Новости – Политика
Политика
Невеликий комбинатор
Фото: Александр Чиженок / ТАСС
Все выгоды от «Турецкого потока» получит Турция. Россия и Украина — в убытке
8 октября, 2015 07:00
7 мин
Руководство «Газпрома» официально объявило о радикальном сокращении мощности трубопровода «Турецкий поток», который в последние месяцы преподносится как альтернатива несостоявшемуся «Южному потоку». Пропускная способность проекта постепенно сократилась с 63 млрд кубометров в год до 15,5 кубов, при этом активные переговоры по финансовым и техническим аспектам сложившейся ситуации ведутся днем и ночью. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер разрывается между украинскими проблемами («газ — только по предоплате!»), возможным расчленением компании (создание отдельного предприятия для управления газотранспортной системой), «Силой Сибири» и другими проектами, но турецкий — в приоритете. Только это очень странный приоритет.
Алексей Миллер
Алексей Миллер. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Кыйыкёй вместо Варны
Идея «Турецкого потока» зародилась в газпромовских кабинетах, когда Евросоюз начал вставлять палки в колеса уже, казалось бы, утвержденному «Южному потоку», который должен был проходить через Черное море с востока на запад, из Анапы до Варны (Болгария), а далее разветвляться на южное (Греция — Италия) и северное (Сербия — Венгрия — Австрия) направления. Отличный проект, позволявший Европе избежать рисков из-за украинской нестабильности, был заблокирован по причинам, далеким от экономических: Болгарию буквально силой заставили саботировать «поток». Президент Владимир Путин в декабре 2014 года не отказал себе в удовольствии потрепать исторического союзника по загривку: «Раз Болгария не может вести себя как суверенное государство, раз у нее есть другие обязательства, это не наше дело».
Турция, все менее активно рвущаяся в Евросоюз, может вести себя как суверенное государство, сочли в России. И быстро договорились с президентом Турции Реджепом Эрдоганом об альтернативном маршруте: морская ветка газопровода должна выйти на землю южнее Болгарии, в европейской части Турции, в местечке Кыйыкёй, а потом по суше дойти до границы с Грецией, где должен быть устроен газовый хаб для Южной Европы. Не хотите получать газ прямо из трубы — пожалуйста, приезжайте, забирайте своими силами.
В обмен на спасение южного проекта России Турция, понятное дело, рассчитывала на хорошую скидку на газ, против чего «Газпром» в принципе не возражал. Казалось бы, все шло хорошо: Греция сейчас не в том положении, чтобы отказываться от хороших предложений, а при необходимости мы бы обошлись и без нее.
При нормализации международной обстановки турецко-греческую часть газопровода можно было бы продлить на север по образцу «Южного» — по текущему проекту Болгарию удастся обойти стороной (Греция — Македония — Венгрия — Австрия).
Газовая свинья для Украины
Главной потерпевшей при таком раскладе становилась несчастная Украина, для которой все «потоки» — кость в горле. До начала беспорядков, в 2013 году, транзит газа принес стране $3,6 млрд — из доходной части бюджета размером в $41 млрд. То есть почти 9% доходов Украина получала только за то, что удачно расположена между месторождениями газа и его потребителями. Тяжесть этих выплат ложилась как на поставщика, так и на покупателей газа, но поскольку мировые цены на газ формируются без учета его логистики, главным плательщиком Украине оставался «Газпром». Контракт по украинскому транзиту действует до 2019 года, понимания между сторонами относительно его продления нет. В таких условиях грех не подложить свинью недавним друзьям.
Разумеется, турки тоже не бескорыстны, однако по их территории будет проходить всего 180 км газопровода, то есть расходы поставщика окажутся на порядок ниже. Заплатить за подписание договора придется скидкой на сам газ, причем скидкой основательной и долговременной. На данный момент стороны вроде бы договорились, что «Газпром» «подвинется» на 10,25%; при увеличении объемов скидка может быть увеличена.
Финансирование проекта целиком ложится на российскую сторону, турецкий оператор Botas Petroleum Pipeline Corporation будет в основном координировать действия «Газпрома» с местными властями. Стоимость «потока» известна, и запредельной ее не назовешь: наземная часть проекта на территории РФ уже построена (еще в рамках «Южного потока»), это $15 млрд. Примерно столько же стоит подводный участок, а небольшая турецкая часть — $2 млрд. Причем речь идет о стоимости всего проекта, всех четырех ниток. Но как раз с этим возникли определенные сложности.
Так говорил Миллер
Если верить Алексею Миллеру (хотя вряд ли на планете еще остались столь доверчивые граждане), дело не в деньгах. Ведь совсем недавно, в июне 2015 года, он вещал: «Все проекты будут обеспечены необходимым финансированием. У "Газпрома" устойчивое финансовое положение. На протяжении пяти лет мы входим в пятерку компаний — мировых лидеров по основным финансовым показателям».
Поэтому самая напрашивающаяся версия базируется на том, что Турция, как говорилось выше, действительно является суверенным государством и суверенитет свой бережет самым серьезным образом. Два подряд нарушения воздушного пространства страны нашими военными самолетами изменили настрой турецкого общества, боевые действия россиян у границ тоже турок не порадовали, и руководство страны, которому через месяц идти на досрочные парламентские выборы, просто не могло на это не отреагировать.
По совершенно случайному совпадению сразу после необходимых дипломатических шагов (Анкара приняла разъяснения Москвы насчет воздушной проблемы) выяснилось, что строить будем не четыре нитки, а две, причем в обозримом будущем только одну, да и ту с опозданием, а вторую — когда-нибудь. И эта единственная нитка будет обслуживать главным образом нужды самой Турции. Алексей Миллер уверяет, что изменение планов никак не связано с политической обстановкой. Более того, он говорит, что это решение не Турции, а «Газпрома»: «Северный поток», по двум новым ниткам которого подписано соглашение с европейскими странами, вытесняет «Турецкий». Европе просто не нужно столько российского газа, считают в «Газпроме». Хотя до сих пор все попытки европейцев снизить энергетическую зависимость от российских месторождений оказывались неудачными.
В газовом остатке
Вероятно, частица истины есть во всех высказываниях российского горе-менеджера. Но тогда встает вопрос, зачем вообще возиться с южным направлением, ведь Турция и сейчас получает наш газ по дну Черного моря («Южный поток»), а также через ответвление от украинского транзита. Создается впечатление, что все масштабные анонсы нового газопровода были призваны всего лишь надавить на украинское руководство, «порадовать» его перспективой потери посреднического бизнеса. Вот только пока что потери несет Россия.
Внимательный читатель уже понял, к чему пришли переговоры о «Турецком потоке»: Россия за свой счет тянет газопровод в европейскую часть Турции, чтобы перекачивать через него газ той же Турции, и Анкара за это получает скидку более 10%!
Отличный бизнес, Алексей Борисович!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости