Новости – Политика
Политика
Пиранья в макете
Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News
РП подводит итоги крупнейшей выставки военно-морской техники и вооружения Euronaval-2014
31 октября, 2014 21:19
12 мин
В Париже в пятницу, 31 октября, завершилась международная военно-морская выставка Euronaval 2014, шедшая с понедельника.
Она проводится раз в два года под эгидой Минобороны Франции и считается одним из самых значимых мероприятий такого рода. В этот раз модели военных кораблей, морской авиации, образцы других видов вооружений и спецоборудования для ВМС привезли 370 компаний, включая флагманов отрасли. Для изучения рынка и заключения новых контрактов прибыли делегации из 115 государств — рынок военного судостроения по объему достигает $50 млрд в год.
«Пытаются вытеснить Россию»
Несмотря на некоторое охлаждение отношений Кремля и стран — членов НАТО на фоне украинского кризиса, российский павильон был одним из самых больших на выставке. В нем под крылом «Рособоронэкспорта» и «Объединенной судостроительной корпорации» были представлены экспозиции 20 компаний.
Тем не менее замдиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин заявил о кознях, которые строят против России конкуренты. «То, что происходит в связи с этими санкциями, — это, в том числе, борьба за рынки. Одни участники пытаются вытеснить других, в частности Россию, и я думаю, европейцев тоже. Делается все для ослабления российских и европейских традиционных рынков, чтобы туда пришли новые участники», — сказал Ладыгин в интервью телеканалу НТВ.
Вместе с тем российские представители провели переговоры о возможности совместного военного производства с Бразилией и ЮАР. Россия уже вовлечена в ряд крупных проектов с Индией, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу российской делегации Анатолия Пунчука.
Made in Russia
У представителей стран, желающих усилить свои военно-морские силы за счет российской техники, была возможность ознакомиться с ее широким ассортиментом. Россияне привезли модели фрегатов, корветов, сторожевых кораблей и подлодок.
Среди них следует отметить корабль проекта 1135.6. Он создан на основе хорошо зарекомендовавшего себя советского сторожевого корабля 1135 и отвечает всем современным требованиям, сообщил «Русской планете» президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Экспонат на выставке Euronaval 2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News
Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News
«На его вооружении стоит комплекс коллективной обороны типа "Штиль" с большим поражающим потенциалом; зенитно-артиллерийский комплекс "Каштан", который поражает цели как ракетами малой дальности на расстоянии до 15 километров, так и автоматическими пушками калибра 30 миллиметров; мощная гидроакустическая станция нового поколения, позволяющая обнаружить подлодки на расстоянии в несколько десятков миль; противолодочные торпедные аппараты и бортовые вертолеты, а также артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров», — перечислил эксперт.
Другим заметным экспонатом на российских стендах была модель многоцелевого фрегата проекта 22356. Как отмечает Сивков, это сделанный по технологиям «стелс», очень мощный и интересный корабль, способный решать широкий спектр задач.
«Он вооружен 16 ракетами типа "Калибр", одной установкой ЗРК "Риф", 130-миллиметровой артиллерийской системой. Это весьма большое количество систем вооружения. В ракетные пусковые установки также могут заряжаться противолодочные ракеты. По своим боевым возможностям корабль может обеспечивать устойчивость крупным боевым соединениям, включая авианосные, поражать надводные и наземные цели», — описал проект Сивков.
Из подводных лодок ничего принципиально нового показано не было. Россияне привезли дизель-электрические субмарины проекта 636 и «Амур-1650», уже знакомые иностранным заказчикам.
Неатомные подлодки проекта 636 по эффективной стоимости можно считать лучшими в мире, полагает Сивков. «Подлодки "Амур-1650″ — дальнейший этап развития неатомного флота, их активно продвигают на экспорт и ставят на вооружение российские вооруженные силы. Проект длительное время был заморожен по причине определенных проблем с двигательной установкой и бортовой электроникой, но сейчас эти проблемы решены», — добавил специалист.
Пиранья на страже морей
Определенный ажиотаж вызвал показ новой модификации малоразмерной подлодки, получившей название «Пиранья-Т». Похожую разведывательную субмарину пытались найти в своих водах шведские военные.
Экспонат на выставке Euronaval 2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News
Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News
Российский проект «Пиранья-Т» является лучшим в своем роде, отмечает автор «Независимого военного обозрения», военно-морской эксперт Владимир Щербаков. При этом он подчеркнул, что эти лодки еще не построены, и проект существует только на бумаге. По его словам, Россия предлагает различные проекты класса «Пиранья» уже десять лет, однако все заказчики хотят увидеть живой образец.
«Поэтому главная проблема проекта подлодки состоит в том, что пока не нашлось никого, кто бы заказал хотя бы одну лодку», — подчеркнул в разговоре с РП Щербаков.
По мнению эксперта, российскому флоту проект подлодок «Пираньи-Т» неинтересен. «У нас флот более крупный, и задачи, которые эти лодки могли бы решать в другой стране мира, у нас в принципе решаются теми силами, которые есть. Нам это пока не нужно. В будущем, если у нас будет более крупный флот, более специализированный, то, возможно, их и закажут. Но пока интереса нашего флота к ним фактически нет. И зарубежные заказчики все время задают два вопроса: есть ли они у нас и состоят ли где-то на вооружении», — пояснил он.
Новые «Пираньи» могут привлечь другие государства — сейчас подводными флотами пытаются обзавестись не только крупные державы, но и небольшие и не очень богатые страны. «Они тоже хотят иметь в своих флотах подводные силы, а такие подлодки имеют возможность решать достаточно широкий круг задач, обладая при этом маленьким размером и маленьким водоизмещением», — добавляет Щербаков
Французский футуризм
Почти половину всех экспозиций представили хозяева выставки, прежде всего всемирно известная DCNS (Direction des Constructions et Armes Navales; фр. Дирекция по строительству военных кораблей). В России о ней обычно вспоминают в связи с контрактом на поставку двух десантных кораблей-вертолетоносцев типа Mistral, который находится под угрозой срыва из-за санкций Евросоюза. Тема «Мистралей» не обошла и эту выставку, хотя обе стороны, были крайне осторожны в высказываниях — и россияне и французы отметили свою готовность к сотрудничеству.
На своих стендах DCNS показала множество моделей своих модификаций фрегатов FREMM и корветов типа Gowind, неатомные варианты подлодок Barracuda и Scorpene, а также макет экспортного проекта большого авианосца DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC). Водоизмещение перспективного корабля оценивается в 55 тысяч тонн, а длина в 272 метра. На палубе макета были изображены палубные самолеты Rafale-М и Е-2D, а также ударные беспилотники Neuron. По данным неофициального блога ЦАСТ, единственным возможным покупателем авианосца является Бразилия.
DCNS также выставили необычный футуристический проект — модель сверхсовременного боевого тримарана XWIND-4000. Боевой корабль с принципиально новой архитектурой будет иметь гибридную силовую установку — дизельные двигатели и электрические аккумуляторы. Управляется тримаран, напичканный электроникой, с помощью тачскринов, голосовых команд и сенсорных контроллеров. «Он проектировался как полностью компьютеризированный корабль», — цитирует веб-ресурс Strategic Defence Intelligence менеджера DCNS Филиппа Сатуда. Про его вооружение известно немного, но с его палубы смогут подниматься беспилотные самолеты и вертолеты разведывательного и ударного типов.
Морской винтокрылый дрон
Контракт на разработку такого палубного БЛА во время выставки заключили Airbus и DCNS. Планируется создать дрон-вертолет на основе платформы TANAN, он будет интегрирован в боевую систему современного корабля и серьезно расширит его возможности.
Как пояснил РП специалист по беспилотным системам Денис Федутинов, наличие БЛА на борту корабля позволяет существенно повысить его ситуационную осведомленность. «Можно поднять средства наблюдения на высоту в несколько сотен метров и существенно расширить "горизонт". Наличие достаточно легких беспилотных БЛА вертолетного типа в этом смысле является весьма эффективным решением, которое может быть использовано, в том числе, на небольших кораблях прибрежной зоны», — говорит специалист.
БЛА Tanan уже демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже в 2013 году, а также на берлинском ILA и французском Eurosatory в текущем году, отмечает Федутинов. «Проект разрабатывался EADS как конкурирующий с такими более легкими системами как Skeldar от SAAB и Camcopter S-100 от Schiebel. Однако реализация его идет медленно. Между тем Camcopter, как первый успешно реализованный проект в подобной категории, продолжает захватывать рынок. Чтобы пробиться на рынок системы, появившиеся позднее, должны быть существенно лучше конкурентов, что в принципе достаточно непросто», — рассуждает он.
Итоги Euronaval-2014
Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что выставка дает представление об общем положении отрасли современного военного кораблестроения, но фиксирует не поворотную точку, а уже сложившееся положение дел на международном рынке. В выставке впервые участвовали судостроители из Турции, Бельгии и ОАЭ, но говорить о появлении новых флагманов индустрии еще рано.
Российская делегация на Euronaval больших успехов не достигла, считает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. По его словам, это связано с санкциями, введенными Россией и Западом друг против друга. «Западными странами на нас наложено полное эмбарго, и оно носит взаимный характер. А то, что мы пытаемся продавать странам третьего мира, от этой выставки сильно не зависит», — уверен аналитик.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости