Новости – Политика
Политика
«Я хотел бы еще поработать»
Марианна Максимовская и Дмитрий Медведев во время прямого эфира. Фото: Александр Астафьев / ИТАР-ТАСС
Дмитрий Медведев отчитался перед журналистами о деятельности правительства, сообщил, что пенсия у него будет большая, а политзаключенных в России нет
6 декабря, 2013 15:01
6 мин
Как и в прошлом году, к беседе с главой правительства были допущены представители «Первого канала», «России-1», НТВ, РЕН-ТВ и «Дождя». Правда, в этот раз состав тележурналистов отчасти изменился: Алексея Пивоварова, который в октябре перешел работать с НТВ на СТС, в беседе с премьером заменил ведущий программы «Центральное телевидение» Вадим Такменев. Помимо него возможность задать вопросы Медведеву получили ведущая РЕН-ТВ Марианна Максимовская, ведущая воскресного выпуска программы «Время» Ирада Зейналова, ведущий итоговой программы на «России-1» Сергей Брилев (в прошлом году «вторую кнопку» представляла Анна Шнайдер), а также главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь.
Как и в прошлом году, часть вопросов журналистов касалась медведевского будущего. Так, премьер публично прокомментировал слухи о своем возможном переходе на работу из правительства в новую объединенную структуру судов. Информация о таком развитии политической карьеры Медведева появилась еще несколько лет назад, но предметом широкого обсуждения стала в июне этого года, когда президент Владимир Путин объявил об объединении Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Медведев не стал прямо опровергать или подтверждать эти разговоры, ответив лишь, что его устраивает его нынешнее место работы. «Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. До тех пор пока я могу этим заниматься, пока есть президентское решение на этот счет, я буду этим заниматься», — сказал он.
Медведев вновь распространился о своих отношениях с главой государства. На этот раз традиционный вопрос о прочности «тандема» прозвучал в контексте недавних высказываний Путина о том, что он, Путин, не приемлет публичной критики своих решений. Многие политологи расценили это высказывание как «желтую карточку» Медведеву и его подчиненным: премьер высказал несогласие с путинской идеей вернуть Следственному комитету право заводить налоговые дела (новый порядок возбуждения дел по статье 198 и 199 УК был введен при Медведеве).
«У нас с президентом все в порядке, никакая струна между нами не натянулась. На эту минуту я — глава правительства», — заверил журналистов Медведев. При этом от ответа на вопрос Максимовской о возможности новой рокировки между президентом и премьер-министром Медведев привычно уклонился: «Я ни от чего не отказываюсь, но я хотел бы еще поработать».
В ходе разговора с журналистами Медведев обмолвился, что работать он собирается до 70 лет. По словам премьера,
недавно он воспользовался калькулятором для расчета пенсий по новой формуле и выяснил, что пенсия у него будет большой, поскольку премьер получает высокую зарплату, а трудовой стаж у него тоже будет большим.
Ведущая «Первого канала» Ирада Зейналова поинтересовалась, следует ли из этого, что он намерен возглавлять правительство вплоть до 70 лет. Медведев в ответ лишь отметил, что ему очень нравится его должность, хоть он и понимает, что глава правительства редко пользуется популярностью у людей в связи с тем, что на Белый дом часто «ложатся» непопулярные реформы. При этом Медведев сказал, что не считает новый порядок расчета пенсий неудачным или несущим какую-либо угрозу действующему правительству.
«Неужели вы думаете, что я этого боюсь? — ответил премьер на предположение о том, что он может запомниться людям непопулярными реформами. — Ты никакого решения никогда не примешь, если все время думаешь о том, как это отразится на твоем рейтинге».
На пенсионную реформу, по мнению премьера, общественное мнение отреагировало неправильно.
«Правительство не планирует отменять накопительную часть пенсии... Все разговоры, что пенсионная система становится менее прозрачной — неправильные», — заверил Медведев, объяснив, что правительство решило не повышать пенсионный возраст, а стимулировать население к продолжению работы после выхода на пенсию. Замечание Максимовской, что такой подход, по сути, является скрытым повышением пенсионного возраста, Медведев отверг, сославшись на мировой опыт. Не согласился премьер и с предположением ведущей РЕН-ТВ о том, что обещания 6-процентного роста тарифа ЖКХ оказались обманом, поскольку реальный рост составил 12 %.
«Никто не врет. Подчеркиваю: не 12 % по итогам года, а 12 % по итогам второго полугодия (когда мы увеличили тарифы), а для некоторых мест — 15 %. По итогам года у нас будет не больше чем 5,5 %», — объяснил премьер. Ситуацию вокруг инициативы с переходом на предоплату ЖКХ он также назвал недоразумением: «Никто не говорил, чтобы авансом платили все граждане. У нас 94 % россиян вовремя оплачивают, зачем же их наказывать? Речь идет только о 6 % после полугода просрочки», — пояснил Медведев.
Премьер-министр отмел всякую критику в адрес правительства. Признав, что некоторые чиновники со своей задачей не справились, он заявил, что
«в целом как команда правительство состоялось, радикальных изменений в ней быть не должно — все уже на своих местах».
«Мы испытываем то же давление, что и мировая экономика. Плюс у нас и свои внутренние причины. Но мы не можем радикально изменить ситуацию, если мировая экономика будет падать», — изложил свое видение экономической ситуации в стране Медведев, подчеркнув, что «ситуация под контролем, экономика не падает». Российская экономика продолжает расти, хотя темпы ее роста замедлились, признал он.
Часть вопросов не касалась прямых обязанностей премьер-министра, а была адресована, скорее, президенту. Отвечая на них, Медведев, который провел четыре года на посту главы государства, во всем следовал политике и риторике Путина. Так, он сказал, что, по его мнению, в России политических заключенных нет, а на вопрос об амнистии для них ответил, что фигуранты «Болотного дела» «сидят не за то, что их воззрения отличаются от воззрений Путина и Медведева, а за то, что нельзя бить полицейских».
Медведев, юрист по образованию, сказал это о подсудимых, чья вина не была доказана. Фигуранты «Болотного дела», участницы панк-группы Pussy Riot и Михаил Ходорковский, добавил он, примечательны лишь тем, что они в свое время попали «под лучи юпитера».
Именно поэтому их интересы не должны ставиться над интересами «700 тысяч человек, которые находятся в местах не столь отдаленных», заявил российский премьер-министр.
В ходе интервью Максимовская попросила Медведева прокомментировать серию запретительных инициатив депутатов Государственной думы, которые в последнее время все чаще стали затрагивать частную жизнь граждан — например, о запрете бесплатных абортов, гей-пропаганды и детских конкурсов красоты. Из-за этих инициатив Россия в глазах многих становится уже не «традиционалистской», а «ханжеской и отсталой» страной, отметила Максимовская, обращаясь к премьеру. Однако Медведев выразил несогласие с такой постановкой вопроса, отметив, что «основной линией» властей страны такие инициативы не являются.
«В каждом парламенте всегда есть инициативы системные, есть экзотические», — сказал он, отдельно отметив, что «исполнительная власть и президент» не имеют к этой активности никакого отношения.
Парламент состоит из «живых людей», уверен премьер. По его словам, авторы запретительных инициатив «не винтики системы», а их «довольно специфические инициативы» не обязательно поддерживать, но нужно уважать. Медведев добавил, что поддерживает не все депутатские идеи, отметив, что «экзотика» присутствует и в других странах. В качестве примера он привел США, где в отдельных штатах есть законы о запрете спать в кровати голым или появляться на улице без $ 10 в кармане.
По мнению политолога Константина Калачева, сегодняшнее интервью премьера своей цели достигло.
«От главы правительства кто-то мог ожидать другого: подробного рассказа о работе конкретных министерств и ведомств, о том, что происходит в области здравоохранения, в образовании, какие планы у нового министерства строительства и ЖКХ. Но Дмитрий Анатольевич предпочел другой подход — обсуждение актуальной повестки. Задачей было успокоить население, где-то сыграть роль громоотвода, а где-то осторожно сделать легкую прививку социального оптимизма. С этими задачами он, в целом, справился», — считает эксперт.
Калачев полагает, что главная мысль выступления содержалась в ответе на первый вопрос: Медведев успокоил население, живущее в ожидании кризиса.
«Он заверил, что у России есть запас прочности, хотя некоторый пессимизм вызывает заявление о зависимости российской экономики от мировой», — пояснил эксперт. Он отмечает, что по мнению некоторых экономистов, системные проблемы России не имеют отношения к мировой экономической конъюнктуре и являются проблемами внутреннего свойства: это давление силовиков на бизнес и экономику в целом, это проблема коррупции, проблема меняющегося законодательства, проблема общей атмосферы в стране, которая у инвесторов не вызывает желания инвестировать.
«Думаю, вообще он выступал не как премьер-министр, а как политик, публичный деятель. Это можно назвать возвращением в публичное пространство, хотя судя по последним опросам "Левады", второе президентство ему не грозит. Но участие в публичной политике, видимо, предполагается. То, о чем он сегодня говорил, и то, как он говорил, — так мог бы говорить президент страны», — заключил Калачев.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин видит выступление Медведева иначе. «Премьер демонстрирует, что он солидарен с главой государства и в прямом ответе на соответствующий вопрос, и в формулировках, которые были по Украине, по амнистии и так далее», — полагает эксперт. С другой стороны, он напоминает, что Медведев должен был защищать политику своего правительства в ситуации, когда оно несет ответственность за реализацию президентских указов.
«В условиях стагнации экономики это сделать все сложнее. У правительства есть свое амплуа: это "плохие бояре при хорошем царе". Хороший царь дает указы, а плохие бояре не могут его выполнить. В рамках этой ролевой функции правительства Медведев постарался защитить правительственную политику», — добавил Макаркин.
В целом политолог считает интервью премьера предсказуемым: «С учетом того, что слово Медведева не является решающим, что чиновники его не опасаются, что основные положения России в краткой и среднесрочной перспективе будут изложены президентом в его послании Федеральному собранию через несколько дней, это мероприятие было спокойным, неконфликтным и не вызвало никаких сенсаций».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости