Новости – Политика












Политика
Президент правительству не указ

Фото: Алексей Никольский / пресс-служба президента РФ / ТАСС
На совещании по выполнению майских поручений сроки их исполнения были скорректированы
8 мая, 2015 10:05
9 мин
7 мая 2012 года в день вступления в должность после избрания на третий срок Владимир Путин подписал серию указов, получивших в масс-медиа и обществе название «майских». Это был конкретный план по выполнению предвыборных обещаний президента, направленный на резкое улучшение жизни обычных людей и на прорыв в экономическом, социальном и демографическом развитии страны.
Владимир Путин четко и ясно дал понять правительству, парламенту, губернаторам и всему обществу в целом, что работа будет оцениваться только по одному критерию, насколько успешно или нет тот или иной чиновник будет работать над реализацией указов. Президент не упускал случая, чтобы подчеркнуть — все это всерьез и надолго: «За неисполнение этих требований грозит публичная политическая персональная ответственность».
На первых правительственных совещаниях в 2012 году по проверке исполнения указов царила атмосфера коллективного паралича, если министр не называл конкретные цифры, характеризующие успех, в лучшем случае он удостаивался ледяного взгляда президента. Худший случай произошел уже 17 октября 2012 года: полетела голова министра регионального развития Олега Говоруна. Теперь его имя мало кто помнит. Зато премьер-министра все прекрасно знают — это по-прежнему Дмитрий Медведев, со свойственным ему олимпийским спокойствием просидевший не только все последнее совещание, но и все предыдущие три года в кресле главы правительства.

Олег Говорун. Фото: Александра Мудрац / ТАСС
В преддверии разбора полетов 7 мая 2015 года на официальном сайте правительства появилась информация, согласно которой всего в указах, которые касаются социальной и экономической политики, содержится 218 поручений. «Из них к настоящему времени правительство должно было выполнить 168 поручений. Выполнено и снято с контроля 137 поручений — 81,5% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени», — говорится в сообщении. Данные ОНФ и «Опоры России» противоречили правительственным: «80% от всех поручений правительству, связанных с указами, не выполнены. А часть выполненных исполнены формально, с низким качеством».
«У нас диаметрально противоположные данные с правительством. Правительство обнародовало данные, что 80% исполнено и 20% — нет. У нас — наоборот, из тех докладов, которые мы видели, мы поддерживаем и рекомендуем к снятию с контроля только 20%», — рассказал сопредседатель ОНФ Александр Бречалов.
Собственно, на этом месте можно было бы и закончить, потому что за этим противоречием уже виден мундир прокурора. И тем не менее хочется понять хотя бы в общем, как же такое могло произойти. Почему министр здравоохранения Вероника Скворцова, гордо отчитываясь, что Россия является лидером по доступности аптек для населения, в ответ получает от президента саркастическое замечание, что «получается, что аптек много, а лекарств нужных нет»?
Прежде всего, указы были плохо просчитаны, проще говоря, президента просто кто-то подставил. Даже тогда, весной 2012 года, без всякой стагнации и низких цен на нефть многим экспертам было видно, что указы слишком дорого стоят. Это, во-первых.
Во-вторых, сложилась странная управленческая ситуация. По Конституции основные направления внешней и внутренней политики определяет президент, что он и сделал. Исполнительной и распорядительной властью обладает правительство, которое действует на деньги государственного бюджета, утверждаемого парламентом. И вот тут что-то произошло, получилось так, что указы — указами, а бюджет — бюджетом. Это чисто оценочное суждение, даже впечатление, но иначе печальные итоги реализации майских указов ничем не объяснить.
Надо сказать, что президент довольно быстро заметил неладное. На одном из давних совещаний он посетовал в том духе, что уж если плохо посчитали, не нашли финансирования на выполнение указов, то нечего было народу голову дурить и подписывать документы. А если деньги есть, то надо засучить рукава и исполнять каждую букву указов. Тогда, видимо, нашлись люди, которые успокоили главу государства, да и самое главное, деньги-то действительно были, неприятности в экономике начались позже. Только, наверное, опять же не добавили, что средств надо еще больше, чем есть.
На следующий, 2013 год правительство провело один занимательный маневр. Всю ответственность, а заодно и финансирование майских указов спустили на уровень субъектов Федерации. И логика железная — люди же в регионах живут. Показатели многих указов, например зарплаты учителей, реально зависели от средних показателей по конкретному региону. И вообще пускай за это все отвечают губернаторы, им же лучше видно, что надо делать.
Говорят, что губернаторы были «сильно шокированы». И каждый, исходя из своих возможностей и фантазии, стал выкручиваться. Возможности, как мы все понимаем, в российских областях и краях очень разные. Кто брал деньги в коммерческом банке, кто топтался в московских приемных, выпрашивая дотации. Результат не заставил себя ждать: в 2013 году дефицит консолидированных (объединенных) бюджетов регионов уже составлял, по данным профессора МГУ Натальи Зубаревич, 642 млрд рублей. Уже на следующий год этот дефицит превысил уже 2 трлн рублей. При этом областей с профицитом бюджета осталось только шесть, сейчас их уже всего три. Получилось, что объективным тормозом стали прежде всего правительство и примкнувшие к ним губернаторы.
И тут начались прыжки цен на нефть и колебания курса рубля. Стали падать производство и торговля, сужаться налогооблагаемая база. «Ситуация в экономике ухудшается. И возможно, это будет продолжаться в течение долгого времени. Это потребует коррекции майских указов и, возможно, усиления контроля ОНФ», — сказал накануне Алексей Зудин, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований. Что, собственно, и произошло на совещании 7 мая 2015 года. Окончательные сроки исполнения перенесены на 2020 год. Но отказываться от майских указов Владимир Путин совершенно не собирается.
«У отдельных руководителей и на местах, и на федеральном уровне есть большой соблазн минимизировать задачи или вообще объяснить свою собственную неэффективность тем, что ситуация изменилась, и, таким образом, с себя ответственность снять», — подчеркнул президент и добавил, что «кризис и санкции — не повод отлынивать от выполнения указов». Хотя никого из членов правительства сильно критиковать не стал.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что «правительство слишком увлеклось организационной, чисто бюрократической стороной дела». «Президент же ставит вопрос ребром. Тогда надо делать персональные решения. Видимо, по каким-то политическим договоренностям внутри правительства он этого пока сделать не в состоянии. Ничем иным я не могу объяснить невыполнение майских указов», — говорит Мухин.
Андрей Бунич, президент Союза арендаторов и предпринимателей, высказывается в том же духе: «Президенту действительно нужно корректировать то, что он говорит, прежде всего потому, что существуют слишком явные идеологические расхождения у главы государства и членов правительства. Президент майскими указами хотел страну подстегнуть к росту. Министры же у нас любят все сокращать и урезать. Так они видят экономическую политику. И конечно, они на все 100% использовали нынешнее ухудшение экономической ситуации, чтобы продолжить то, что делали всегда. У президента и правительства — внутренний конфликт».
Экономический аналитик Владислав Жуковский причины невыполнения майских указов также видит в деятельности правительства: «И не могут, и не хотят!» — категорично заявил эксперт.
«Выполнение майских указов несовместимо с их уровнем профессионализма. У них нет ни созидательного опыта, ни знаний. Они могут продавать, приватизировать, создавать или поощрять разного рода финансовые пирамиды. Министры вообще идут в противоположенном президенту направлении. Ведь никто всерьез не принял эти указы. Исполнение указов означало бы отказ от компрадорской модели их деятельности, привело бы к деофшоризации и деолигархизации. А это ударит по их собственным карманам. О каких указах можно говорить, о каких 25 млн новых рабочих мест, если безработица уже достигла миллионного показателя? Рост инвестиций, согласно планам главы государства, ежегодно должен расти на 6–7%, а они только за январь-март 2015 года упали где-то на 7%! Вместо роста производства на 5% — падение на те же 5%. Конечно, как считать! Но главное — не видно заинтересованности в правительстве», — отмечает Жуковский.
Итак, окончательный срок исполнения майских указов отнесен на 2020 год. Выборы в Государственную думу состоятся в 2016-м. И уже тогда, в зависимости от итогов, возможны перемены или вовсе смена правительства. То, что в 2018 году на президентских выборах победит Владимир Путин, ни у кого сомнений не вызывает. И вот тогда-то по Конституции смена кабинета должна произойти обязательно. Так что завершать работу по майским указам будут совершенно другие министры. Видимо, пришла пора всерьез задуматься, кто именно это будет. Прежде всего президенту, да и нам всем. Как-то надоело видеть в правительстве специалистов, основная задача которых — как можно дольше тянуть резину.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости