Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Почему Навальный не Ататюрк

Турецкий демонстрант держит флаг с изображением Мустафы Кемаля Ататюрка во время митинга в Анкаре. Фото: Burhan Ozbilici / AP 

Какой шанс у России пойти по стопам поздней Османской империи

Вадим Сидоров
8 августа, 2013 09:30
15 мин
«Пресный Жаботинский» и «последняя евразийская империя»
Жаркие споры об Алексее Навальном не утихают внутри российской интеллигенции уже несколько месяцев. «Навального не остановить», – обреченно пишет демократ старой закалки Евгений Ихлов, объясняя это тем, что Навальный уже назначен самой историей на роль «всерусского вождя» и «неумолимая пружина истории возвращает нас к естественному ходу событий, и рождение русской этнической нации, взламывающей остатки “общности советский народ”, будет сопровождаться и этническим размежеванием». Далее он подводит итог своим размышлениям:
«…похоже, Навальный обречен быть “пресным” Жаботинским. Если рождение русской политической нации — вопрос уже разрешенный историей, хоть и отложенный, то внезапный магнетизм Навального — показатель того, что очередной герой-любовник для Руси-матушки уже найден».
Сравнение Навального с Жаботинским, конечно, удивляет, потому что для «рождения русской этнической нации» ее представителям все-таки не требуется переселяться из рассеяния в новое место и создавать там государство с нуля. И более уместными выглядят параллели между Навальным и Ататюрком, потому что другой вывод Ихлова – о «неизбежности распада последней евразийской империи – Российской Федерации» разделяется многими, и в этом смысле у России куда больше общего с поздней Османской империей, а у русских – с турками.
Но действительно ли Навальный является потенциальным русским Ататюрком, отцом-основателем русского национального государства на месте «последней евразийской империи»? Чтобы ответить на этот вопрос, нелишним будет проанализировать сходства и различия его политических установок с установками Ататюрка, который успешно реализовал подобный проект в Турции.
 
Параллели между Российской и Османской империями для историков, действительно, очевидны. Оба государства, будучи созданными вокруг этнического ядра, разрослись в многонациональные империи, включившие в свой состав множество разных – и по историческим корням, и по религии – народов. В обоих случаях страной правила пестрая космополитическая элита, объединенная имперской, а не национальной, идеей. В обоих случаях влияние тех или иных меньшинств (в России – прежде всего немцев) на жизнь общества бросалось в глаза, тогда как представители «титульной нации», привыкшие быть опорой большого государства, со временем начинали ощущать свое отчуждение от него. Лев Гумилев писал об этом: «…настоящие османы уже в XVIII веке были сведены на положение этноса, угнетенного в своей стране».
Однако угнетенными себя считали в первую очередь представители народов, присоединенных к империи, в среде которых вовсю разворачивалась борьба за создание независимых национальных государств, этих знамений эпохи модерна. Чтобы сохранить территориальную целостность империи, приходилось идти им на уступки: так, в 1856 году указом османского султана провозглашалось полное равенство мусульманских и немусульманских подданных империи, а Закон о национальностях 1869 года ввел для них всех общее османское гражданство. Начался процесс «османизации», или «оттоманизации», целью которого было создать из разноплеменного и разноверного населения империи единую османскую нацию.
Итальянские дирижабли бомбят турецкие позиции на территории Ливии, 1911 год. Фото: lahana.org (http://lahana.org/)
Итальянские дирижабли бомбят турецкие позиции на территории Ливии, 1911 год. Фото: lahana.org
Тем не менее не только немусульман, но и нетурок все эти реформы уже не могли заставить отказаться от растущих национальных амбиций, – не только многочисленные христианские народы империи (греков, южных славян, армян), но и арабов, охваченных разными формами национализма. В 1908 году империя окончательно потеряла Болгарию, Боснию и Герцеговину. В 1911 годы в результате Ливийской войны Италия отколола от империи Северную Африку и аннексировала острова Эгейского архипелага. В 1913-м османы потеряли Македонию, Западную Фракию и Албанию.
Но и в сжимающихся, как шагреневая кожа, границах империи национализм меньшинств продолжал расти. Это касалось, прежде всего, армян, чья подпольная организация «Дашнакцутюн» развернула террор против османских правительственных учреждений и лиц, а также мусульманского населения в населенных армянами провинциях. Пусть в мирных формах, но все же давал о себе знать и арабский сепаратизм братьев по вере мусульман.
 
Для русских, видевших начавшийся (но не факт, что закончившийся) распад большой страны в 1991 году, эта картина – до боли знакомая. Но сходства на этом не заканчиваются. Как уже было отмечено, при всем этом государственная власть стремилась проводить политику османизации, то есть, создания единой гражданской нации из всех подданных империи. Что важно – это была повестка не только власти, но и оппозиции. Причем сходство с уже современной Россией заключается в том, что, несмотря на политический авторитаризм, власть в османском государстве уже давно находилась под влиянием тех же либеральных, западнических идей, которые в более радикальной форме декларировала оппозиция, в чем нельзя не увидеть аналогию с системными либералами.
И вот, в 1908 году в результате ограниченной революции (султан формально остался у власти, но превратился в символическую фигуру в конституционной монархии) к власти приходят «младотурки», с которыми у большинства современных русских национал-демократов, включая Навального, куда больше общего, чем с Ататюрком. И те, и другие, выступая за гражданские реформы, считают необходимым сохранение остаточной империи, которая и так уже потеряла немало территорий. Уже потерянное назад возвращать не собирались, но поэтому твердо ставилась задача – сохранить то, что еще осталось через более решительную османизацию меньшинств.
Весьма интересен еще один момент: революция 1908 года была результатом усилий не только младотурок («Османское общество единения и прогресса»), но и широкой коалиции сил, включая либералов и представителей национальных меньшинств. Тем не менее после победы над общим врагом их пути стали быстро расходиться. Сумевшие на период революции заручиться поддержкой меньшинств, ратующих за децентрализацию и федерализацию Турции, младотурки, однако, очень быстро заявили, что их партия «вовсе не имеет целью, как думают многие, обеспечение областям Оттоманской империи политической автономии и образование из них федерации, а направлена лишь к искоренению злоупотреблений, поощрением коим служил произвол и полное отсутствие контроля, коими отличался предшествовавший режим».
Демонстрация младотурецкой организации «Единение и прогресс» против султана в Стамбуле, 1908. Фото: wikipedia.org (http://tr.wikipedia.org/wiki/J%C3%B6n_T%C3%BCrkler)
Демонстрация младотурецкой организации «Единение и прогресс» против султана в Стамбуле, 1908. Фото: wikipedia.org
Как это часто бывает с национал-либералами, начав с лозунгов о гражданских реформах, конституционализме и демократии, младотурки быстро пришли к установлению авторитарного режима, которым в 1913 году стал режим одного из их лидеров Энвера-паши, осуществившего военный переворот. Национал-либералы оказались ястребами: в 1914 году империя вступила в Первую мировую войну, участие в которой на фоне политики османизации и нарастающего сепаратизма меньшинств, чьим надеждам на децентрализацию было не суждено сбыться, приводило к нарастанию жестокого межнационального антагонизма, атакам на мирное население, погромам, депортациям и резне.
В результате поражения в Первой мировой войне Османская империя де-факто прекратила свое существование. Войска Антанты продолжили свой успех на турецком направлении оккупацией территории уже самой Турции (1920 год – оккупирован уже Стамбул). Греческие и армянские националисты наращивали свою борьбу, которая в условиях смешанного состава ряда территорий стала межнациональной войной турок с греками и турок с армянами.
В этих условиях турецкий генерал Мустафа Кемаль организовал национально-освободительное движение, оплотом которого стала турецкая Анатолия. Это предопределило и его идеологию, и идеологию будущего государства:
«1. Полная независимость государства и нации; 2. Большинство не должно быть принесено в жертву меньшинству в частях страны, по преимуществу турецких по своему составу». Однако, в отличие от младотурок, теперь он уже признал, что «желание турецкой нации стать хозяином своей судьбы может относиться лишь к Анатолии».
Был признан и свершившийся факт распада большого государства: «Взаимное непонимание между различными национальностями, которые... завоевательная политика искусственно объединила в одних границах, – все это привело к конечному результату: Оттоманская империя, подобно многим другим, стала достоянием истории». В этих условиях то, что удалось отстоять хотя бы национальную территорию турок, считается и успехом, и шансом начать с чистого листа жизнь нового, национального государства: «К этому времени самые основы Оттоманской империи были уже расшатаны. Ее существование подходило к концу. Вся территория Оттоманской империи была расчленена. Оставался лишь один очаг, укрывавший горсточку турок. И даже они – эти турки – стояли перед последним актом, перед перспективой раздела и этого очага».
 
Кем же может быть Алексей Навальный, если проводить аналогии между современной Россией, беременной, как считают некоторые, «русским национальным государством», и поздней Османской империей?
В отличие от Ататюрка, он не лидер национально-освободительной борьбы с иностранными захватчиками, а один из лидеров гражданской оппозиции, что роднит его с младотурками.
Важен и идейный анализ. Навальный отнюдь не выступает за создание национального государства в границах расселения русского большинства. На основании его участия в кампании «Хватит кормить Кавказ» многие приписывают ему идеи отделения этого региона от России, но это крайне неверное понимание его взглядов. Напротив, отвечая на вопрос, является ли он сторонником отделения республик Кавказа от России, он говорит: «Ни в коем случае, более того – я сторонник их возвращения в состав России. По факту, сегодня кавказские республики не являются частью России, так как там не действуют законы Российской Федерации».
Алексей Навальный. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
Встреча Алексея Навального с избирателями в рамках кампании перед выборами мэра Москвы. Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
Как видно, подобно младотурками с их османизацией нетурецких провинций, Навальный предлагает схожую политику в отношении нелояльных окраин усеченной Российской империи. Приведенной выше цитате одного из лидеров младотурок о необходимости проведения в этих провинциях политики «искоренения злоупотреблений, поощрением коим служил произвол и полное отсутствие контроля, коими отличался предшествовавший режим», соответствует и другое высказывание Навального о его методах «возвращения Кавказа в состав России»:
«Считаю, что никакого специального “метода Навального” или другой специальной стратегии не нужно. Есть стратегия одна, называется “Закон и порядок”. Этого “закона и порядка” немного и на территории остальной России, а в Чечне он отсутствует вовсе. Все те проблемы, которые мы имеем в России, в Чечне усилены в сто раз…Только наведение элементарного порядка и законности поможет поменять ситуацию. Ведь гражданская война идет в Чечне, Ингушетии и Дагестане не потому, что там исламский терроризм, а потому что там беспредел, коррупция и обогащающаяся верхушка при нищем населении. Нужно бороться с этими явлениями. Все реформы и проекты по укреплению законности, изменению судебной системы и так далее должны быть начаты с Северного Кавказа, и там мы должны приложить к этому в десять раз больше усилий, чем в другой стране. Я уверен, что другого рецепта не существует».
Итак, Навальный предлагает еще более решительное «наведение конституционного порядка» на Кавказе, чем нынешняя власть. Симптоматично то, что другой лидер оппозиции – Михаил Прохоров – и вовсе предлагает упразднить все национальные республики, то есть начать решительную «россиянизацию» окраин. Все это характерные черты мышления отнюдь не Мустафы Кемаля, а именно младотурков.
С младотурками же, а не Мустафой Кемалем, Навального роднит его отношение к украинскому вопросу. Ведь вопреки превратному мнению основатель турецкого национального государства был не сторонником, а противником пантюркизма, считая, что он может быть продуктивным только как культурно-языковой, а не геополитический феномен. А вот у младотурков как раз пантюркистские идеи были в чести, особенно у Энвера-паши, который в условиях обложенного со всех сторон государства пытался воплощать их в Средней Азии. Так же и Навальный: даже не успев прийти к власти, он уже дал понять политическому сообществу Украины, что ничего хорошего ей как независимому государству от его прихода к власти ждать не стоит: «Наша внешняя политика должна быть максимально направлена на интеграцию с Украиной и Белоруссией… Фактически мы один и тот же народ…».
Итак, исходя из этого небольшого анализа, неверно рассматривать Алексея Навального как русского Ататюрка, возможного отца-основателя русского национального государства. Скорее речь идет о характерном представителе, возможно, лидере «русских младотурков» – национал-империалистов, стремящихся сохранить остатки многонационального государства путем его национализации и либеральных реформ.
Как показывает история Турции, в условиях даже остаточной империи это невозможно. Во-первых, очень быстро ради амбициозных геополитических задач сохранения империи демократией придется пожертвовать. Во-вторых, опыт и Османской, и Австро-Венгерской империи демонстрируют, что никакая национализация, трансформация империи в национальное государство невозможны, пока в его составе остаются значительные территории с народами, обладающими стойкой идентичностью, отторгающими навязываемые им извне ценности.
Поделиться
ТЕГИ
Россия
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
15 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ