялись!
Это историческая неизбежность!
Полнейший бред .
25 апреля 2015, 23:18
Возрождение России вижу только в смене общественно-экономической формации. И эта смена должна произойти не насильственным, а мирным путем. Иначе, если дело дойдет до большого бунта, Россия перестанет существовать как государство, к чему и толкают Россию наши заокеанские "друзья". А цели наших "друзей" общеизвестны-завладению природными ресурсами России.Какая должна быть общественно-экономическая формация будущей России? В интернете можно найти много статей и предложений по обустройству России. Но при всем этом начисто игнорируются интересы самого многочисленного слоя населения -человека труда. Рабочее сословие - основная производительная сила любого государства. К К чему могут привести бесконечное игнорирование интересами человека труда - общеизвестны. Настоятельная просьба ко всем читателям и тов, Богомолову если он соизволит ознакомиться с комментариями читателей, ознакомиться с "Письмом-обращением старого рабочего человеку труда"на сайте "Новая Россия-Великая Россия". До чего дожили-работяги начали предлагать общественно-экономическую формацию для новой России. Убежден,только общественно-экономическая формация, основанная не на общенародной и не олигархической собственности на средства производства а на долевой собственности работников предприятий, объединит многонациональный (184 национальности) народ России в ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ МОНОЛИТ!
23 апреля 2015, 12:25
5 лет хватило горбачевской банде чтобы довести крупнейшую мировую державу до коллапса...
28 апреля 2015, 00:55
НЕ ПЯТЬ ЛЕТ, а просто подорвали доверие к рублю!!!!! за 30 лет(1961 -1991) стабильный рубль дал развитие вплоть до мирового лидерства. слабый рубль(1991 -2014) поддерживает уровень отсталой развивающейся страны
23 апреля 2015, 16:19
Одни начали, другие закончили. Бурбулис помнится говорил, что они используют Ельцина как таран для разрушения Страны Советов. Только кто кого на самом деле использовал - большой вопрос.
23 апреля 2015, 11:25
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
23 апреля 2015, 11:11
Как же жалко читать людей, которые до сих пор верят в то, что люди, управляющие государством, действительно хотят его благосостояния.
Да все хотят выжать из страны все, что только можно, пока живут, а дальше хоть трава не расти! Неужели это не понятно до сих пор?!
23 апреля 2015, 11:17
Жанна! Да все прекрасно понимают - государство - это аппарат насилия, по определению... Чем дальше развивается общество, тем сильнее антагонизм государства и гражданина...
23 апреля 2015, 10:14
Странное дело получается. Казалось бы - Путин сильный лидер, причем общепризнанный, но вертикали власти как таковой в стране нет. Курс правительства и курс президента по сути весьма разнятся - как в той басне Крылова, тянут телегу в разные стороны
30 апреля 2015, 20:33
Верно. Как в басне: "А вы друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь".
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!