«Мы не нефтепереработчики, мы мазутчики»
4 мин чтения
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Глава союза нефтегазопромышленников России предложил построить плановую экономику в одной отдельно взятой отрасли

В четверг в пресс-центре «Аргументы и факты» президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль ответил на вопросы журналистов. Эксперт предсказал, что цены на бензин к концу года вырастут на 10%, и предложил государству вмешаться в процесс ценообразования, ввести талоны на заправку для малоимущих и составить план развития отрасли на 30-40 лет.

Налоги, качество и география

Эксперт начал свое выступление с анализа факторов, влияющих на ценообразование в топливной сфере. Он отметил, что от 55 до 65% цены на топливо приходится на различные налоги и акцизы.

«У нас есть такой дурацкий налог, называется НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых. То есть, если мировая цена высокая, то и у нас очень высокий НДПИ. Он сегодня составляет $140-$150 с одной тонны. А куда этот налог девать? Он переходит на стоимость моторного топлива», – объяснил Шмаль.

Помимо этого, на цену влияют высокие и постоянно растущие акцизы, продолжил эксперт.

«Было время, когда они стояли на одном месте и составляли 3629 рублей на тонну бензина, а сейчас, в 2014 году, акциз на бензин 4-го класса составляет 9916 рублей на тонну. В 2015 году акциз будет уже 10858 рублей на тонну бензина. Естественно они будут распространяться на цену на моторное топливо», – продолжил глава отраслевого союза.

Отдельно Шмаль коснулся темы качества нефтепереработки как фактора, влияющего на цену топлива.

«Сегодня глубина переработки у нас – 72%, а в США, например, 97- 98%, в Европе 85-87%.  То есть мы не нефтепереработчики, мы мазутчики. Сегодня большая часть всего топлива, которое мы получаем – это мазут. Причем  мазут мы продаем по цене ниже, чем цена на нефть.

Это парадокс. Мазут получается почти в два раза дешевле, чем нефть», – посетовал глава отраслевого союза и для наглядности взял в руки стакан,

пояснив свою и без того прозрачную мысль аналогией: это как если бы стакан стоил дешевле, чем стекло, из которого он изготовлен.

По данным эксперта, из одной тонны нефти в России сегодня получают 140 литров бензина, а в США – 420 литров. Выход светлых продуктов вместе с керосином, печным топливом и другими продуктами в российской нефтепереработке составляет примерно 62%, а в американской – более 80%.

Геннадий Шмаль. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ

Геннадий Шмаль. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ

Немаловажную роль в формировании цен играет и географическое положение нефтедобывающих заводов, продолжил Шмаль.

«Половина наших нефтеперерабатывающих заводов расположена вдоль Волги. Это, наверное, было правильно, когда главной транспортной магистралью у нас была река Волга, но эти времена прошли. Сегодня получается, что транспортная составляющая в цене на топливо у нас довольно большая», – поделился наблюдениями эксперт.

Заправки для бедных

Высокие цены – проблема социальная, констатировал Шмаль, предупредив, что в России значительная часть населения просто не выдержит дальнейшего подорожания топлива и вынужденно откажется от поездок на личных автомобилях.

«Нужно подумать о создании социальных заправок, где топливо стоило бы дешевле. Люди, которые получают маленькую зарплату, пенсионеры, могли бы заправляться там.

Также можно обсудить и создание талонной системы.

То есть талоны, по которым топливо стоило бы дешевле на 30-40%, чем на заправке. Часть затрат брало бы на себя государство», – предложил президент Союза нефтегазопромышленников.

В качестве аргумента эксперт привел расходы условного владельца самого бюджетного российского автомобиля – ВАЗ.

«Сегодня 1 километр проехать на «Жигулях» стоит 6,8 рублей, то есть это стоимость бензина, амортизации, я уже не говорю про ремонт. За 100 километров получается 680 рублей, это немало», – отметил он.

Еще одним способом социальной поддержки автомобилистов, по мнению эксперта, могла бы стать выработка социальных норм потребления, в пределах которых топливо отпускалось бы по фиксированной цене ниже рыночной.

Учет, контроль и планирование

России не хватает долгосрочной стратегии развития топливноэнергетического комплекса, уверен Шмаль.

«В стране должна быть достаточно четкая концепция ценообразования на топливо, которая позволит снизить остроту проблемы. У нас пока нет какой-то единой точки зрения», – отметил эксперт; по его мнению, государство должно регулировать ценообразование в отрасли, как это делается во многих других странах мира.

«Примерно 50% стран жестко регулируют цену на нефть. Причем это касается и стран с развитой рыночной экономикой – это и Канада, и Мексика. В Северной Америке только США жестко не контролируют цены, но, тем не менее, пристально за ними следят», – рассказал Шмаль.

Отсутствие контроля и регулирования сказывается на конечном потребителе не только в нефтяном секторе, но и в газовом, отметил он.

«Если сравнить с 2005 годом, то цены для населения увеличились в 3,2 раза. В июле 2013 года они составляли 4246 рублей за тысячу кубических метров. Это примерно $121. Конечно, мировые цены значительно выше, но и для нас цена выросла», – привел данные эксперт.

«Если сделать равные цены на внутреннем и внешнем рынках, мы задушим нашу промышленность. Она и так у нас неконкурентоспособна. Многие наши газохимические предприятия просто не выживут», – спрогнозировал Шмаль.

Для того, чтобы этого избежать, нужно иметь четкое представление о развитии нефтегазовой индустрии на несколько десятков лет, уверен глава отраслевого союза.

«У нас нет внятной промышленной политики, нет понимания, как мы будем развиваться через 30-40 лет. Минфин разрабатывает программу на три года. А раньше министры – тот же Столыпин, Витте – смотрели на 30-40 лет вперед», – пояснил выступающий.

«Будущее нашего нефтегазового комплекса не зависит от сегодняшних цен на рынке, от того, сколько мы сегодня добываем. Оно сегодня зависит от того, какие новые регионы мы можем привлечь к развитию, какие технологии мы можем применить, чтобы сланцевая нефть и сланцевый газ для нас были не экзотикой, а нормальным явлением», – поделился своим видением Шмаль.

Ветер против нефти

На вопрос корреспондента «Русской планеты» о том, как может измениться баланс между традиционным топливом и возобновляемыми источниками энергии, Шмаль ответил категорично.

Ветряная электростанция на автобане в Германии. Фото: Julian Stratenschulte / EPA / ИТАР-ТАСС

Ветряная электростанция на автобане в Германии. Фото: Julian Stratenschulte / EPA / ИТАР-ТАСС

«Я убежден, что до конца века, нефть, газ и уголь будут главными составляющими топливного баланса. Надо заниматься и солнцем, и ветром, и приливами, но сегодня это очень дорогое удовольствие. Германия в прошлом году только на дотации этим экзотическим видам потратила 26 млрд евро. Это больше, чем мы вложили во все развитие нефтяной промышленности России», – сказал эксперт, добавив, что в Европе доля альтернативной энергетики составляет сегодня всего 10-12%.

10% бензинового роста

В завершении пресс-конференции Геннадий Шмаль поделился своими прогнозами по ценам на топливо, но сразу отметил, что непредсказуемость курса рубля значительно осложняет эту задачу.

«Я считаю, что на 10% в течение этого года цена на бензин вырастет. Не нужно забывать и про инфляцию. В прошлом году цена топлива выросла на 7,8% – это данные статистики, на самом деле, если посчитать, будет несколько больше. А в 2014 году будет немножко расти цена нефти, будет расти курс доллара, тем более, если мы отпустим рубль, поэтому я и делаю такие прогнозы», – объяснил отраслевой эксперт, добавив, что в условиях роста цен на бензин потребителям стоило бы обратить внимание на газовое топливо.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Наш рынок от этого страдает» Далее в рубрике «Наш рынок от этого страдает»Москва вновь заговорила о возможных санкциях в отношении белорусской молочной продукции Читайте в рубрике «Бизнес» Бизнес в России. Заяц в кустахДанные о вкладе малого и среднего бизнеса в экономику могут быть сильно преувеличены Бизнес в России. Заяц в кустах
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
07 февраля 2014, 13:45
А ведь еще готовится новый порядок расчета для транспортного налога, который станет напрямую привязан к экологическому классу автомобиля. То есть владельцы ВАЗов и прочих отечественных авто должны быть готовы к серьезному увеличению платы за эксплуатацию своего неэкологичного железного коня. Или искать деньги на новую иномарку.
07 февраля 2014, 17:23
Давно пора избавится от вазовских крокодилов. Во всяком случае в городской черте, пусть на ВАЗах в деревнях ездят
07 февраля 2014, 19:26
Так у деревенских как раз денег не хватит, что бы такой налог платить. Ведь ВАЗ и экология - такой же нонсенс как ВАЗ и технология.
07 февраля 2014, 15:54
Точно! И теперь ясно к чему такие пошлины на иномарки..Покупают больше ВАЗов=Платят больше государству, больше расходуют на ремонт и прочее(а это еще 18%в в иде НДС)
07 февраля 2014, 10:17
Вот что в 90х годах было? Мы вроде сами хотели контролировать качество на всех уровнях обработки свои богатства,как мы тогда думали общие. Вот те кто продвигал эти законы и убеждал людей в этом , тот больше всех и нажился на дбоыче.
07 февраля 2014, 09:52
Я одного не понимаю - почему в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей стране такие проблемы с топливом и столь высокие цены для своих же граждан!? Да и тому же аграрному сектору, особенно отечественным его субъектам, почему бы не продавать топливо по льготам, зачем душить ценами на корню, что за лютый идиотизм!!!???
07 февраля 2014, 13:42
Потому что нашим проще закупать жратву за рубежом, чем развивать свой АПК. И на перепродаже заработать можно, и фермеров до нитки обобрать тоже навар)
07 февраля 2014, 09:04
Позор когда в стране, где проживает всего 2% от населения планеты Земля и содержится 40% мировых запасов углеводородов, люди вынуждены платить за топливо европейскую цену. Особенно по сравнению с их доходами.
07 февраля 2014, 00:41
Отличное интервью, Геннадий Шмаль грамотный специалист, попложение в переработкой нефти стало откровением, это сколько у нас черного золото нерационально расходуется, переводим нефть в мазут для котельных, позор
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!