Новости – Политика
Политика
Ни сала, ни мяса
Несмотря на непростые отношения, украинского мяса в России стало больше. Фото: Светлана Боброва / ТАСС
Если Украина попадет под российские санкции, пострадают обе стороны
18 августа, 2015 08:00
8 мин
Стоило Украине наряду с несколькими другими государствами ввести расширенные санкции против РФ, как на следующий же день наше правительство расширило список стран, подпадающих под контрсанкции. Не видать нам теперь продуктов из Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна. По счастью, суммарный импорт из этих четырех держав настолько ничтожен, что вряд ли кто из россиян это «обострение отношений» вообще заметит. Но пятой в компании «новичков», пусть и на особых правах, значится бывшая житница Советского Союза — Украина. Против нее контрсанкции заработают только тогда, когда вступит в действие экономическая часть ассоциации Украины с Евросоюзом. «С кем вы, мастера кукурузы и сала?» — спрашивает Россия с пристрастием.
Сотрудничество вопреки всему
Удивительно, что этого не случилось раньше. Вообще, циничная поговорка «Солдаты воюют, а торговцы торгуют» как нельзя лучше применима к нынешним взаимоотношениям некогда братских стран. Пока пророссийские ополченцы обмениваются вылазками и обстрелами с силами АТО, украинские энергетики исправно поставляют электроэнергию в Крым, а Россия аккуратно за нее платит. Как и в старые добрые времена, идет торговля по скидкам на уголь и газ, предприниматели присматриваются к активам друг друга.
Правда, все это происходит в не сравнимых с эпохой президентства Виктора Януковича масштабах. Объемы взаимной торговли между РФ и Украиной долгое время снижались, и если в 2013 году выручка украинской стороны в этой области составила $2 млрд, то год спустя — уже $1 млрд; падение в два раза за столь краткий срок является беспрецедентным для всей истории российско-украинских взаимоотношений. А лидером по сокращению торговли с нашей страной стал продовольственный сектор, который в 2014 году отправил в Россию всего 68,1% от объемов своих же поставок 2013-го. И это, в общем, не удивительно, поскольку уже тогда Украина частично «ходила под нашими санкциями», то есть импорт сыра, картофеля, соков, плодоовощных и рыбных консервов из Незалежной был под запретом. Только в мае 2015-го запрет немного ослабили, да и то лишь в отношении сыра, розничные цены на который в России взлетели до небес. Но в целом торговлю между двумя странами комфортной не назовешь: всегда есть риск, что ветеринарные службы РФ завернут ту или иную партию товара.
Зато показатели 2015 года обещают быть для Украины более позитивными. Дело в том, что введение Москвой продовольственных санкций против стран Евросоюза разнонаправленно сказалось на украинских экспортерах. Молочная отрасль пострадала очень сильно: Россия перестала закупать в ЕС немалую долю продукции, изготовленной из украинского сырого и сухого молока, и, соответственно, спрос на «молочку» из Незалежной в государствах Евросоюза тоже сократился. А вот по мясу, напротив, наблюдается прорыв: рост по говядине — в 2,5 раза, по свинине — почти в 10 раз по сравнению с соответствующими периодами 2014 года! И все потому, что России необходимо было чем-то компенсировать прекращение поставок из ЕС и США.
На этом фоне Украина даже попросила Евросоюз отложить введение дополнительных санкций против РФ, и в феврале эта просьба была удовлетворена. Украина спешно снимала сливки с мясных поставок, однако «надышаться перед смертью» все равно, кажется, так и не успеет. Президент Украины Петр Порошенко хоть и великий мастер лавирования между «ястребами» и «прагматиками», но иногда и ему приходится принимать серьезные решения, изображая гордую непримиримость. Поэтому уже к лету 2015 года экономические соображения были отодвинуты на задний план чисто политическими.
Хорватские мандарины, которые не удалось распродать ввиду потери российского рынка из-за санкций
Хорватские мандарины, которые не удалось распродать ввиду потери российского рынка из-за санкций. Фото: Alen Gurovic / Zuma / ТАСС
«Принцип взаимности»
Само по себе присоединение Украины к западным санкциям против России носит во многом символический характер: в этой стране давно действует собственный санкционный список, куда включено куда больше российских граждан и организаций, чем в европейско-американский реестр. Но иногда и за символические жесты приходится отвечать. «Мы еще раз повторяем, что основополагающим является принцип взаимности», — напомнил суть контрсанкций пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. А премьер-министр Дмитрий Медведев несколько велеречиво пояснил: «Мы договаривались дать определенное время до 1 января следующего года для решения вопросов экономического регулирования. По истечении этого срока, если мы не сможем договориться при посредничестве ЕС — а никаких признаков этого я не вижу, — вступят в силу ранее принятые документы, которые устанавливают для Украины обычный режим торговли и эмбарго на продовольствие».
В других комментариях подчеркивалось, что договор Украины с Евросоюзом откроет украинский рынок для европейской сельскохозяйственной продукции, облегчив ее контрабанду на территорию РФ в форме реэкспорта. И основания для этих опасений есть. Несмотря на то что еще совсем недавно мы же и предупреждали Украину о риске стать «аграрным придатком» ЕС, глупо было бы не признать того факта, что сегодня Евросоюзу банально некуда девать свою сельхозпродукцию, а посему что-что, а аграрный придаток ему точно не нужен. А вот использовать Украину и Белоруссию для продвижения товаров на восток — милое дело.
Между плохим и худшим
Из угодивших под российские санкции стран запрещено ввозить мясо крупного рогатого скота, свинину, пищевые субпродукты, рыбу и ракообразных, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, колбасы. Насколько болезненным окажется запрет на импорт этих товаров для украинской стороны, а насколько — для российской? Будем откровенны: в этой гипотетической «продовольственной войне» наша страна находится в заведомо невыгодном положении. Ее юго-западная соседка при своих-то уникальных почвах и благодатном климате в любом случае себя прокормит: увы, но знаменитое наблюдение «Воткни оглоблю — вырастет тарантас» относилось отнюдь не к Нижегородской губернии. При этом Россия даже газовым голодом припугнуть Киев уже не в состоянии, поскольку Республика Крым, в свою очередь, не может существовать без украинской электроэнергии.
Впрочем, это лишь означает, что в лице Украины мы встретили довольного сильного противника в плане «соревнования» санкций. Да, с одной стороны, потери Киева от возможного продэмбарго не будут носить критического характера: там и так уже такие дыры в бюджете, что плюс-минус миллиард (а реальные суммы ущерба окажутся меньше) серьезной роли не сыграет. Но, с другой стороны, тяжело пострадает мясная промышленность, что в сочетании с фактическим прекращением импорта молока может привести к резкому сокращению поголовья рогатого скота и свиней в стране. В этом случае оставшееся мясо будет сбываться по демпинговым ценам, и дружественный нам Китай, к слову, наверняка не устоит перед соблазном выгодной покупки, как не мог он устоять перед дешевой иранской нефтью из-под полы. А на восстановление поголовья уйдут долгие годы. Так что если перед Россией стоит цель ослабить вероятного экономического противника, решение о санкциях, безусловно, верное.
В свою очередь, для РФ крайне тревожным фактом является то, что власти пока не могут внятно сформулировать, чем они собираются замещать украинский продовольственный, и в первую очередь мясной импорт. Общие слова об импортозамещении хороши на сон грядущий, но недостаточно питательны на завтрак.
Хороший полководец сперва основательно готовится к сражению, а уже потом лезет в драку. Готовность России к противостоянию с западным миром оказалась явно недостаточной, но отыгрывать назад со словами «Простите, мы забыли наладить собственное производство мяса и молока» поздновато: надо играть теми картами, которые у нас на руках. Ужесточение взаимных санкций РФ и Украины неизбежно, но ни к чему хорошему для обеих стран оно не приведет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости