Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

Нелюбимый премьер. Какие реформы не дали провести Петру Столыпину?

Фото:
Фото: Ludirosta.ru
Глава правительства империи предлагал полностью перестроить страну и сознание народа
Александр Кочан
20 июля, 2021 14:38
10 мин

21 июля (8 июля по старому стилю) 1906 года императорским указом премьер-министром России был назначен Пётр Аркадьевич Столыпин. На этом посту он сменил Иван Логгиновича Горемыкина.

В этот же день 115 лет назад был распущен первый состав Госдумы, работоспособность которого оказалась на крайне низком уровне. Депутаты эксплуатировали дарованные императором эксклюзивные права, нещадно критикуя и поднимая на смех любые инициативы верховной власти.

Приход нового главы правительства воспринимался как перезагрузка российской государственной машины. Историки склоняются к мнению, что Николай II хотел видеть более эффективную исполнительную власть и более вменяемый депутатский корпус.

Второй состав Госдумы оказался немногим лучше первого, а вот с премьер-министром России повезло. Именно перед парламентариями Столыпин произнёс свою знаменитую фразу «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Программа переустройства

Столыпин был по-настоящему опытным и толковым управленцем. Его карьера началась в 1886 году, когда он поступил на службу в министерство внутренних дел. Через два года молодой чиновник перешёл в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ.

С 1889 года Столыпин развивает карьеру в Ковенской губернии (часть территории нынешней Литвы). В 1903 году Петра Аркадьевича переводят на должность главы Саратовской губернии, где особенно ярко проявился его талант хозяйственника.

Благодаря руководству Столыпина в Саратове начали строиться новые образовательные и социальные учреждения, асфальтироваться улицы, прокладываться водопровод. В городе появилось газовое освещение и модернизированная телефонная сеть.

«На посту губернатора ярко проявились такие качества Столыпина, как твёрдая воля и решительность в подавлении разного рода эксцессов экстремистского толка, а также личное мужество, проявленное им в сложных политических ситуациях», — говорится в материалах президентской библиотеки РФ.

В апреле 1906 года Столыпин по инициативе Николая II назначается министром внутренних дел, с июля он совмещает этот пост с должностью председателя Совета министров.

С советских времён пятилетнюю работу Столыпина принято ассоциировать с аграрной реформой. На этом поприще действительно было многое сделано, но современные исследователи рассматривают премьерство Столыпина как попытку проведения комплексных и глубоких реформ.

Они были нацелены не только на социально-политическую и экономическую трансформацию империи. Конечный смысл изменений, которые задумал Столыпин, сводился к формированию в России подобия того, что сейчас принято называть гражданским (правовым) обществом.

К заслугам Столыпина относят не столько конкретные дела, сколько необычайно прогрессивные для того времени взгляды. Премьер понимал, что Россия не сможет в дальнейшем развиваться без радикального повышения грамотности и уровня образования в целом, без наличия независимой судебной ветви власти, демократического самоуправления и частной коммерческой инициативы.

Об этом нечасто вспоминают, но социальный пакет реформ Столыпина предусматривал гарантию всеобщего начального образования и пенсий для пожилых и инвалидов. Император не внял рекомендациям главы правительства.

Позже, как мы знаем, эти пункты перекочевали в программу РСДРП и были реализованы большевиками в 1920-е годы.

В итоге современная Россия благодарна за ликбез и обязательные пенсии именно коммунистам. Вот ещё несколько пунктов из программы Столыпина, которого в СССР было принято записывать в «охранители» и ярые защитники «загнивающего царского режима»:

— расширение прав земств;

— неприкосновенность личности, свобода совести, защита подданных от произвольных арестов и обысков;

— страхование рабочих, предоставление им социальных гарантий в случае производственных травм и болезней;

— легализация экономических забастовок и профсоюзов;

— формирование государственной системы здравоохранения;

— уравнивание прав национальностей и религиозных конфессий, включая старообрядцев, ликвидация «черты оседлости» (рубежей, за пределами которых было запрещено поселяться евреям).

Освобождение крестьянства

Почему Столыпин начал перестраивать страну именно с деревни? Логику премьера понять ни сложно.

Во-первых, крестьяне были крупнейшим слоем российского общества. Во-вторых, изменения, которые продвигал премьер, обходили стороной острые политические вопросы, которые волновали императора.

Основные усилия Столыпина были направлены на разрушение крестьянской общины, которая в значительной мере сковывала коммерческую инициативу на селе, и не давала сформироваться классу средних и мелких собственников — фермеров, если говорить современным языком.

Благодаря реформе премьера крестьяне получили практически весь объём гражданских и экономических свобод. В частности, для них были сняты все ограничения на передвижение и избрание места жительства, окончательно отменена подушевая подать, круговая порука.

Помимо этого, крестьянам была предоставлена возможность покупать казённые земли у Крестьянского банка, возросло влияние крестьян на политику уездных и земских властей.

Столыпин, будучи ранее сам Ковенским уездным предводителем дворянства, осознавал какое мощное сопротивление его аграрная реформа вызовет в среде помещиков. Чтобы сгладить накал потенциальной конфронтации, премьер организовал кампанию по переселению крестьян за Урал, на освоение бесхозных земель Сибири и Дальнего Востока.

За период 1906—1914 годов за Урал перебрались более трёх миллионов человек, вернулись более полумиллиона. Безусловно, «возвращенцев» было много, что объяснялось прежде всего дефицитом площадей выделенных участков, трудностями в их освоении, безразличием местных чиновников. Положенной государством ссуды в 150 рублей новым поселенцам, как правило, не хватало. К тому же её выплату часто дробили.

В целом процесс переселения не был гладким, и в определённой мере в этом есть вина Столыпина.

Однако синергетический эффект от начавшегося освоения труднодоступных восточных районов гигантской империи был впечатляющим. В Сибирь удалось вдохнуть новую жизнь — в макрорегионе значительно возросло население, оживилось товарное производство, причём не только сельскохозяйственное.

Образовавшиеся за Уралом хозяйства начали конкурировать с помещичьими в западной части России. На рынке империи и Европы появилась дешёвая сибирская пшеница, что наконец-то заставило дворян искать более эффективные методы организации труда и производства.

Закат карьеры и убийство

Откуда Столыпин черпал свои идеи? Главным источником был, конечно, опыт хозяйствования и политической модернизации западных стран, которые добились впечатляющих успехов именно путём предоставления гражданам экономических свобод и базовых социальных гарантий.

Но в отличие от многих реформаторов премьер не занимался бездумным переносом западных новаций на российскую почву. Столыпин учитывал политические особенности России, многоукладность её экономики, общую неравномерность развития страны.

По своим взглядам Столыпина нельзя причислить к какому-либо конкретному политическому лагерю, хотя в постсоветских учебниках его любят называть «государственником».

Глава правительства мыслил шире любых идейно-политических установок. Например, Столыпин настаивал на демократизации местного самоуправления и судебной системы, исходя не из гуманистических принципов и эфемерных лозунгов той или иной партии, а руководствуясь пониманием того, какую практическую пользу принесут данные реформы. В этом подходе заключается своеобразие его личности и талант как государственного деятеля.

Неудивительно, что за короткий отрезок премьерства Столыпин настроил против в себя абсолютно все политические силы империи. На него нападали и монархисты, и националисты, и либеральные демократы, и социалисты, набиравшие популярность на пропаганде отстаивания интересов рабочих и крестьян.

Законопроекты Столыпина завязли при рассмотрении как второй либеральной Госдумы, так и третьего состава, полностью лояльного императору. Сам Николай II тоже стал терять энтузиазм по поводу идей преобразования России, которые продвигал премьер. Незадолго до убийства царь практически прекратил личные контакты с главой правительства.

В общей сложности на премьера покушались десять раз. В сентябре 1911 года в Киеве Столыпин стал жертвой двух выстрелов анархо-коммуниста, осведомителя Охранного отделения Дмитрия Богрова. На допросе убийца заявил, что выбор фигуры Столыпина был случайностью, но эта версия нередко подвергается сомнению.

Одно из предположений заключается в том, что физическое устранение премьера было наиболее удобным способом расставания Николая II с премьером. Косвенно на это указывает то, что в марте 1911 года царь не принял прошения Столыпина об отставке.

Однако всерьёз рассуждать о преднамеренной ликвидации Столыпина вряд ли стоит. Скорее всего, гибель главы правительства была следствием халатного отношения императора к его безопасности. В любом случае программа реформ Столыпина была обречена, что в итоге лишило Россию шанса избежать революционных потрясений.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ