Новости – Политика












Политика
«Своеобразный месседж»

Николай Паршин, 4 июля 2014 года. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Госдума лишила неприкосновенности депутата Паршина, собиравшегося баллотироваться в губернаторы Волгоградской области от КПРФ; сам парламентарий отрицает все обвинения
4 июля, 2014 16:19
11 мин
Депутаты Госдумы открытым способом проголосовали за лишение неприкосновенности своего коллеги Николая Паршина. Следователи вменяют парламентарию, выдвинутому кандидатом в губернаторы Волгоградской области от КПРФ, хищение бюджетных средств, пять лет назад выделенных на покупку заброшенного здания школы.
С представлением о лишении депутата-коммуниста иммунитета на последнем пленарном заседании весенней сессии Госдумы выступил заместитель генпрокурора Александр Буксман. Он объяснил народным избранникам, что «в ходе предварительного расследования было добыто достаточно доказательств для предъявления Паршину обвинения в совершении мошенничества в составе группы лиц по предварительному сговору и совершенное в особо крупном размере». Затем к коллегам обратился сам подозреваемый. В своем выступлении он назвал себя «жертвой произвола» — об этом, по словам Паршина, свидетельствуют результаты проверки, подтвердивший законность покупки здания для школы, которую прокуратура провела после открытого электронного аукциона. Поскольку в уголовном деле результатов проверки не оказалось, депутат предложил самостоятельно передать их в надзорное ведомство, а также пригласить комиссию Генпрокуратуры в Волгоградскую область для оценки ситуации. «Все очень просто: тогда я не претендовал на место губернатора Волгоградской области, теперь я мешаю, и данная проверка не упоминается в материалах дела», — доказывал Паршин коллегам.
Однако большинство из них не стали прислушиваться к доводам Паршина. За лишение коммуниста неприкосновенности проголосовали 235 депутатов, против — 82, еще один воздержался. Поддержали инициативу Генпрокуратуры представители фракции «Единой России», все остальные партии — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — выступили против нее. Таким образом, теперь следователи смогут предъявить депутату обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере»). Наказание по этой статье предусматривает до десяти лет лишения свободы.

Геннадий Зюганов (на переднем плане) и Николай Паршин во время заседания Госдумы, 4 июля 2014 года. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Геннадий Зюганов (на переднем плане) и Николай Паршин во время заседания Госдумы, 4 июля 2014 года. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
Через минуту после того, как председатель заседания огласил результаты голосования, новость о лишении Паршина неприкосновенности появилась на сайтах Генпрокуратуры и Следственного комитета. Если на сайте надзорного ведомства сухо пересказывалась фабула уголовного дела в отношении депутата, то официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин высказался более эмоционально. «У кого-то, может быть, и сложилось обманчивое представление, что наличие в кармане депутатского удостоверения является некоей индульгенцией за попрание закона, но это абсолютно ложное представление, и доказательством тому служит количество расследованных уголовных дел. Так вот, только за 2013 год Следственным комитетом направлены в суд уголовные дела в отношении более пятисот депутатов всех уровней и выборных глав органов местного самоуправления. Пример Паршина, скорее всего, не последний, но это своеобразный месседж всем остальным избранникам, что депутатство — это не привилегия и не право обходить закон, а, наоборот, огромная ответственность перед избирателями и повышенные требования к самому себе. А излюбленная тактика депутатов и других чиновников, попавшихся за руку, сводить все к некому политическому заказу в отношении них, выглядит, по меньшей мере, смешно», — уверен он. Единственный заказ, который, по словам Маркина, выполняет Следственный комитет, — «народный заказ» на борьбу с коррупцией.
По версии следствия, в 2008 году Паршин, будучи депутатом Волгоградской областной думы, придумал мошенническую схему для личного обогащения. Вместе с чиновниками из администрации Среднеахтубинского муниципального района и города Волжского, заместителем председателя думы, которого он был до 2009 года, Паршин якобы убедил директора одной из коммерческих фирм купить здание заброшенной школы в селе Рахинка за 250 тысяч рублей. Через год они убедили администрацию Волгоградской области в том, что район все же нуждается в этом объекте. Однако вернуть его муниципалитету чиновники предложили не за 250 тысяч рублей, а уже за 25 миллионов.
Паршин, как считают следователи, не только придумал мошенническую схему, но и активнее остальных ее участников занимался лоббированием сделки по покупке здания на муниципальном и областном уровне. Так, будучи руководителем фракции КПРФ в региональном парламенте, он направил на имя губернатора ходатайство, в котором настоятельно просил в кратчайшие сроки решить вопрос о выделении бюджетных денег на приобретение заброшенного объекта. О необходимости и высокой значимости этой сделки Паршин, как полагают следователи, «используя свой авторитет и знакомства в правительстве», постоянно говорил при личных встречах с чиновниками регионального уровня. В итоге в октябре 2012 года в рамках долгосрочной областной целевой программы развития дошкольного образования на покупку заброшенного здания из регионального бюджета было выделено 22,5 млн рублей, еще 2,5 млн рублей — из муниципального бюджета. По версии следствия, мошенники перечислили эти деньги на счет коммерческой организации, а затем обналичили и поделили между собой. Самому Паршину, по подсчетам следователей, отошли 11 млн рублей.
Сам подозреваемый излагает несколько другую версию событий. По его словам, в 2009 году жители Рахинок обратились к тогдашнему депутату Госдумы Алевтине Бариновой с просьбой решить вопрос о школьных местах в селе, а та перепоручила этот вопрос Паршину. Глава Среднеахтубинского района Сергей Тихонов, также ставший впоследствии фигурантом «школьного дела», в свою очередь, попросил у Паршина «оказать содействие для выделения бюджетных средств.
«После долгих мытарств и смены губернаторов очередной глава администрации Анатолий Бровко принял решение о выделении денег. На проект предполагалось затратить более ста миллионов рублей. Этой суммы не хватило бы на покупку нового здания, но было бы достаточно для ремонта старого. Сначала необходимо было вернуть здание в государственную собственность, поскольку при прежнем главе администрации оно было продано частному лицу за 250 тысяч рублей. Сумма, за которую здание в итоге было выкуплено, определялась по результатам открытого конкурса — две фирмы озвучили оценки в 28 млн рублей и в 31 млн рублей. Там 4,5 тысячи квадратных метров площади и почти гектар земли. Само здание, конечно, находится в плохом состоянии, но там есть проводка и другие коммуникации», — рассказал Паршин РП.

Анатолий Бровко. Фото: РИА Новости, архив
Анатолий Бровко. Фото: РИА Новости, архив
Когда заброшенное строение было выкуплено, местным властям стало ясно, что денег на его реконструкцию в региональном бюджете нет. Хотя в здании, построенном в 1982 году, отлично сохранились фундамент, крыша, проводка и коммуникации, проект его реконструкции до сих пор заморожен. «Оно как стояло, так и стоит, а куда деньги делись, мы не знаем», — рассказала РП сотрудница администрации села Нели Анохина. По ее словам, сейчас дети, которых в селе около двухсот, учатся в здании детского сада, в котором нет необходимых условий, в частности спортзала. Следующей осенью к ним присоединятся еще сто младших школьников.
Изначально Паршин не фигурировал в материалах «школьного дела» — оно было возбуждено лишь в отношении главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Сергея Тихонова, депутата Волжской городской Думы Сергея Чекункова, а также начальника управления финансов администрации города Волжского Андрея Уварова. Однако в конце мая этого года СК объявил о получении информации, подтверждающей причастность к этому делу Паршина. Это произошло спустя пять месяцев после получения им депутатского мандата и спустя месяц после апрельского пленума КПРФ, участники которого рекомендовали Паршина на должность губернатора Волгоградской области.
Его ближайшим конкурентом стал один из лидеров «Народного фронта» Андрей Бочаров, которого президент Владимир Путин назначил врио главы региона. До него председателем администрации Волгоградской области был единоросс Сергей Боженов, а еще раньше — партийный соратник Паршина Николай Максюта.
«Я не могу говорить, что это прямой заказ моего конкурента на выборах Андрея Бочарова, но заинтересованность "Единой России" — это факт. Я все это характеризую как политический заказ: в документах не хватает данных прокурорской проверки оценивавших здание школы фирм, нет данных самой этой оценки, большая путаница в показаниях подозреваемых, главы администрации, посредника и владельца здания. На мой взгляд, данные оперативно-розыскных мероприятий и вся фабула дела притянуты за уши», — поделился Паршин.
Ставший объектом внимания СК депутат отказался от участия в гонке за кресло губернатора Волгоградской области лишь накануне, за день до голосования о снятии с него неприкосновенности. «Мы неоднократно внутри партии обсуждали возможность снятия моей кандидатуры. Но в любой политической деятельности бывают неприятные моменты, тем не менее, их необходимо преодолевать, если этого требует партия», — ответил Паршин на вопрос, почему не сделал этого раньше.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости