Новости – Политика












Политика
Навальный стал третьим

Алексей Навальный. Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Опрос ФОМ демонстрирует, что 30 % россиян не верят в оппозицию, а самые узнаваемые бренды до сих пор — КПРФ и ЛДПР
24 октября, 2013 16:30
2 мин
Около трети граждан России думают, что политической оппозиции в стране не существует. Из тех, кто считает иначе, подавляющее большинство уверено, что она не оказывает реального влияния на положение дел в обществе. При этом в тройку оппозиционных лидеров впервые вошел Алексей Навальный. Об этом свидетельствуют данные соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) от 13 октября, находящегося в распоряжении «Русской планеты».
По мнению 30 % россиян, российской оппозиции просто нет. Число респондентов, ответивших подобным образом, последовательно растет: в июле 2004 года их было всего 18 %, в феврале 2012 года — 26 %. Стабильным остается число опрошенных, уверенных в наличии оппозиционных сил — 40 %. Еще треть россиян затруднилась ответить на вопрос о существовании оппозиции.
Большая часть вопросов задавалась социологами ФОМ тем 40 % респондентов, которые все-таки верят в присутствие оппозиционных сил в общественной жизни. В частности, их попросили назвать самые узнаваемые имена политиков, не разделяющих провластные взгляды.
В «народном» рейтинге лидеров оппозиции первое место разделили председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и глава ЛДПР Владимир Жириновский. Самыми яркими представителями оппозиции их считает почти каждый десятый из опрошенных.
Сразу за ними следует оппозиционный политик и блогер Навальный — его имя назвали 8 % россиян. Его успех, возможно, связан с предвыборной кампанией на выборах мэра Москвы, на которых он занял второе место. В прошлом опросе ФОМ, который был проведен в феврале 2012 года, Навальный вообще не попал в список оппозиционных лидеров. Тогда первое место в рейтинге также было у Жириновского с 18 % голосов, прямо за ним шел руководитель «Справедливой России» Сергей Миронов. В этот раз имя Миронова назвали 2 % респондентов: в рейтинге он стоит на пятом месте после олигарха и политика Михаила Прохорова, у которого 4 %. Миронова вспомнило столько же процентов опрошенных, сколько и депутата областной ярославской думы Бориса Немцова.
Несмотря на хорошие показатели Навального, партия его единомышленников «Народный альянс» не вошла в список узнаваемых оппозиционных движений. Первые места предсказуемо заняли КПРФ — 13 % и ЛДПР — 10%. «РПР-Парнас», от которой на место московского мэра баллотировался Навальный, считают оппозиционной силой менее 1 % россиян. Партии «Яблоко» и «Справедливая Россия» соответственно набрали 3 % и 2%.
Большинство россиян считает, что оппозиция не оказывает реального влияния на ситуацию в обществе. Всего 4 % назвали ее общественное влияние сильным, в то время как 33 % уверены, что оно слабое или вовсе отсутствует. Остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос.
Резко снизилось за год число опрошенных, уверенных, что число сторонников оппозиции растет. В феврале 2012 года таких было 20 %, а в этом октябре всего 12 %. Еще 15 % полагают, что число оппозиционеров не растет, и 3 % заметили снижение их количества.
Традиционная системная оппозиция все реже воспринимается населением как оппоненты власти, объясняет результаты опроса политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Ритуальное с точки зрения оппонирования власти поведение коммунистов, ЛДПР и справороссов уже давно дезориентировало публику. Такая деформация политической системы приводит к тому, что в ряды оппозиции люди записывают протестные группы, не являющиеся в полной мере оппозицией», — высказывает свое мнение политолог.
Российский избиратель довольно консервативен, хотя Навальному удалось завоевать определенную электоральную поддержку, отмечает Мухин.
«Навальный как раз ассоциирует себя с оппозицией, а не с протестными группами, что символизирует поворот в его политической карьере. Оппонируя на московских выборах Собянину, он смог подобрать ключи к некоторым группам электората. Другое дело, что россияне с трудом воспринимают новые партии. А вот бренды КПРФ, ЛДПР и даже "Яблоко" они хорошо помнят и периодически симпатизируют им на избирательных участках», — заключает эксперт.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости