Без нового «Руслана»
Без нового «Руслана»

Почему Россия отказалась от создания тяжёлого транспортного самолёта

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) не планирует проектировать тяжёлый транспортный самолёт на замену Ан-124 «Руслан». Авиапромышленность РФ сделает акцент на поддержании лётной годности нынешнего авиапарка и созданию машин других классов.

«Эскизное проектирование самолёта на замену Ан-124 в настоящее время не планируется. В рамках технико-экономического обоснования программы СТВТС разрабатываются меры по поддержанию исправности парка Ан-124 и Ил-76. Что касается программы СВТС (средний военно-транспортный самолёт), то, действительно, в настоящее время ПАО «Ил» ведёт эскизное проектирование Ил-276. Этот самолёт должен прийти на замену Ан-12 грузоподъёмностью около 20 т», — говорится в сообщении пресс-службы ОАК.

«Востребованы во всём мире»

В начале июня сразу несколько представителей отрасли и заказчика заявили о том, что в России в скором времени может быть принято решение о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию тяжёлого транспортного самолёта. В частности, командующий Военно-транспортной авиацией ВКС России Владимир Бенедиктов рассказал о возможном возобновлении производства «Русланов».

«Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей... Самолёты сверхтяжёлого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всём мире. Две трети всех «Русланов» были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности», — пояснил позже вице-президент ОАК, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.

Член комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации Юрий Сытник в эфире радиостанции «Говорит Москва» сообщил, что самолёт будет проектироваться на базе Ан-124. Однако российская машина будет создаваться на совершенно иной технологической основе. Изменения коснутся авионики, шасси и двигателей.

В ответ головной разработчик «Руслана» ГП «Антонов» (ОКБ им. О.К. Антонова) объявил, что не собирается сотрудничать с РФ по проектированию нового самолёта. Также в Киеве считают, что авиапромышленность России не в состоянии разработать модернизированную версию Ан-124 или машину аналогичного класса на его основе.

«Если речь идёт о модернизации, то предусматривается внесение изменений в типовой конструкции. При этом, только разработчик самолёта — ГП «Антонов» обладает всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции, свойствах, ресурса, срока службы и лётной годности самолётов Ан-124-100, включая данные испытаний и анализов, необходимых для сохранения целостности конструкции. Таким образом, изготовление самолётов семейства Ан-124 под маркой «Антонов» без участия ГП «Антонов» невозможно», — отметили в Киеве.

Большинство российских экспертов не согласились с выводами «Антонова». Среди отечественных специалистов господствует точка зрения о том, что предприятие «Авиастар-СП» (Ульяновск), где до середины 2000-х годов серийно производились «Русланы» (было выпущено 36 из 55 машин), способно потянуть непростой, но важный для страны проект нового тяжёлого транспортника.

«Руслан» и «Слон»

Ан-124 — уникальный самолёт, способный перевозить на тысячи километров негабаритные и сверхтяжёлые грузы военного и гражданского назначения (до 120 тонн). Выпуск машины начался в середине 1980- х годов. Во второй половине 1990-х годов сборочным цехом «Русланов» стал «Авиастар-СП», где был построен новый производственный комплекс.

В 2004 году выпуск «Русланов» был прекращён, а переговоры с Украиной о его возобновлении увенчались успехом только в декабре 2013 года. Совместные планы Москвы и Киева похоронила «революция достоинства», произошедшая 22 февраля 2014 года. Сейчас из 55 машин в эксплуатации 43 самолёта: 16 «Русланов» находятся в парке ВКС России, 12 — грузовой авиакомпании «Волга-Днепр», 8 — госавиакомпании «224-й лётный отряд», 7 — Украины.

«Русланы» имеют огромное значение для российских Вооружённых сил. Тяжёлые машины поддерживают достаточно высокие экспедиционные возможности армии РФ. Яркий пример — это сирийская операция. Парк Ан-124 осуществил оперативную переброску танков, бронетехники, самолётов, вертолётов и различного оборудования.

Казалось бы, разорванные связи с Украиной должны стать дополнительным стимулом для России по разработке нового транспортника или модернизированного варианта Ан-124. Однако нынешнее заявление ОАК фактически означает отказ от подобных проектов.

Примечательно, что на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-2017 был представлен концепт перспективного тяжёлого транспортного самолёта (ТТС) «Слон» разработки ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского».

Транспортник должен выдерживать нагрузку до 150 тонн при максимальной взлётной массе в 490 тонн. В грузовом отсеке «Слона» могут поместиться 54 стандартных контейнера или 400 солдат с военной техникой (5 самоходных артиллерийских установок 2С25М «Спрут», либо 14 бронемашин «Тигр», либо 10 бронетранспортёров БТР-82А, либо 10 бортовых тягачей КамАЗ-4350).

Отложили на несколько лет

Дискуссии вокруг создания ТТС на условиях анонимности прокомментировал «Русской Планете» источник, до недавнего времени работавший с парком «Ан-124». По его словам, в авиационной отрасли замена «Русланов» активно обсуждается последние годы. Однако реализация программы нового транспортника — очень трудоёмкая и дорогостоящая задача.

«Парк «Русланов» нельзя назвать устаревающим, по крайней мере, по планеру. Конструкция машины настолько удачная, что она прекрасно будет справляться со своими задачами несколько десятилетий. Главная проблема — это отсутствие более экономичных двигателей и необходимость замены бортового оборудования. Россия в этом отношении сильно отстаёт от ведущих авиадержав», — отметил собеседник РП.

По его словам, надежды возлагаются на разработку двухконтурного турбореактивного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35. Однако, как сообщил 18 июня управляющий директор компании «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов, силовая установка пойдёт в серийное производство не ранее 2028 года.

«С бортовым оборудованием будет намного сложнее. Сказывается провал отечественной промышленности в компонентной базе. Многое придётся закупать на Западе. Военных такой вариант однозначно не устроит, а для потенциального разработчика и производителя («Авиастар-СП») имеет смысл создать универсальную машину как для военных, так и для гражданских нужд», — констатировал источник.

По его мнению, вопрос создания нового тяжёлого транспортника решили отложить на несколько лет в силу объективных причин. При этом собеседник нашего издания не считает сложившуюся ситуацию критической.

«Конечно, было бы здорово, если бы инженеры уже начали разработку эскиза. Однако смысла это делать прямо сейчас — нет, если перспективы финансирования столь туманны, а между заказчиками отсутствует общее понимание того, каким должен быть самолёт. На мой взгляд, Россия обязательно вернётся к проектировке нового ТТС, другого выхода у нас нет, но это будет позже», — прогнозирует источник РП.

Европейские «Франкенштейны» Далее в рубрике Европейские «Франкенштейны»Смогут ли Франция и Германия создать боевой самолёт и танк нового поколения

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»