МАКС-2021: новинки и контракты
Насыщенная деловая программа международного авиакосмического салона МАКС-2021 невольно внушает надежду на благополучное будущее российской авиации. Так, по итогам трёх дней работы структуры «Ростеха» заключили соглашений на сумму более чем 230 миллиардов рублей.
В частности, были подписаны контракты на поставку 84 вертолётов, среди которых машины для оффшорных перевозок Ми-171А3, многоцелевые «Ансат», Ка-62, Ми-38, модификации «рабочей лошадки» Ми-8. Кроме того, на экспорт пойдут Ми-35М и Ми-17В5.
Их этого списка особо выделяется Ка-62 с рулевым винтом, спрятанным в хвостовой части. Разработка машины началась ещё в 1990-х годах на основе среднего военно-транспортного вертолёта Ка-60 «Касатка» грузоподъёмностью до двух тонн. Работы затянулись на неприличный срок из-за финансовых и технических трудностей.
Макет Ка-62 впервые был представлен на выставке HeliRussia-2012 и привлёк внимание публики нетрадиционной для России одновинтовой схемой с фенестроном (защитой рулевого винта). Первый полёт Ка-62 совершил только 25 мая 2017 года. Спустя три года на ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина» было развёрнуто производство машины.
Ка-62 может поднимать в воздух до 2,0—2,5 тонны грузов и вмещать в салоне до 15 человек. С основными топливными баками вертолёт способен преодолевать до 720 километров. Машина занимает очень важную нишу, выполняя полёты в тех случаях, где не требуется грузоподъёмность Ми-8.
Получил вторую жизнь ещё один «долгострой» 90-х годов — вертолёт «Ансат», лёгкий многоцелевой аппарат в классе 3-4 тонн. Это первая винтокрылая машина, полностью сконструированная и построенная в постсоветское время. Свой первый полет вертолёт совершил в 1999 году.
Сейчас её достаточно активно покупают российские и зарубежные компании. Среди иностранных эксплуатантов крупнейшим потребителем является Китай. Большой популярностью пользуется медицинская версия «Ансата».
Положительным событием можно назвать заключение серии контрактов с Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) на поставку 58 ближнемагистральных самолётов Sukhoi Superjet 100 и 19 региональных Ил-114-300. Наименования покупателей не раскрываются, однако скорее всего ими являются отечественные организации.
SSJ-100 из-за катастрофы в Индонезии (2012) и аварии в Шереметьево (2019) получил в СМИ приставку «печально известный». Этот ярлык плотно приклеился к машине, в том числе по причине разбирательств между «Аэрофлотом», который пытался оправдать пилотов, и фирмой «Гражданские самолёты Сухого», защищавшей своё детище.
Между тем сухие факты и итоги расследования свидетельствуют о том, что оба инцидента, которые испортили репутацию машины, произошли по вине экипажа. SSJ-100 имеет все необходимые сертификаты лётной годности и прошёл испытания на безопасность.
Совершенно незаслуженно Sukhoi Superjet оказался на обочине российской авиации. На проект вылили тонны грязи, а отдельные госдеятели даже начали всерьёз предлагать перезапустить позднесоветский проект Ту-334 — машины с тремя пилотами, что совершенно неприемлемо для рыночных реалий.
Подлинной проблемой SSJ-100 является обилие иностранных комплектующих. Данное обстоятельство могло сыграть фатальную роль в судьбе самолёта, но в 2014-2015 годах была запущена программа замещения зарубежных систем, узлов и агрегатов. По всей видимости, на этом поприще удалось достичь определённых результатов.
Контракты на 58 машин и презентация бизнес-версии SSJ-100 на полях МАКС-2021 свидетельствуют о том, что проект продолжает жить и развиваться, хоть и, видимо, без иностранных заказчиков, что, конечно же, лишает Sukhoi Superjet шансов выйти на окупаемость.
Широкие перспективы перед РФ открывает программа однодвигательного лёгкого тактического самолёта (ЛТС) Су-75 (экспортное название — Checkmate). Специалисты ПАО «Сухой» предложили универсальную платформу оперативно-тактической авиации для выполнения практически всех видов боевых задач, причём по очень конкурентной цене.
Проект пока находится в начальной стадии и нуждается в крупном инвесторе. Если Москва сможет договориться со своими партнёрами по линии военно-технического сотрудничества, то Checkmate будет способен в буквальном смысле перевернуть глобальный рынок.
Прорывным самолётом в сегменте малой авиации можно назвать ЛМС-901 «Байкал», создающийся на замену Ан-2 «Кукурузник». Машина получила вместительный салон, ремонтопригодную конструкцию и современную авионику. На выходе Россия и зарубежные заказчики будут эксплуатировать недорогое и неприхотливое транспортное средство.
Порадовали на МАКС-2021 и отечественные разработчики силовых агрегатов. На выставке представлена широкая линейка вспомогательных и главных установок, перспективных турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей. Подавляющее большинство продемонстрированных изделий ещё нуждается в доработке, проведении испытаний и получении сертификатов. Но вероятность, что это произойдёт велика, так как для почти всех новинок есть рынок сбыта.
Откровенно радует на МАКС-2021 большое количество инженеров в районе 30 лет. Многие из них приняли непосредственное участие в реализации новых проектов, получив бесценный опыт, который поможет достигать профессиональных успехов в будущем.
С чем связано такое оживление авиастроительной тематики в РФ при стагнации на международном рынке, в том числе из-за пандемии ковида?
Пожалуй, главная причина — это перманентная угроза санкций. В кооперации с Западом Россия лишена возможности развивать не только военную отрасль. Дамоклов меч висит и над гражданским сегментом, который может стать жертвой рестрикций в случае обострения военно-политической ситуации.
После распада СССР технологическая зависимость России от иностранных государств достигла фантастических масштабов. Чтобы коммерческая и пассажирская авиация РФ прекратили нормальную работу, Западу не обязательно запрещать поставки самолётов. Для этого достаточно ограничить сбыт в Россию отдельных типов силовых агрегатов и бортового оборудования.
Естественно, для нашей страны с её гигантскими просторами обеспечение постоянного авиасообщения — это без малого вопрос национальной безопасности. Россия должна иметь возможность самостоятельно выпускать широкую номенклатуру изделий, которые применяются в авиации.
Полностью заместить западную продукцию невозможно. В этом и нет практического смысла. Однако застраховать отечественную авиацию от санкций вполне реально посредством разработки конкурентных гражданских самолётов, двигателей и материалов для них.