Мифы о «большой сделке». Украина останется в орбите влияния США
Российские СМИ сообщают о том, что заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд уехала из Москвы без каких-либо сделок. В частности, такую информацию со ссылкой на высокопоставленный дипломатический источник опубликовали РИА Новости.
«Могу вас заверить, что никаких сделок по Украине мы с Нуланд не заключали, никаких «разменов» или договорённостей», — сказал собеседник агентства.
Источник РИА Новости объяснил визит чиновницы Госдепа своеобразной разведкой на предмет возможного улучшения отношений между Москвой и Вашингтоном. Судя по всему, приезд в российскую столицу носил для Нуланд ознакомительный характер.
«После того как она была назначена на эту должность, в том числе ответственной за российско-американские отношения, главной её задачей было узнать, есть ли возможность улучшения на этом треке. А Украина была как добавочная «нагрузка», — отметил источник.
Собеседник агентства напомнил, что в бытность президентства Барака Обамы Нуланд активно взаимодействовала с властями РФ, в том числе с неформальным куратором «украинского направления» Владиславом Сурковым. Правда, россиянам американский дипломат больше заполнилась как один из архитекторов Майдана.
За свои «проделки» Нуланд попала под санкции России. Когда были введены рестрикции, неизвестно. Чиновница вернулась в Гослеп после инаугурации Джо Байдена.
Перед визитом в столицу РФ с неё были сняты санкции в обмен на ответный шаг со стороны США. Как известно, американцы, чтобы отправить Нуланд в Москву, вычеркнули из чёрного списка и. о. замдиректора департамента МИД РФ по нераспространению и контролю над вооружениями Константин Воронцов. В середине октября он приехал в Нью-Йорк и выступил в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН.
Нуланд посетила Москву 11-13 октября. Цель визита заявлена не была. Из публичных данных следует, что американская гостья встретилась с замминистра иностранных дел Сергеем Рябковым, помощником президента РФ Юрием Ушаковым и замглавы администрации президента России Дмитрием Козаком, который считается ключевой фигурой на «украинском направлении».
Содержание бесед в СМИ не разглашается. Сама Нуланд сказала, что они были «очень продуктивными» и «очень полезными».
«У нас было очень продуктивное обсуждение с Дмитрием Козаком по поводу наших общих интересов, а также интересов Украины, Франции и Германии, в полной имплементации минских соглашений и восстановлении мира, стабильности и украинского суверенитета на Донбассе», — приводит впечатления Нуланд в своём Twitter пресс-секретарь американского посольства в Москве Джейсон Ребхольц.
Сам Козак трактовал переговоры с американской гостьей по Украине как подтверждение безальтернативности Минских соглашений.
«В ходе переговоров была подтверждена озвученная в Женеве позиция США, что без согласования будущих параметров автономии, или другими словами, особого статуса Донбасса в составе Украины существенный прогресс в урегулировании конфликта вряд ли возможен», — цитирует Козака РБК.
Между тем стоит отметить, что Соединённые Штаты никогда прямым текстом не говорили, что всецело поддерживают Минск-2. Американцы как раз, наоборот, подчёркнуто воздерживаются от комментариев относительно ситуации с выполнением договорённостей от 12 февраля 2015 года.
Позиция Вашингтона обоснована тем, что он не может отрицать необходимость реализации Минска-2, который был одобрен резолюцией Совета безопасности ООН. При этом реальное выполнение соглашений противоречит интересам Соединённых Штатов, о чём многократно и совсем нелицемерно говорили заокеанские СМИ и эксперты.
Москва в свою очередь постоянно цепляется за возможность заявить о безальтернативности Минска-2, хотя в рафинированном виде документ далёк от идеального геополитического расклада для руководства РФ. Тлеющий конфликт в Донбассе является весомым инструментом давления на Киев, одним из немногих рычагов влияния на постмайданную элиту после госпереворота.
Как уже писала РП, у Вашингтона нет интереса в эскалации полномасштабных боевых действий. Однако американцы заинтересованы в том, чтобы сохранять очаг напряжённости на линии соприкосновения. Реинтеграция неподконтрольных территорий в состав Украины, которая предписывается первым и вторым Минском, невыгодна ни Москве, ни Вашингтону, ни Киеву.
Как бы то ни было, визит Нуланд был в большей степени продиктован соображениями дипломатической вежливости и попытками новой администрации Белого дома, в том числе в виду не совсем понятного интеллектуального состояния Байдена, прощупать почву в отношениях с Москвой.
Однако в России приезд американской гостье вызвал бурю предположений относительно так называемой «большой сделки» или big deal. Конечно, о стратегическом геополитическом размене открыто не говорилось, но намёки на «готовность» США «сдать Украину», особенно на фоне «афганского кидалова», звучали и публиковались в российских и зарубежных СМИ постоянно.
Суть утопической концепции big deal заключается в том, что Соединённые Штаты якобы ищут «опцию», которая позволит «отдать Украину» Москве в обмен на другие уступки. В Кремле подобные сценарии не комментируют, но федеральные медиа наполнены публикациями и «экспертными выкладками» по поводу того, как Киев «надоел» Западу и Вашингтону, в частности.
Например, в период обострения ситуации в Венесуэле «разгонялся» тезис о том, что США не против, если Россия прекратит защищать президента республики Николаса Мадуро. В качестве ответного жеста на тот момент администрация Дональда Трампа, дескать, намеревалась ослабить давление на Киев.
Как сейчас хорошо известно, ничего подобного не произошло: Мадуро остался на венесуэльском престоле, а Украина ещё больше отдалилась от Кремля. Мало, кто рассуждал на тему того, с какой стати Соединённые Штаты будут отказываться от геополитических завоеваний, которые принёс Майдан.
Аналогичные слухи ходили и по поводу Сирии, где в 2015 году Россия начала военную операцию. Ожидалось, что Кремль «сольёт» режим Башара Асада, а США серьёзно ослабят поддержку и бразды управления Украиной. Но события развивались по совершенно иному сценарию.
Что сейчас может быть гипотетическим предметом для «размена», не очень понятно. Часть украинских политологов склоняется к мысли о том, что предметом «большой сделки» могут быть тёплые отношения РФ с Китаем.
Дескать, Москва откажется от перспективы заключения каких-либо союзных обязательств с КНР, сократит с Пекином оборонное, военно-техническое и торгово-экономическое сотрудничество.
Также с разных сторон звучат утверждения о том, что США «боятся» конфронтации на два фронта и по этой причине заинтересованы в сглаживании острых углов в отношениях с Москвой и приходу к некоему знаменателю по Украине.
На первый взгляд подобные предположения представляются достаточно разумными, так как учитывают интересы РФ и Соединённых Штатов. Но опять-таки — текущая политика Вашингтона и реальное положение дел говорят как раз об обратном.
Девятимесячное президентство Байдена свидетельствует о том, что США лишь нарастили размеры военной помощи Украине. К тому же в ходе недавнего визита в Киев министр обороны США Ллойд Остин бросил фразу про «открытые двери» в НАТО.
В Кремле тут же дали понять, что вступление Украины и любой формат военного союзничества между Киевом и Западом станет «красной чертой» для России.
Однако такая перспектива существует. Если верить разным инсайдам, Киев готов вступить в НАТО даже с запретом на размещение иностранных войск и выполнение пунктов Устава альянса, касающегося коллективной самообороны.
Ещё один вариант (в Киеве о нём вообще открыто говорят) заключается в предоставлении Украине статуса внеблокового союзника США по примеру Южной Кореи и Японии.
Логика последних событий отчётливо свидетельствует о том, что Соединённые Штаты не собираются ослаблять присутствие на Украине и геополитическую хватку в отношении России. Рассуждения про «большую сделку» будут уместны только в том случае, если Москва получит по-настоящему мощный рычаг воздействия на Вашингтон. Сейчас подобных инструментов влияния у России нет.