Неуправляемое газовое ралли. Надолго ли?
С начала текущего года биржевые цены на газ взлетели в четыре раза, а с середины августа и до середины сентября наблюдалось рекордное ускорение. За этот временной отрезок стоимость голубого топлива на фьючерсных рынках подскочила с 700 до более чем 800 долларов за 1000 кубометров.
Согласно отдельным прогнозам до конца осени цены на ведущих биржах могут увеличиться до тысячи долларов за кубометр. Правда, есть и предположения о том, что стоимость газа всё-таки пойдёт вниз и в итоге не некоторое время стабилизируется.
Аналитики считают, что такой необычайный рост можно назвать во многом уникальным явлением в мировой истории. Динамика не может не впечатлять: если учитывать ситуацию с ценами в прошлом году, то стоимость газа в Европе увеличилась примерно на 1000%, в Восточной Азии — на 500%. При этом в 2014-2015 годах на пике санкционной политики Запада в отношении РФ уровень цен составлял 100–150 долларов.
Подобное положение дел на рынке вызвано сочетанием нескольких факторов. Первой фундаментальной причиной является низкая заполненность европейских подземных хранилищ (ПХГ). По подсчётам Gas Infrastructure Europe, уровень заполнения составляет около 71% при норме в 92% на начало отопительного сезона, который в ЕС стартует 12 октября.
Проблема с наполненностью ПХГ вызвана тем, что в середине августа «Газпром» резко сократил поставки голубого топлива по трубопроводу Ямал — Европа. Экономической причиной для этого послужило соображение выгоды — в Азии за газ предлагают больше денег, и российская корпорация сосредоточилась на заполнении хранилищ на Востоке.
Вторым важнейшим фактором, который влияет на рост газовых цен, является неопределённость вокруг ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» (СП-2). 10 сентября «Газпром» сообщил об окончательном завершении строительства двух нитей идущей в Германию магистрали. Ежегодный совокупный объём прокачки, на который рассчитан газопровод, оценивается в 55 млрд кубометров.
Однако перед коммерческим запуском СП-2 должен быть сертифицирован немецкими властями. На все эти процедуры уйдёт порядка четырёх месяцев. В итоге Москва рассчитывает, что первый газ по контракту с ФРГ пойдёт в начале следующего года.
Но в планы эксплуатации газопровода давно вмешивается большая политика. 26 сентября в ФРГ состоятся выборы в бундестаг. В схватке за мандаты в парламенте сойдутся как сторонники, так и противники «Северного потока — 2».
Действующий канцлер Германии Ангела Меркель (пользуется поддержкой почти 70% населения) покидает политическую сцену. Отчасти из-за этого социологи прочат поражение правящему блоку ХДС/ХСС, который поддерживает СП-2.
Лидером избирательной кампании является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Она должна набрать порядка 25% голосов, ХДС/ХСС — 20%. Около 15-16% социологи отдают «Зелёным», продвигающими ультрарадикальную экологическую повестку дня, включающей саботаж проекта газопровода.
СДПГ лояльна к «Северному потоку — 2», но аналитики опасаются, что на новый состав бундестага, который должен определить состав нового правительства ФРГ, будет оказано мощное давление со стороны США.
Американцы осознают, что немцы не будут отказываться от СП-2, но наверняка попытаются убедить их не торопится с массовой прокачкой газа по нему. Тем более Россия, по контракту с Киевом, обязана до 2025 года транспортировать через украинскую газотранспортную систему (ГТС) около 40 млрд кубометров ежегодно.
Таким образом ещё несколько лет загрузка «Северного потока — 2» будет неполной. Более того, в июле Меркель и президент США Джо Байдена достигли сделки, по которой Берлин должен приложить все усилия по заключению нового соглашения о транзите российского топлива через ГТС на 10 лет, то есть до 2035 года.
Американо-немецкие договорённости обходят стороной вопрос объёмов прокачки газа. Однако, по данным Миэнерго Украины, именно 40 млрд кубометров обеспечивают безубыточную работу ГТС.
Не стоит забывать и об августовском решении суда Дюссельдорфа, по которому «Северный поток – 2» должен быть наполовину пустым. Инстанция отказалась освобождать СП-2 от требований Газовой директивы ЕС, которая жёстко регламентирует политику диверсификации.
Неопределённость относительно тактики коммерческой эксплуатации «Северного потока — 2» является драйвером для биржевой паники, которая и толкает к росту цены на газ. Долго ли это продлится?
Предсказать динамику цен практически невозможно, но очевидно, что неопределённость с эксплуатацией СП-2 может уйти только после формирования нового правительства ФРГ и завершения сертификации, а это перспектива конца 2020-го и начала 2021 года.
Также влияние на стоимость голубого топлива будут оказывать погодные условия в Европе. Чем холоднее зима, тем выше цена на газ. В числе других сопутствующих факторов — состояние ветряной генерации и иных типов возобновляемых источников энергии (ВЭИ).
Какую же выгоду может извлечь РФ из ценового ралли, если опустить сложности с коммерческой эксплуатацией «Северного потока — 2»?
Как ни парадоксально, но отказ Европы от угля и некоторых типов ГСМ, а также сокращение генерации АЭС превратили природный газ в стратегически важный энергоресурс.
Голубое топливо вписывается в строгие экологические стандарты ЕС, безусловно выигрывая в этом отношении у всех остальных традиционных источников энергии. Кроме того, европейцы давно почувствовали потолок наращивания мощностей ВИЭ.
В начале года исследовательские центры Ember и Agora Energiewende оценили долю генерации возобновляемых источников в ЕС в 38%. Такой показатель обеспечивает работа ветрогенераторов, солнечные панелей, гидроэлектростанций и сжигание биотоплива.
Однако объём производства энергии последних двух источников с 2010 года практически не увеличился, а генерация первых ВИЭ слишком сильно зависит от погоды. К тому же зелёная энергетика не способна обеспечивать крупные промышленные предприятия.
При этом для такой страны как Германия критически важно иметь постоянный и мощный источник. Собственно, им и стал природный газ, ключевым поставщиком которого выступает Россия.
На этом поприще конкурентом Москвы выступают Соединённые Штаты со своим СПГ (сниженным природным газом). Так, к середине 2020-х годов от покупок российского голубого топлива отказалась Польша, сделав выбор в пользу американского газа.
Между тем заокеанский СПГ намного дороже российского топлива из-за особенностей добычи, переработки и логистики. Германия и Австрия неоднократно подчёркивали, что не собираются заключать контракты себе в убыток. Не исключено, что в перспективе и Польша может вернуться к массовым закупкам российского топлива.
Иными словами, природный газ — это всерьёз и надолго. Продажа данного энергоресурса в ближайшие десятилетия будет приносить российской казне весьма солидные доходы, а высокие цены — сверхдоходы. Например, на сегодняшний день выручка «Газпрома» от экспорта в Европу превысила допандемийный уровень и, видимо, будет только расти.
Доминирующее положение Москвы на европейском газовом рынке, естественно, увеличивает её политический вес и влияние. Впрочем, здесь не стоит делать далеко идущих выводов. Европейские государства входят в НАТО и их интерес к нашей стране ограничен двумя фундаментальными факторами: поставка сырья и военно-политическая предсказуемость.
Нет смысла ожидать существенного потепления отношений между Москвой и ЕС, оказания РФ масштабной технологической помощи, а также возникновения острого кризиса единства Североатлантического альянса. Сотрудничество с Москвой в газовой отрасли носит для Европы исключительно прагматичный характер.
Основную ответственность за будущее России несут отечественные власти. Пользуясь положительной конъюнктурой, нашей стране имеет смысл направить доходы от экспорта газа на развитие образования, науки, медицины и поддержки наукоёмких секторов. Западные государства в таком сценарии не заинтересованы, а позиция руководства РФ пока большого оптимизма не внушает.