Поиск цели и моментальная атака
3 мин чтения
Поиск цели и моментальная атака

Почему российский истребитель считается одним из лучших боевых самолётов в мире?

На днях Воздушно-космические силы РФ получили сотый по счёту многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35С. Передача партии самолётов проходила в торжественной обстановке на авиационном заводе им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, где производится Су-35С.

Почему это событие заслуживает нашего внимания? ВКС — динамично развивающийся вид Вооружённых сил РФ, лидер по оснащённости современной и модернизированной техникой, доля которой составляет почти 80%. В ВВС (один из трёх частей ВКС) столь высокий показатель был достигнут в основном за счёт поставок боевых самолётов. За последние годы авиационные части получили свыше 300 новых машин. Речь идёт об истребителях Су-30СМ, Су-35 и бомбардировщике Су-34.

Поступление этой техники на вооружение позволило значительно обновить парк оперативно-тактической авиации России. Результат этого процесса, как утверждают специалисты, ярко проявился в Сирии. Российские истребители и бомбардировщики прочно удерживают второе место по эффективности в мире, уступая только американским образцам. Однако по соотношению цены и качества боевых самолётов у России с США полный паритет.

Су-35 начал поставляться в войска с конца 2012 года. На текущий момент это самый современный серийный боевой самолёт в РФ. С большой вероятностью через 10-15 лет он станет основным истребителем РФ наряду с Су-30СМ, потеснив «старичка» Су-27. Единственный же в России самолёт пятого поколения Су-57, судя по заявлениям официальных лиц, будет эдаким «козырем в рукаве», либо станет технологической основой для создания беспилотника (так называемый истребитель шестого поколения).

Свой первый полёт Су-35 совершил в 2008 году, поднявшись в воздух с аэродрома «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре. Однако история этой машины началась в середине 1980-х годов. В то время советские учёные работали над модернизацией тяжёлого истребителя Су-27, чтобы тот мог противостоять американским F-15 и F-16.

Лётные испытания первого прототипа Су-27М (бортовой номер 701) начались в 1988 году. В 1990-е годы программа стала испытывать трудности, однако ОКБ Сухого продолжало работать над совершенствованием машины, параллельно пытаясь продвинуть её на зарубежных рынках под индексом «Су-35».

В первую очередь, отечественные конструкторы работали над совершенствованием бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), внедряя цифровые технологии. В результате Су-27М оснастили системой управления РЛСУ-27. Также истребитель получил управляемую ракету класса «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) дальностью 110 километров.

Обновлённый арсенал машины позволял поражать все типы целей. Помимо Р-77, Су-27М был вооружён самонаводящимися ракетами Х-29Т, противокорабельными Х-31, неуправляемыми С-8, С-13, С-25 и десятью типами авиабомб (КАБ-500Кр, ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, БетАБ-500Ш, ФЛБ-250М54, ОФАБ-100-120).

В 1995 году на заводе в Комсомольске-на-Амуре было развернуто серийное производство Су-27М, но предприятие явно поторопилось. Основной заказчик в лице Минобороны переживал не лучшие времена и не имел возможности закупать уникальную машину.

В 2000-е годы, когда экономическая ситуация в России изменилась в лучшую сторону, ОКБ Сухого запустило «большую модернизацию», конечным результатом которой стал Т-10БМ, то есть нынешний Су-35. Как и в 1980-е годы конструкторы сделали упор на совершенствовании БРЭО.

Изюминкой истребителя стала новейшая радиолокационная станция (РЛС) Н035 «Ирбис» разработки НИИП имени В.В. Тихомирова с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Самолёт получил возможность обнаруживать цели на дальности до 400 километров (против 200 километра у Су-27). Число сопровождаемых целей увеличилось до 34 (30 — воздушных, четыре — наземных).

Помимо столь совершенной РЛС, специалисты ОКБ Сухого установили на истребитель превосходное навигационное оборудование, комплекс связи С-108, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), включая станцию постановки активных помех, цифровую резервированную систему управления КСУ-35. Аппаратура нового поколения позволила автоматизировать множество процессов. При этом масса бортового оборудования уменьшилась на 130 килограммов.

Су-35 отличается от других самолётов четвёртого поколения наличием более мощных турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-41Ф1С («изделие 117С»). На этой силовой установке ранее совершал полёты Су-57 до появления опытных образцов двигателей «второго этапа», которые должны полностью соответствовать требованиям пятого поколения. АЛ-41Ф1С способен развивать тягу до 14,5 тонны и скорость — до 2,3 Маха (порядка 2,5 тысячи км/ч).

Некоторые изменения претерпел планер Су-35, а конструкция фюзеляжа, крыла, оперения и шасси были усилены. Без проведения ремонта самолёт можно эксплуатировать до 30 лет. Увеличение прочностных характеристик позволило разместить больше топлива и дополнительные элементы БРЭО. Боевая нагрузка Су-35 по сравнению с Су-27 осталась прежней (8 тонн), однако количество узлов подвески возросло с 10 до 12. Великолепные характеристики Су-35 были проверены лётчиками-испытателями, а также доказаны в ходе сирийской кампании.

«Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолётом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолёта, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой манёвр», — рассказал в интервью ТАСС Сергей Богдан.

По информации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), высокая эффективность боевого применения авиационного комплекса Су-35 достигается за счёт:

— Ведения боевых действий автономно, в составе группы самолётов, а также в контуре управления вооружёнными силами от воздушных, наземных и корабельных командных пунктов;

— Наличия единой интегрированной информационно-управляющей системы интеллектуальной поддержки лётчика, обеспечивающей взаимодействие между экипажем и системами комплекса бортового оборудования;

— Обеспечения скрытой атаки радиоизлучающих воздушных целей на средних и больших дальностях;

— Обеспечения атаки наземных и морских целей управляемыми высокоточными ракетами без входа в зону действия ПВО;

— Высокой устойчивостью сопровождения цели;

— Одновременной работы в режимах «воздух» — «воздух» и «воздух» — «поверхность».

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Новая газета» избавляется от профнепригодного «фейкодела» Дениса Короткова Далее в рубрике «Новая газета» избавляется от профнепригодного «фейкодела» Дениса КоротковаПринятый в штат издания журналист имеет все шансы оказаться на улице Читайте в рубрике «Политика» Без армии в головеЧто препятствует успешному развитию военной науки в России? Без армии в голове

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»