Новости – Политика












Политика
Онтиков заявил, что европейская площадка неуместна для решения ливийского кризиса

Эксперт настаивает на том, что переговоры в Москве более уместны и эффективны
20 января, 2020 18:50
5 мин
В воскресенье в Берлине состоялась международная конференция по Ливии при участии противоборствующих сторон ливийского конфликта, а также России, США, Франции, Великобритании, Китая, Италии, ОАЭ, ООН, ЕС и ряда заинтересованных арабских стран. Организовать прямые переговоры между лидерами Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршалом Халифой Хафтаром и главарем так называемого Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файезом Сарраджем так и не удалось, однако по итогам встречи стороны все же договорились о ряде совместных мер, которые якобы будут способствовать урегулированию кризиса в стране.
Процесс проведения конференции на европейской площадке своим механизмом очень напоминает предыдущий опыт проведения подобных встреч, которые, как правило, не приводили к реальному решению вопросов. Более того, чаще всего представители тех стран, которых непосредственно затронула беда, даже не участвовали в мероприятии — Файез Саррадж и Халифа Хафтар остались ожидать решения судьбы своей родины за закрытыми дверями без права голоса.
Востоковед и публицист Андрей Онтиков считает итоговый документ тяжеловесным и невыполнимым как минимум потому, что его основные тезисы практически полностью повторяют текст Схиратских соглашений, которые, как мы видим, на протяжении нескольких лет не сдвинули дело с мертвой точки — в Ливии до сих пор идет противостояние. Фактически, за четыре года страна вернулась к исходной точке.
«Ливийцы как бы присутствовали на этой конференции, но как бы их и не было. Тем смешнее звучали заявления того же Майка Помпео о том, что «…пришло время самим ливийцам решать судьбу своей страны», но получается по факту все совершенно наоборот. Если судить по бумаге, конечно, итоговый документ получился довольно прорывной. Он призывает сформировать новое правительство, которое получит одобрение парламента — это был большой укол в адрес ПНС, сидящего в Триполи. Кроме того, констатируется недопустимость отправки войск, поставок оружия и прочее. Но таких документов мы видели уже немало — что Схиратские соглашения, что конференция и ее итоги в Палермо. За историю ливийского конфликта таких бумаг было несколько. Другой вопрос, как это будет реализовываться на земле», — утверждает Онтиков.
Соблюдение итоговых документов сторонами ливийского конфликта является не единственной проблемой в урегулировании кризиса. Участники международной конференции по Ливии договорились не оказывать поддержку сторонам конфликта, в частности, речь идет о военной помощи. Однако это не укладывается в картину сегодняшнего дня, в которой Турция на официальном уровне поставляет оружие и наемников на сторону ПНС в обход оружейного эмбарго ООН, которое так же присутствовало на этой конференции.
«Сейчас там (в Ливии — Прим. ФАН) около трех тысяч сирийских боевиков из Идлиба. Я сильно сомневаюсь, что Турция погрузит этих людей в самолет повезет их обратно. Это самый очевидный вопрос, который повис в воздухе», — отмечает эксперт.
В свете подобных фактов на международной конференции при участии ООН, где все участники должны свято чтить международное право, возникает вполне резонный вопрос: насколько респектабельна европейская площадка для разрешения подобных вопросов, и насколько эффективна?
«Вы знаете, я думаю, что в каком-то смысле европейская площадка неуместна для решения подобных вопросов. Учитывая то, какую роль Европа сыграла в уничтожении ливийской государственности, проводить теперь на ее территории конференции с моральной точки зрения странно. Говоря о респектабельности, одно дело — принять красивый документ, другое — реализовать его «на земле». В этом плане в отличие от предыдущих конференций что в Палермо, что в Берлине, есть конкретный результат, который достигается усилиями Москвы. Я имею в виду, прежде всего, объявленное перемирие в столице России. Несмотря на то, что подписание соответствующего документа в Москве не состоялось, перемирие все же действовало, хотя и с некоторыми нарушениями — с этим перемирием мы и подошли к берлинской конференции. Прежде всего, это успех российской дипломатии, реальное достижение, которым можно похвастаться», — убежден востоковед и публицист Андрей Онтиков.
Эксперт настаивает на том, что переговоры в Москве более уместны и эффективны, чем в Европе — Россия стала играть более значительную роль в ливийском конфликте, что отражается на конкретных результатах, выражающихся тут же, в перемирии.
«Кроме того, у Москвы налажены контакты с обеими сторонами в Ливии, и Москве удалось собрать их у себя несколько дней назад, невзирая на то, что были проблемы с подписанием документа. Определенные достижения есть. Россия в контакте и с другими заинтересованными игроками — Турцией, Катаром, Египтом, ОАЭ, Европой, Америкой. Со всеми», — акцентирует Онтиков.
Ранее в Евросоюзе заявили, что «только политический процесс под предводительством Ливии, и главным действующим лицом которого является Ливия, может прекратить конфликт и принести прочный мир». Однако насколько реальны эти расплывчатые обещания с учетом того, что стороны ливийского конфликта даже не принимали непосредственного участия в конференции в Берлине и насколько эффективна европейская площадка для решения подобных проблем — одни из главенствующих вопросов на сегодня.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости