Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Провал по контракту

Почему за последнюю четверть века в России не была создана «профессиональная армия»
Алексей Капустин
11 марта, 2019 10:37
9 мин
В мартовском интервью «Красной звезде» начальник главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Евгений Бурдинский заявил, что «последние годы значительно увеличена численность проходящих военную службу по контракту, что позволило пропорционально снизить количество призывников».
По словам Бурдинского, сейчас пропорция контрактников и срочников составляет 1,7 к 1 или 58% к 42%. В 2018 году, как рассказал начальник ГОМУ, на должностях прапорщиков, сержантов и солдат по контракту проходят военную службу более 350 тысяч человек.
С подсчётом контрактников у Минобороны творятся странные дела. В начале декабря 2018 начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что число контрактников выросло до 384 тысяч человек. По всей видимости, эта цифра была итоговой за прошлый год. Однако, как тогда объяснить, заявление Бурдинского о 350 тысяч военнослужащих, даже с приставкой «более»?

Напомним, что 350 тысяч контрактников насчитал в 2015 году глава Минобороны РФ Сергей Шойгу

Неужели за три года количество профессиональных кадров в армии не изменилось?
Трудности перехода
Контрактная армия в РФ остаётся нереализованной мечтой двух президентов нашей страны. Ещё в далёком 1996 году Борис Ельцин подписал указ № 772 о переходе Вооружённых сил на профессиональную основу. Крайний срок — 2000 год.
Во второй половине 1990-х годов в армии стали появляться первые «контрабасы», однако их число было невелико. Указ первого президента РФ был невыполним: у нищего российского государства отсутствовали деньги, чтобы обеспечивать даже призывную армию.

Вторая попытка перевести армию на контрактную основу была предпринята в 2000-е годы и также провалилась

Реформа началась с Федеральной целевой программы (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы», которое утвердило правительство в августе 2003 года. Предполагалось, что весь процесс будет полностью завершён в 2017 году.
Реализация ФЦП столкнулась с множеством трудностей, несмотря на весьма существенные бюджетные вливания. Основной массив проблем был связан с качеством набора.

В период бурного экономического роста середины 2000-х годов в контрактники нередко записывались молодые люди, которые не смогли найти себя на гражданке

Естественно, это были не самые образованные и подготовленные к воинской службе граждане. К тому же в армии платили немного. Солдаты получали 7,5–8 тысяч рублей в месяц (зарплата грузчика в те годы составляла примерно 10 тысяч рублей). В военкоматы приходили люди с судимостью, зависимостью от алкоголя и наркотиков.
«К сожалению, невысоким оказался процент добровольцев, имеющих высшее или среднее специальное образование. Особенно непросто найти кандидатов на должности механиков-водителей боевых машин пехоты, танков, самоходных артиллерийских установок, наводчиков-операторов БМП, специалистов радиоэлектронной разведки», — признавался в интервью «Красной звезде» (ноябрь 2005 года) главком Сухопутных войск РФ генерал-полковник Алексей Маслов.
Ситуация с качеством контрактников оставалась сложной вплоть до существенного повышения жалований военнослужащим. Зарплаты последовательно увеличивались при Анатолии Сердюкове и Сергее Шойгу. Однако львиная доля проблем с комплектованием частей была решена только в 2015 году. Укомплектованность подразделений личным составом превысила 90%. Сейчас, если верить Минобороны этот показатель достигает 95-100%.
Считается, что радикальные положительные перемены произошли в первые два года руководства Шойгу (2012-2014). Экономическая ситуация позволяла гигантскими темпами увеличивать военный бюджет: в 2011 году расходы на армию составляли 2 триллиона рублей, в 2012 году — 2,5 триллиона рублей, в 2013 году — 2,8 триллиона рублей, в 2014 году — 3,2 триллиона рублей, а в 2015 году — 4 триллиона рублей.
Такая динамика позволила значительно улучшить материальное положение военнослужащих и условия несения службы (закупка и ремонт военной техники, ремонт и строительство новых военных объектов, казарм и технических помещений, увеличение социальных льгот). Кроме того, при Шойгу кратно вырос авторитет Вооружённых сил в обществе. Служба в армии вновь превратилась в повод для гордости и способ заработать достойные деньги.
Всему виной экономика
Несмотря на серьёзные успехи в военном строительстве, Минобороны провалило план увеличения числа контрактников. Судите сами: в декабре 2015 года Шойгу заявил, что в 2016 году количество профессиональных кадров составит 384 тысячи человек. Однако этот показатель был достигнут только в 2018 году, а если верить начальнику ГОМУ Бурдинскому, то Минобороны с 2015 года и вовсе топчется на месте.
В том же 2015 году Шойгу пообещал увеличить численность контрактников до 425 тысяч  по итогам 2017 года. Но данный показатель будет достигнут в лучшем случае после 2020 года.

На текущий момент в планах Минобороны довести численность контрактников до 475,6 тысячи человек к 2025 году (доклад Шойгу от декабря 2018 года)

Однако количество срочников по-прежнему будет существенным — 220 тысяч человек. То есть среднее количество молодых людей, призываемых каждые полгода, сократится со 130 до 110 тысяч человек.
Полностью ситуацию запутывает нашумевшее заявление Путина, сделанное в октябре 2017 года.

Верховный главнокомандующий сообщил, что «мы постепенно уходим вообще от службы по призыву»

По словам главы государства, «пройдёт небольшое время, когда вообще этот вопрос будет неактуален».
Обещание Путина полностью противоречит планам Минобороны. Правда, президент не стал скрывать, что процесс перевода ВС на контрактную основу происходит «медленнее, чем планировалось».
В чём же причина провалов в построении контрактной армии, несбывшихся прогнозов и противоречивых обещаний? Как неоднократно признавал сам Путин, сохранение смешанной системы комплектования Вооружённых сил позволяет экономить бюджетные средства. Полноценный переход на контрактную основу повлечёт объём расходов, который Россия не может себе позволить.
Если верить официальным данным, то военный бюджет РФ не должен превышать 3% от ВВП. Таким образом увеличение ассигнований на армию фактически привязано к росту экономики. Если экономика стоит на месте — Вооружённые силы вынуждены довольствоваться малым.

При очевидном отсутствии радужных экономических перспектив можно с уверенностью утверждать, что призывная система в РФ будет существовать ещё очень долго

Однако такое положение дел нельзя назвать критичным для нашей страны. Более того, смешанная система даёт определённые преимущества России с учётом её уязвимого геополитического положения.
В настоящее время контрактниками укомплектованы части постоянной готовности, призывники составляют мобилизационный ресурс, который будет задействован в случае масштабной военной агрессии.
В частности, профессиональные кадры составляют основу личного состава подразделений, где требуются знания и навыки по эксплуатации сложной военной техники, а также высокий уровень боевой подготовки. Речь, прежде всего, идёт о частях ВКС, ВДВ, морской пехоты, ВМФ, Сил специальных операций.
К сожалению, крайне широкое представление в России получил термин «профессиональная армия», под которым подразумеваются ВС, полностью укомплектованные контрактниками. Это понятие не брезгуют употреблять не только эксперты и СМИ, но и представители руководства страны, включая президента.

В голове обывателя создаётся впечатление, что если ВС состоят из призывников, то об их боевой выучке говорить не приходится

Но и в теории, и на практике реальный уровень профессионализма Вооружённых сил не определятся способом комплектования частей. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на современную израильскую армию или советскую армию 1980-х годов.
Конечно, идеальным вариантом для России стал бы полный переход на контрактную основу. Мобилизационный ресурс лучше всего комплектовать не призывниками, а резервистами, которые регулярно проходили бы военные сборы, получая за службу Родине достойные деньги. Однако такая модель станет реальностью лишь с радикальным улучшением экономической ситуации.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ