Новости – Политика












Политика
«Мы не нефтепереработчики, мы мазутчики»

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости
Глава союза нефтегазопромышленников России предложил построить плановую экономику в одной отдельно взятой отрасли
6 февраля, 2014 16:06
8 мин
В четверг в пресс-центре «Аргументы и факты» президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль ответил на вопросы журналистов. Эксперт предсказал, что цены на бензин к концу года вырастут на 10%, и предложил государству вмешаться в процесс ценообразования, ввести талоны на заправку для малоимущих и составить план развития отрасли на 30-40 лет.
Налоги, качество и география
Эксперт начал свое выступление с анализа факторов, влияющих на ценообразование в топливной сфере. Он отметил, что от 55 до 65% цены на топливо приходится на различные налоги и акцизы.
«У нас есть такой дурацкий налог, называется НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых. То есть, если мировая цена высокая, то и у нас очень высокий НДПИ. Он сегодня составляет $140-$150 с одной тонны. А куда этот налог девать? Он переходит на стоимость моторного топлива», – объяснил Шмаль.
Помимо этого, на цену влияют высокие и постоянно растущие акцизы, продолжил эксперт.
«Было время, когда они стояли на одном месте и составляли 3629 рублей на тонну бензина, а сейчас, в 2014 году, акциз на бензин 4-го класса составляет 9916 рублей на тонну. В 2015 году акциз будет уже 10858 рублей на тонну бензина. Естественно они будут распространяться на цену на моторное топливо», – продолжил глава отраслевого союза.
Отдельно Шмаль коснулся темы качества нефтепереработки как фактора, влияющего на цену топлива.
«Сегодня глубина переработки у нас – 72%, а в США, например, 97- 98%, в Европе 85-87%. То есть мы не нефтепереработчики, мы мазутчики. Сегодня большая часть всего топлива, которое мы получаем – это мазут. Причем мазут мы продаем по цене ниже, чем цена на нефть.
Это парадокс. Мазут получается почти в два раза дешевле, чем нефть», – посетовал глава отраслевого союза и для наглядности взял в руки стакан,
пояснив свою и без того прозрачную мысль аналогией: это как если бы стакан стоил дешевле, чем стекло, из которого он изготовлен.
По данным эксперта, из одной тонны нефти в России сегодня получают 140 литров бензина, а в США – 420 литров. Выход светлых продуктов вместе с керосином, печным топливом и другими продуктами в российской нефтепереработке составляет примерно 62%, а в американской – более 80%.

Геннадий Шмаль. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ
Геннадий Шмаль. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ
Немаловажную роль в формировании цен играет и географическое положение нефтедобывающих заводов, продолжил Шмаль.
«Половина наших нефтеперерабатывающих заводов расположена вдоль Волги. Это, наверное, было правильно, когда главной транспортной магистралью у нас была река Волга, но эти времена прошли. Сегодня получается, что транспортная составляющая в цене на топливо у нас довольно большая», – поделился наблюдениями эксперт.
Заправки для бедных
Высокие цены – проблема социальная, констатировал Шмаль, предупредив, что в России значительная часть населения просто не выдержит дальнейшего подорожания топлива и вынужденно откажется от поездок на личных автомобилях.
«Нужно подумать о создании социальных заправок, где топливо стоило бы дешевле. Люди, которые получают маленькую зарплату, пенсионеры, могли бы заправляться там.
Также можно обсудить и создание талонной системы.
То есть талоны, по которым топливо стоило бы дешевле на 30-40%, чем на заправке. Часть затрат брало бы на себя государство», – предложил президент Союза нефтегазопромышленников.
В качестве аргумента эксперт привел расходы условного владельца самого бюджетного российского автомобиля – ВАЗ.
«Сегодня 1 километр проехать на «Жигулях» стоит 6,8 рублей, то есть это стоимость бензина, амортизации, я уже не говорю про ремонт. За 100 километров получается 680 рублей, это немало», – отметил он.
Еще одним способом социальной поддержки автомобилистов, по мнению эксперта, могла бы стать выработка социальных норм потребления, в пределах которых топливо отпускалось бы по фиксированной цене ниже рыночной.
Учет, контроль и планирование
России не хватает долгосрочной стратегии развития топливноэнергетического комплекса, уверен Шмаль.
«В стране должна быть достаточно четкая концепция ценообразования на топливо, которая позволит снизить остроту проблемы. У нас пока нет какой-то единой точки зрения», – отметил эксперт; по его мнению, государство должно регулировать ценообразование в отрасли, как это делается во многих других странах мира.
«Примерно 50% стран жестко регулируют цену на нефть. Причем это касается и стран с развитой рыночной экономикой – это и Канада, и Мексика. В Северной Америке только США жестко не контролируют цены, но, тем не менее, пристально за ними следят», – рассказал Шмаль.
Отсутствие контроля и регулирования сказывается на конечном потребителе не только в нефтяном секторе, но и в газовом, отметил он.
«Если сравнить с 2005 годом, то цены для населения увеличились в 3,2 раза. В июле 2013 года они составляли 4246 рублей за тысячу кубических метров. Это примерно $121. Конечно, мировые цены значительно выше, но и для нас цена выросла», – привел данные эксперт.
«Если сделать равные цены на внутреннем и внешнем рынках, мы задушим нашу промышленность. Она и так у нас неконкурентоспособна. Многие наши газохимические предприятия просто не выживут», – спрогнозировал Шмаль.
Для того, чтобы этого избежать, нужно иметь четкое представление о развитии нефтегазовой индустрии на несколько десятков лет, уверен глава отраслевого союза.
«У нас нет внятной промышленной политики, нет понимания, как мы будем развиваться через 30-40 лет. Минфин разрабатывает программу на три года. А раньше министры – тот же Столыпин, Витте – смотрели на 30-40 лет вперед», – пояснил выступающий.
«Будущее нашего нефтегазового комплекса не зависит от сегодняшних цен на рынке, от того, сколько мы сегодня добываем. Оно сегодня зависит от того, какие новые регионы мы можем привлечь к развитию, какие технологии мы можем применить, чтобы сланцевая нефть и сланцевый газ для нас были не экзотикой, а нормальным явлением», – поделился своим видением Шмаль.
Ветер против нефти
На вопрос корреспондента «Русской планеты» о том, как может измениться баланс между традиционным топливом и возобновляемыми источниками энергии, Шмаль ответил категорично.

Ветряная электростанция на автобане в Германии. Фото: Julian Stratenschulte / EPA / ИТАР-ТАСС
Ветряная электростанция на автобане в Германии. Фото: Julian Stratenschulte / EPA / ИТАР-ТАСС
«Я убежден, что до конца века, нефть, газ и уголь будут главными составляющими топливного баланса. Надо заниматься и солнцем, и ветром, и приливами, но сегодня это очень дорогое удовольствие. Германия в прошлом году только на дотации этим экзотическим видам потратила 26 млрд евро. Это больше, чем мы вложили во все развитие нефтяной промышленности России», – сказал эксперт, добавив, что в Европе доля альтернативной энергетики составляет сегодня всего 10-12%.
10% бензинового роста
В завершении пресс-конференции Геннадий Шмаль поделился своими прогнозами по ценам на топливо, но сразу отметил, что непредсказуемость курса рубля значительно осложняет эту задачу.
«Я считаю, что на 10% в течение этого года цена на бензин вырастет. Не нужно забывать и про инфляцию. В прошлом году цена топлива выросла на 7,8% – это данные статистики, на самом деле, если посчитать, будет несколько больше. А в 2014 году будет немножко расти цена нефти, будет расти курс доллара, тем более, если мы отпустим рубль, поэтому я и делаю такие прогнозы», – объяснил отраслевой эксперт, добавив, что в условиях роста цен на бензин потребителям стоило бы обратить внимание на газовое топливо.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости