Новости – Политика












Политика
Перевооружение без техзадания

Юрий Борисов (в синем) и Сергей Шойгу (справа) на выставке военной техники, посвященной Дню военного автомобилиста в Бронницах, 28 мая 2013 года. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
Слова замминистра обороны Юрия Борисова о корректировке сроков перевооружения на несколько лет поставило под сомнение осуществление этого проекта
10 июня, 2013 15:11
10 мин
План Минобороны по размещению гособоронзаказа в 2013 году не будет выполнен — из планируемого объема в настоящее время заключено всего 82% контрактов. К августу их число может вырасти до 95%, но «и тогда ряд позиций не будет законтрактован». Об этом рассказал заместитель министра обороны Юрий Борисов в опубликованном в понедельник интервью газете «Коммерсантъ».
Он объяснил это объективными причинами, признав за Минобороны долю вины.
«Есть банальные проблемы: нет технического задания. То есть мы до сих пор не определились с тем, что нам нужно. А когда нет такого понимания, то нет и утвержденного технического задания».
Борисов также пояснил, что часть новой техники невозможно заказать, пока не будут окончены опытно-конструкторские работы, которые порой затягиваются. Он уточнил, что сроки по некоторым заказам будут серьезно пересмотрены.
«Мы сейчас пошли навстречу Минфину и предлагаем после детального анализа производственных, научных возможностей промышленности внести коррективы. Я говорю о переносе ряда позиций в рамках гособоронзаказа 2014–2016 годов за черту 2016 года»,— отметил замминистра обороны.
Полгода назад Борисов ставил задачу заключить все контракты до середины апреля.
«Мы нацелены в 2013 году сосредоточиться в первую очередь на выполнении поставок гособоронзаказа 2013–2015 годов, в первую очередь по срокам исполнения. К 15 апреля должны закончиться все процедуры по контрактации работ»,— цитировал его «Интерфакс» в декабре 2012 года.
О том, что в срок заключено только 67% контрактов, сообщил 15 апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий в правительстве за военно-промышленный комплекс. Премьер Дмитрий Медведев выразил недовольство подобными результатами. «Вообще две трети — это не то, что является хорошим результатом. Это означает, что есть ошибки и в планировании, и в проведении самой договорной кампании. Ведомства должны шевелиться быстрее, и предприятия должны продвигать такие условия, которые будут привлекательными для заключения договоров»,— призвал он.
В июне Медведев вернулся к теме гособоронзаказа, на этот раз, предложив ввести штрафы за некачественное выполнение оборонных контрактов. «Санкции, так как это делается во всем мире, должны применяться ко всей компании, таким образом, весь коллектив должен отвечать за некачественный результат — и пусть платят в необходимом случае и неустойку, и компенсируют убытки», — предложил премьер.
На срыв контрактов теперь жалуется и Борисов. По его словам, предприятия «Оборонсервиса» не способны выполнить условия многомиллиардных контрактов, заключенных в 2011 году.
«По сути, их обязательства были достаточно размытые. Составлялся план ремонта, техника передавалась, а эти субхолдинги ремонтировали только то, что могли отремонтировать», – сказал замминистра в интервью.
В результате, по словам Борисова, коэффициент боеготовой техники резко упал, а также снизилось количество техники, которая должна вернуться из ремонта.
«Мы заключили договоры, проавансировав их практически на 100%! При этом за два года недополучили в среднем 20% техники, которую передали в ремонт. Это касается кораблей, судов и подводных лодок и особенно стратегической авиации — там сложилась вообще критическая ситуация»,— отметил Борисов.
Замминистра обороны особо коснулся планов ведомства относительно техники нового поколения. Многие амбициозные проекты будут реализованы позднее, чем ожидалось. Это, прежде всего, касается проектов зенитно-ракетных комплексов “Морфей” и “Витязь”. Поставка комплексов С-500 тоже может быть перенесена «из-за сложности по ракетам».
«Это достаточно сложные проекты, они действительно уплыли на год-два вправо. Должны были заканчиваться в 2011–2012 годах, а завершатся реально не ранее 2014 года»,— сказал Борисов.
Создания ЗРК «Морфей» ведется с 2007 года концерном ПВО «Алмаз-Антей», одним из ведущих предприятий выпускающих вооружения. Вместе с ЗРК «Витязь», С-400 и С-500 он должен войти в состав воздушно-космической обороны России. Ранее сообщалась, что он поступит в армию в 2013 году.

Зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф". Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС
Отвечая на вопросы о вертолетоносцах Mistral, Борисов отметил, что твердые обязательства есть только по первым двум кораблям, которые должны сойти со стапелей французской верфи в 2014 и 2015 годах.
«Больше у нас обязательств нет… У нас есть только намерения. Так дайте нам возможность укрепиться в серьезности своих намерений либо понять их отсутствие. Я считаю, что это нормальная практика. Получив первые корабли, мы посмотрим их в деле, оценим, может быть, внесем какие-то коррективы, может быть, закупим, а может быть, и откажемся. Это наше законное право»,— рассказал замминистра.
Контракт стоимостью €1,2 млрд на постройку двух кораблей Mistral был подписан ведомством Сердюкова в июне 2011 года. После его снятия с должности министра обороны этот дорогостоящий проект резко критиковался, в частности замглавы Военно-промышленной комиссии при правительстве Иваном Харченко.
Борисов пообещал, что до июля 2013 года будет заключен госконтракт на поставку МиГ-35С. В 2009 году планировалось начать поставку этих самолетов ВВС в течение трех лет.
Говоря об авиации, замминистра также прокомментировал отсутствие у Минобороны беспилотных летательных аппаратов. «Это парадокс. До начала 90-х годов российская промышленность была, пожалуй, впереди всех в этом вопросе. Впоследствии мы все просто проспали. И в лидеры выбились совершенно неожиданные компании, в частности, израильские, которые на самом деле ничего такого революционного в эту сферу не внесли»,— сказал он.
Минобороны в 2011 году провело тендер на разработку двух классов беспилотников для российской армии. Их выиграли компания «Транзас» и казанское предприятие «Сокол», сообщала газета «Ведомости». В 2010 году бывший замминистра обороны Владимир Поповкин говорил, что на разработку российской версии беспилотных аппаратов было бесплодно потрачено 5 млрд рублей.
Заявления замминистра обороны о переносе сроков создания нескольких типов новейшего вооружения в рамках программы перевооружения, на которую до 2020 года выделено 20 трлн рублей, частично подтверждают прогноз замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, который был опубликован «Русской планетой» в статье «Перевооружения не будет».
«Тут нечего обсуждать или комментировать, если даже официальное лицо Минобороны говорит о невозможности выполнения (программы вооружения. – РП) в заданные сроки.
Наше высшее руководство состоит из людей, не имеющих никакого отношения к вооруженным силам или ВПК, да и к тому же мыслит исключительно денежными категориями.
Они думают, что достаточно заплатить и все автоматически вырастет. Боюсь, что эти люди не имеют понятия о таких вещах как наука, производство и рабочие кадры»,— сказал «Русской планете» Храмчихин в понедельник.
Амбициозные планы по перевооружению российской армии действительно находятся под угрозой, считает руководитель Центра военного прогнозирования полковник в запасе аналитик Анатолий Цыганок.
«Давайте рассмотрим предысторию вопроса. Три последние программы перевооружения были провалены. Я думаю, эту может ждать такой же исход.
Все эти разговоры о том, что до 2020 года будет обновлено 70% вооружения, внушают опасение невозможностью реализации на практике»,— отметил аналитик.
Цыганок уверен, что ВПК страдает не только от нехватки денег, но и от нехватки кадров.
«Квалифицированный рабочий класс в возрастном диапазоне 25-45 лет практически отсутствует. В отрасли мало специалистов, которые закончили нормальные ВУЗы. Ну а что вы хотите, если по ЕГЭ физику сдают всего 3-4% выпускников»,— добавил эксперт.
По его мнению, программу перевооружений могут использовать в своих интересах министр обороны Сергей Шойгу и Рогозин, как возможные преемники Путина.
«Идет соревнование между Шойгу с Рогозиным и, судя по их последним заявлениям, они, по крайней мере, сделают все возможное для того, что бы перевооружение было реализовано. Другое дело – что из этого выйдет», – заключил Цыганок.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости